Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА DVINA29: «Поэт и смерть» — продолжение истории Пастернака на сцене Архдрамы

21.02.22
Автор: Анастасия Бондина
Фото: Роман Филковский, Артём Келарев
Источник: https://dvina29.ru/pojet-i-smert-prodolzhenie-istorii-pasternaka-na-scene-arhdramy/

«Поэт и смерть» — экспериментальный поэтический спектакль главного режиссера Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Андрея Тимошенко. Это вторая работа театра, посвященная творчеству Бориса Пастернака. Особенно интересна постановка будет тем, кто уже видел спектакль «Доктор Живаго» или только готовится к просмотру главной премьеры этого сезона.


Дмитрий Беляков и Мария Беднарчик, исполнители ролей Юрия Живаго и Мадемуазель Флери, вышли из романа и нашли на камерной сцене новые воплощения: Пастернака-поэта и Смерти.

«Гнев и возмущение. Советские люди осуждают действия Б. Пастернака» — так звучит заголовок одного из выпусков 1958 года «Литературной газеты». Нобелевская премия и травля для Пастернака с тех пор стали смертельными синонимами. Он получал удары от партийных работников, поддерживающих его высылку из страны, от главных советских писателей, требующих лишения Бориса Леонидовича советского гражданства, членов Союза писателей и Союза переводчиков, вычеркнувших его из своих списков, от друзей, которые покинули его дом, и от рядовых советских граждан, которые не читали роман, но осуждали. Травля привела писателя к скоропостижной гибели: полтора года — и Борис Леонидович уйдет из жизни.

Смерть в спектакле — собирательный образ всех этих палачей, жалкая бесчувственная функционерка в строгом костюме и темных, беспросветных очках. У нее нет истории, жалости, чувств, интереса к поэту, у нее есть только дело и последующая работа с ним — на подшив пойдет ворох скомканной бумаги, застилающей всю сцену. Эта бумага — то, что осталось от поэта вместе с его бренным телом. А что, например, останется после вас?


— Смерть не знает, что такое жизнь: у нее нет эмоций, она не ведает, что такое запахи, ощущения, прикосновения. Это пограничное состояние перехода между бытием и небытием. Холодная и властная, она приходит, чтобы забрать очередного человека. Но Поэт вступает с ней в диалог и рассказывает о жизни. Он создает настолько мощные образы, что она заинтересовывается и начинает испытывать эмоции. Поэзия — это рассказ о жизни. Это то, что помогает нам оставаться людьми, понять, что самые простые вещи в этом мире и есть самые ценные. Это настолько мощная сила, что она даже смерть может заставить чувствовать, — говорит режиссер Андрей Тимошенко.

В устах Смерти фразы этих палачей, прозаичные, в прямом смысле, выстрелы, которые привели Поэта к встрече с ней. Пастернак же отвечает ей строками из удивительно светлых, очаровательных стихов, в которых заключены главные его принципы — вера в человека, в его душу и во всемирную, всечеловечную любовь. Их образы и способы презентации — точная метафора живого и мертвого, поэтического и канцеляристского.

— Суть поэзии в том, чтобы человек смог почувствовать жизнь, — говорит Андрей Тимошенко. — Это о жизни — что может эмоциональнее и чувственнее о ней рассказать? Только поэзия.

Этот спектакль-разговор, где один герой рычит канцеляризмами, другой — отвечает напевами, а третий — сцена — выдает из стен своих рубашки и вербочки, похож на сонный паралич. Здесь, в пространстве, где у героя нет места для лжи и оправданий, где есть только желание помочь этому железу проснуться, простого диалога не может быть. Здесь мы видим стихийное повествование, многослойное, наполненное образами, рассказывающее обо всей жизни автора.


Театру поэзии отлично вторят световые решения: свет здесь децентрализован, разнообразен, необычен, фотогеничен, функционален. Удивляет, как может светиться это пространство между.

В работе с образом смерти, аллегории на функционеров, заключен прямой посыл веры в человека, даже если он потерял свой человеческий облик. В каждом из нас живет маленькая добрая девочка, которая хочет знать вкус жизни, радоваться мелочам, чувствовать запахи добра и любви. У некоторых она давно потерялась в складках жира или ссохлась вместе с совестью, но она спит где-то там глубоко внутри.

Поэт оживляет эту девочку в Смерти — он учит ее чувствам, вкусам, запахам, улыбке, рисованию и, главное, дарит тайну жизни. Но у Смерти все равно свой эскиз — она рисует силуэт поэта, и, кажется, что сейчас все закончится, но вот — мы видим, что она пририсовывает крылья.

Осталось до Вечности совсем немного — и им еще нужно успеть поиграть, повеселиться, погадать на книгах и поговорить на одном языке. Смерть в конце действия через все внутреннее противоборство говорит с Поэтом на одном языке, языке поэзии.

Герои выносят на сцену птичьи клетки, в которых лежат книги Поэта. Они открывают их, освобождая из темницы, отправляя их нам — потомкам, которые будут читать, знать Пастернака и удивляться неприветливости советских граждан. Это вневременной, нелинейный мотив в постановке — смерть здесь оживляют, а она, находясь вне времени, получив дар знания жизни, прощение, знает, что мы будем любить Пастернака.

В этих клетках, крыльях силуэта, попытках Поэта поцеловать Смерть видно Тимошенко-автора, который является режиссером сугубо мелодраматичным. «Живаго» он свел до череды слезливых постельных сцен, а «Поэт и смерть» пропитан лиричностью, которая, возможно, кому-то может показаться излишней и приторной. Андрей Николаевич по-детски любит и превозносит Пастернака-поэта и также с надрывом демонстрирует это противопоставление сторон конфликта.

Все заигрывания со Смертью все равно приведут к одному концу, и запомнит ли она эту встречу, выйдет ли из этого кабинета другой — неизвестно. Ей ничего не стоит стереть эти слезы и надеть обратно очки. Но это рассказ о надежде — возможно, об изменении отношения к кончине, где мы должны увидеть не горечь утраты, а радость освобождения и переход на новый виток. В случае с людьми пишущими — радость от соприкосновения с их словами.

— Этот спектакль для того, чтобы думать, воспринимать, настраиваться на волну образов, которые будут возникать. Это как запахи. Они пробуждают в нас воспоминания и цепляют за собой целую цепочку образов. Зрителям, как мне кажется, нужно настроиться на то, чтобы воспринимать этот спектакль именно на уровне ощущений и внутреннего отклика, — делится Мария Беднарчик.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Family drama (камерная сцена\средний формат)
С. Стивенс (по роману М. Хэддона)
Режиссёр – Алексей Ермилышев

По роману Марка Хеддона
Перевод Ольги Буховой

  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.
  • Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению. 
Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 
Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильнее выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


Режиссёр Полина Золотовицкая (г. Москва): «Мне понравилось. Это очень хороший материал. Сильная история, которая не может не трогать. Особенно когда она трогает и самих артистов. Они искренни, и это передается залу. Я видела, как люди плакали. А еще очень хорошая актерская работа М.Кузьмина.»

Николай Песочинский, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Смотрится на одном дыхании, потому что это действительно хороший театр. Сделанный на очень сложном материале на очень сложные темы. Художественно здесь ходят по лезвию ножа. Если шагнут вправо – будет душераздирающе искусственная мелодрама со слащавостью. Влево - бесчувственное обозначение. А здесь удаётся пройти по этому лезвию с позитивным результатом. Никогда не забуду образ, найденный Михаилом. Спектакль производит человечески огромное впечатление – заставляет более по-доброму что-то сделать. Хочется спасти лишнюю собаку, добрее относиться к людям с особенностями, детям, старикам... Безусловно, эта постановка пробуждает лучшее и побуждает к лучшему. Я много видел проектов инклюзивных, и тема особенных детей для меня не в новинку. Потому я не сквозь сентиментальность оцениваю. Спектакль действительно состоявшийся».

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Кристофера (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

*Спектакль победил в номинации «Приз зрительских симпатий» на престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2019 г.)



СМИ о спектакле:
Театральный критик Лариса Каневская: о «Загадочном ночном...» на Биеннале театрального искусства-2019
Газета «Архангельск»: При чем здесь убитый пудель?
Газета «Бизнес-класс»: Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека
«Регион-29»: Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка
Блогер lisisica: как лисисица плакала
Отзыв Natalya Pamsik

Премьера состоялась 24 ноября 2017 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография – Алексей Ермилышев
Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
Художник по свету – Максим Надеев 
Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

*** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!

Подробнее
0+

Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик


Продолжительность — 45 минут (без антракта) 


Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь одинокому Лису, ловкому Братцу Кролику или беззащитному цыплёнку?


«Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добре, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса», записанных американским писателем-фольклористом Джоэлем Харрисом. Несмотря на то, что сказки Дикого Запада невероятно популярны во всём мире, в России они довольно редко инсценируются, в отличие от привычных зрителю русских-народных сказок. Поэтому семейный поход в театр на «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это не только возможность насладиться остроумными диалогами и динамичным театральным действием в стиле вестерн, но и познакомится с культурой и фольклором другой страны.


Премьера состоялась 25 декабря 2015 года


Сценография и костюмы — Ирина Титоренко
Композитор — Евгений Мищенко 
Автор песен — Дмитрий Емельянов 
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Михаил Юданов


Спектакль ведет Полина Савчук

Подробнее
14+
Трагикомический фарс в 2-х действиях (основная сцена)
М.Булгаков
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 3 часа 50 минут (с антрактом)

Спектакль «Мастер и Маргарита» по великому произведению М. А. Булгакова - это история любви Мастера и Маргариты на фоне сатирически гротескной Москвы того времени.
В нашей истории Воланд со своей свитой оказывается в ужасном мире, который уже на грани своей нравственной и моральной гибели. Это атеистический мир без Бога, и без любви.
Пороки, которые зритель узнает в лице персонажей, населявших Москву, актуальны и по сей день.
На этом фоне происходит не просто история любви мужчины и женщины, а история о добре и зле, и о том, что пока еще добро побеждает, благодаря настоящей любви. Как только любовь в людях умирает, поглощаемая низменными страстями, Мир умирает.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Премьера спектакля состоялась 23 сентября 2023 г.

Режиссёр-постановщик - А. Тимошенко 
Художник-сценограф
- А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Художник по свету - О.Раввич
Музыкальное оформление - Л.Лещёв
Балетмейстер - А.Любашин
Хормейстер - О.Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Правда Севера: В Архангельском театре драмы состоялась громкая премьера — «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова

Подробнее