Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА DVINA29: «Поэт и смерть» — продолжение истории Пастернака на сцене Архдрамы

21.02.22
Автор: Анастасия Бондина
Фото: Роман Филковский, Артём Келарев
Источник: https://dvina29.ru/pojet-i-smert-prodolzhenie-istorii-pasternaka-na-scene-arhdramy/

«Поэт и смерть» — экспериментальный поэтический спектакль главного режиссера Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова Андрея Тимошенко. Это вторая работа театра, посвященная творчеству Бориса Пастернака. Особенно интересна постановка будет тем, кто уже видел спектакль «Доктор Живаго» или только готовится к просмотру главной премьеры этого сезона.


Дмитрий Беляков и Мария Беднарчик, исполнители ролей Юрия Живаго и Мадемуазель Флери, вышли из романа и нашли на камерной сцене новые воплощения: Пастернака-поэта и Смерти.

«Гнев и возмущение. Советские люди осуждают действия Б. Пастернака» — так звучит заголовок одного из выпусков 1958 года «Литературной газеты». Нобелевская премия и травля для Пастернака с тех пор стали смертельными синонимами. Он получал удары от партийных работников, поддерживающих его высылку из страны, от главных советских писателей, требующих лишения Бориса Леонидовича советского гражданства, членов Союза писателей и Союза переводчиков, вычеркнувших его из своих списков, от друзей, которые покинули его дом, и от рядовых советских граждан, которые не читали роман, но осуждали. Травля привела писателя к скоропостижной гибели: полтора года — и Борис Леонидович уйдет из жизни.

Смерть в спектакле — собирательный образ всех этих палачей, жалкая бесчувственная функционерка в строгом костюме и темных, беспросветных очках. У нее нет истории, жалости, чувств, интереса к поэту, у нее есть только дело и последующая работа с ним — на подшив пойдет ворох скомканной бумаги, застилающей всю сцену. Эта бумага — то, что осталось от поэта вместе с его бренным телом. А что, например, останется после вас?


— Смерть не знает, что такое жизнь: у нее нет эмоций, она не ведает, что такое запахи, ощущения, прикосновения. Это пограничное состояние перехода между бытием и небытием. Холодная и властная, она приходит, чтобы забрать очередного человека. Но Поэт вступает с ней в диалог и рассказывает о жизни. Он создает настолько мощные образы, что она заинтересовывается и начинает испытывать эмоции. Поэзия — это рассказ о жизни. Это то, что помогает нам оставаться людьми, понять, что самые простые вещи в этом мире и есть самые ценные. Это настолько мощная сила, что она даже смерть может заставить чувствовать, — говорит режиссер Андрей Тимошенко.

В устах Смерти фразы этих палачей, прозаичные, в прямом смысле, выстрелы, которые привели Поэта к встрече с ней. Пастернак же отвечает ей строками из удивительно светлых, очаровательных стихов, в которых заключены главные его принципы — вера в человека, в его душу и во всемирную, всечеловечную любовь. Их образы и способы презентации — точная метафора живого и мертвого, поэтического и канцеляристского.

— Суть поэзии в том, чтобы человек смог почувствовать жизнь, — говорит Андрей Тимошенко. — Это о жизни — что может эмоциональнее и чувственнее о ней рассказать? Только поэзия.

Этот спектакль-разговор, где один герой рычит канцеляризмами, другой — отвечает напевами, а третий — сцена — выдает из стен своих рубашки и вербочки, похож на сонный паралич. Здесь, в пространстве, где у героя нет места для лжи и оправданий, где есть только желание помочь этому железу проснуться, простого диалога не может быть. Здесь мы видим стихийное повествование, многослойное, наполненное образами, рассказывающее обо всей жизни автора.


Театру поэзии отлично вторят световые решения: свет здесь децентрализован, разнообразен, необычен, фотогеничен, функционален. Удивляет, как может светиться это пространство между.

В работе с образом смерти, аллегории на функционеров, заключен прямой посыл веры в человека, даже если он потерял свой человеческий облик. В каждом из нас живет маленькая добрая девочка, которая хочет знать вкус жизни, радоваться мелочам, чувствовать запахи добра и любви. У некоторых она давно потерялась в складках жира или ссохлась вместе с совестью, но она спит где-то там глубоко внутри.

Поэт оживляет эту девочку в Смерти — он учит ее чувствам, вкусам, запахам, улыбке, рисованию и, главное, дарит тайну жизни. Но у Смерти все равно свой эскиз — она рисует силуэт поэта, и, кажется, что сейчас все закончится, но вот — мы видим, что она пририсовывает крылья.

Осталось до Вечности совсем немного — и им еще нужно успеть поиграть, повеселиться, погадать на книгах и поговорить на одном языке. Смерть в конце действия через все внутреннее противоборство говорит с Поэтом на одном языке, языке поэзии.

Герои выносят на сцену птичьи клетки, в которых лежат книги Поэта. Они открывают их, освобождая из темницы, отправляя их нам — потомкам, которые будут читать, знать Пастернака и удивляться неприветливости советских граждан. Это вневременной, нелинейный мотив в постановке — смерть здесь оживляют, а она, находясь вне времени, получив дар знания жизни, прощение, знает, что мы будем любить Пастернака.

В этих клетках, крыльях силуэта, попытках Поэта поцеловать Смерть видно Тимошенко-автора, который является режиссером сугубо мелодраматичным. «Живаго» он свел до череды слезливых постельных сцен, а «Поэт и смерть» пропитан лиричностью, которая, возможно, кому-то может показаться излишней и приторной. Андрей Николаевич по-детски любит и превозносит Пастернака-поэта и также с надрывом демонстрирует это противопоставление сторон конфликта.

Все заигрывания со Смертью все равно приведут к одному концу, и запомнит ли она эту встречу, выйдет ли из этого кабинета другой — неизвестно. Ей ничего не стоит стереть эти слезы и надеть обратно очки. Но это рассказ о надежде — возможно, об изменении отношения к кончине, где мы должны увидеть не горечь утраты, а радость освобождения и переход на новый виток. В случае с людьми пишущими — радость от соприкосновения с их словами.

— Этот спектакль для того, чтобы думать, воспринимать, настраиваться на волну образов, которые будут возникать. Это как запахи. Они пробуждают в нас воспоминания и цепляют за собой целую цепочку образов. Зрителям, как мне кажется, нужно настроиться на то, чтобы воспринимать этот спектакль именно на уровне ощущений и внутреннего отклика, — делится Мария Беднарчик.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+
Чтение китайских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Китайские народные сказки в прочтении засл. арт. РФ Людмилы Советовой.

Людмила Советова встретит посетителей Избы в образе доброй бабушке Линь и расскажет несколько историй про мудрого судью Бао и его путешествия, про весёлого угольщика Вана и его ослика, про жадного богача и тень от дерева и про то, как в Китае появился тот вкусный и ароматный чай, которым она угощает своих гостей.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. 



Подробнее