Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы на камерной сцене показали поэтический спектакль «Поэт и смерть»

27.02.22
Автор: Елена Ирха
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/02/27/621b2e2652ccf1b7ff34f762.html

Спектакль является своеобразным продолжением премьеры нынешнего сезона «Доктор Живаго»

«Поэт и смерть» — спектакль по творчеству Бориса Пастернака, в нём звучат стихи из романа и не только, а также замечательные переводы Бориса Пастернака зарубежных поэтов.
621b2efe16b1b.jpg
– Этот спектакль — «Поэт и смерть» — родился в процессе работы над «Доктором Живаго», — говорит режиссёр обоих спектаклей Андрей Тимошенко. — Столько тогда было всего придумано, что жалко бросать. Но ведь всё, что хочется, в один спектакль не вместить. Особенно жалко было «бросать» поэзию Пастернака. Конечно, в «Докторе Живаго» звучат стихи, но не в такой мере, как бы нам этого хотелось. Вот так, из большого спектакля родился и вот этот, малый, для камерной сцены…

В спектакле заняты два актёра — Мария Беднарчик и Дмитрий Беляков, который в «большом» спектакле играет Юрия Живаго. Сюжет представляет собой своеобразный поединок Поэта и Смерти, которая, как яд, преследовала Поэта в советской печати, гневных выступлениях литературных начальников, письмах трудящихся, возмущённых присуждением Нобелевской премии по литературе «клеветнику» и «предателю».

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

(Борис Пастернак)

В начале спектакля Поэт связан и сломлен, добровольно подставляя шею под нож, а Смерть выглядит как механическая кукла в костюме бесполой советской дамы-товарища без чувств и эмоций. Однако в финале Поэт, вооружённый лишь поэзией, одерживает верх над Смертью, которая над ним становится уже не властна и падает побеждённой. Но Поэт в спектакле не только страдает, он любит, надеется, прощает.

Всё в спектакле — повествование, пластика, сценография, музыкальное оформление — работает на то, чтобы создать некую атмосферу, направленную на чувства зрителя. В спектакле мало света, но много местного освещения, создающего световые контрасты. Цвета тоже немного, в основном белый и чёрный и немного — синего: «Цвет небесный, синий цвет, полюбил я с малых лет…» (перевод Бориса Пастернака стихотворения грузинского поэта-романтика XIX века Николая Бараташвили).

– Замысел у нас был такой: рассказать поэзией Смерти, существу, которая не понимает, что такое жизнь, — о вкусе, цвете, запахе, чувствах, переживаниях. Всём том, из чего складывается жизнь человека, и что как раз есть в поэзии Пастернака, истоки которого — в христианстве, — считает Андрей Тимошенко. — Смерть в нашем спектакле говорит отрывисто и прозой, поэзией говорит только Поэт.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь –

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

(«На Страстной», Борис Пастернак)

Смерть не смогла устоять против Поэта, и потом они вместе выпускают из клеток книги стихов. Книги, как птицы, не могут разлететься сразу, их нужно взять в руки и прочесть. Потому дверцы остаются открытыми в сторону зрителей. Вероятно, режиссёр хотел показать, что несмотря на всегдашнюю нелёгкую российскую жизнь, в ней можно найти вдохновение, поэзию.

Возможно, так случилось и в реальности — затравленный и оболганный Борис Пастернак сохранил себя и своё творчество, а, например, обласканный властью Александр Фадеев, который был близок с Пастернаком, не смог:

И культ злоречья и мещанства

Ещё по‑прежнему в чести,

Так что стреляются от пьянства,

Не в силах этого снести.

(Борис Пастернак)

Надо сказать, что поэтического спектакля в театре драмы не было давно, это непривычный формат для актёров.

– Любой человек испытывает потребность в поэзии, хотя иногда он этого даже не осознаёт. Зрителю сегодня нужен театр поэзии. Вероятно, потому, что настоящая поэзия — это рассказ о жизни, о сегодняшней жизни. И неважно когда, в какую историческую эпоху, написаны эти поэтические строчки, — заключил Андрей Тимошенко.

Следующие показы спектакля «Поэт и смерть» в Архангельском театре драмы состоятся в середине марта.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
III Ломоносов Фест представляет: 

Спикер: ЛИХАЧЕВА Наталья Петровна, заведующий отделом «Региональный центр консервации документов и сохранения книжных памятников» АОНБ имени Н. А. Добролюбова.

Ломоносов – самый публикуемый русский автор XVIII века. Еще при его жизни вышло в свет около 80 отдельных книг и брошюр, 50 произведений были напечатаны в сборниках Академии наук. Сегодня на территории Архангельской области насчитывается 33 издания (наименования) или 64 экземпляра книг, опубликованных до 1830 года и являющихся книжными памятниками. Наибольшую ценность представляют книги, вышедшие при жизни ученого и являющиеся красноречивым свидетельством высочайшего уровня развития научной мысли в России XVIII века. Среди них 12 прижизненных изданий Ломоносова – собрания сочинений и отдельные оригинальные произведения, переводы зарубежных авторов, открывшие новый взгляд на явления мироздания и ставшие сегодня библиографической редкостью.

На выставке представлена информация об отдельных публикациях М. В. Ломоносова, вышедших в свет при жизни автора и хранящихся в фондах библиотек, музеев и архивов Архангельской области. Представленные издания отражают научные и гуманитарные интересы ученого, позволяют судить о развитии книгопечатания и о судьбах книг XVIII столетия.

Подробнее
12+
III Ломоносов Фест представляет: 

Нижневартовский театр юного зрителя (г.Нижневартовск)
Невыдуманная сказка 
А.Лифиренко, И.Пачин
Режиссер-постановщик – Иван Пачин


Продолжительность - 1 час 10 минут

Спектакль «Нижневартовск. Нефтяное «сердце»» - это захватывающее путешествие через истории, которые сделали этот город особенным. Зрители узнают тайны нефти, погрузятся в мир удивительных событий и встретятся с героями, чьи поступки оставили свой след в становлении и развитии Самотлора.
С помощью театральных приемов, музыки, стилизованных костюмов, и актерской игры оживёт прошлое Нижневартовска, позволяя проникнуться уникальным духом города, заглянуть в глубины времени и понять, каким образом формировался его сегодняшний облик.
Эта невыдуманная сказка позволит окунуться в увлекательный мир фантазии и инноваций вместе с архитектурным бюро, которое вдохновляет на мысли о том, каким может быть город будущего, и как каждый из нас может повлиять на его создание.

 

Художник-постановщик – Ольга Галицкая
Композитор – Ренат Шавалиев
Художник мультимедиа – Анна Иванова-Леонова
Художник по свету – Алёна Садова
Хореография – Андрей Короленко 

Подробнее
12+
III Ломоносов Фест представляет: 
Режиссер - Кирилл Седухин

Продолжительность - 44 минуты

Вопросом о бедах России на протяжении веков задавались мыслители и писатели, одной из нынешних бед нашей страны является борщевик Сосновского. Сегодня это растение - один из главных врагов агропромышленного комплекса и владельцев приусадебных участков. Чем не герой современной России. Возможно, пришло время разобраться, что за феномен этот борщевик.



Подробнее