Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы на камерной сцене показали поэтический спектакль «Поэт и смерть»

27.02.22
Автор: Елена Ирха
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/02/27/621b2e2652ccf1b7ff34f762.html

Спектакль является своеобразным продолжением премьеры нынешнего сезона «Доктор Живаго»

«Поэт и смерть» — спектакль по творчеству Бориса Пастернака, в нём звучат стихи из романа и не только, а также замечательные переводы Бориса Пастернака зарубежных поэтов.
621b2efe16b1b.jpg
– Этот спектакль — «Поэт и смерть» — родился в процессе работы над «Доктором Живаго», — говорит режиссёр обоих спектаклей Андрей Тимошенко. — Столько тогда было всего придумано, что жалко бросать. Но ведь всё, что хочется, в один спектакль не вместить. Особенно жалко было «бросать» поэзию Пастернака. Конечно, в «Докторе Живаго» звучат стихи, но не в такой мере, как бы нам этого хотелось. Вот так, из большого спектакля родился и вот этот, малый, для камерной сцены…

В спектакле заняты два актёра — Мария Беднарчик и Дмитрий Беляков, который в «большом» спектакле играет Юрия Живаго. Сюжет представляет собой своеобразный поединок Поэта и Смерти, которая, как яд, преследовала Поэта в советской печати, гневных выступлениях литературных начальников, письмах трудящихся, возмущённых присуждением Нобелевской премии по литературе «клеветнику» и «предателю».

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

(Борис Пастернак)

В начале спектакля Поэт связан и сломлен, добровольно подставляя шею под нож, а Смерть выглядит как механическая кукла в костюме бесполой советской дамы-товарища без чувств и эмоций. Однако в финале Поэт, вооружённый лишь поэзией, одерживает верх над Смертью, которая над ним становится уже не властна и падает побеждённой. Но Поэт в спектакле не только страдает, он любит, надеется, прощает.

Всё в спектакле — повествование, пластика, сценография, музыкальное оформление — работает на то, чтобы создать некую атмосферу, направленную на чувства зрителя. В спектакле мало света, но много местного освещения, создающего световые контрасты. Цвета тоже немного, в основном белый и чёрный и немного — синего: «Цвет небесный, синий цвет, полюбил я с малых лет…» (перевод Бориса Пастернака стихотворения грузинского поэта-романтика XIX века Николая Бараташвили).

– Замысел у нас был такой: рассказать поэзией Смерти, существу, которая не понимает, что такое жизнь, — о вкусе, цвете, запахе, чувствах, переживаниях. Всём том, из чего складывается жизнь человека, и что как раз есть в поэзии Пастернака, истоки которого — в христианстве, — считает Андрей Тимошенко. — Смерть в нашем спектакле говорит отрывисто и прозой, поэзией говорит только Поэт.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь –

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

(«На Страстной», Борис Пастернак)

Смерть не смогла устоять против Поэта, и потом они вместе выпускают из клеток книги стихов. Книги, как птицы, не могут разлететься сразу, их нужно взять в руки и прочесть. Потому дверцы остаются открытыми в сторону зрителей. Вероятно, режиссёр хотел показать, что несмотря на всегдашнюю нелёгкую российскую жизнь, в ней можно найти вдохновение, поэзию.

Возможно, так случилось и в реальности — затравленный и оболганный Борис Пастернак сохранил себя и своё творчество, а, например, обласканный властью Александр Фадеев, который был близок с Пастернаком, не смог:

И культ злоречья и мещанства

Ещё по‑прежнему в чести,

Так что стреляются от пьянства,

Не в силах этого снести.

(Борис Пастернак)

Надо сказать, что поэтического спектакля в театре драмы не было давно, это непривычный формат для актёров.

– Любой человек испытывает потребность в поэзии, хотя иногда он этого даже не осознаёт. Зрителю сегодня нужен театр поэзии. Вероятно, потому, что настоящая поэзия — это рассказ о жизни, о сегодняшней жизни. И неважно когда, в какую историческую эпоху, написаны эти поэтические строчки, — заключил Андрей Тимошенко.

Следующие показы спектакля «Поэт и смерть» в Архангельском театре драмы состоятся в середине марта.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+
Чтение китайских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Китайские народные сказки в прочтении засл. арт. РФ Людмилы Советовой.

Людмила Советова встретит посетителей Избы в образе доброй бабушке Линь и расскажет несколько историй про мудрого судью Бао и его путешествия, про весёлого угольщика Вана и его ослика, про жадного богача и тень от дерева и про то, как в Китае появился тот вкусный и ароматный чай, которым она угощает своих гостей.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. 



Подробнее