Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: Космоопера с куклами и Большой взрыв: в Архангельск приехал театр «Трикстер»

24.05.22
Автор: Мария Атрощенко
Источник: https://region29.ru/2022/05/24/628b7b44b16e07c2ff073672.html

С 24 по 26 мая в столице Севера пройдут «Большие гастроли» независимого театра «Трикстер».

С недавних пор федеральная программа поддерживает и гастроли частных театров. Так, в прошлом сезоне «архдрама» принимала театры «Особняк» и «Эскизы в пространстве». В этом сезоне единственным «негосом», который под эгидой проекта приехал в Архангельск, стал театр «Трикстер». 

Театр, который в 2010 году создали Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, не случайно носит имя архетипического персонажа — плута, изменчивого духа, привносящего во всё элемент хаоса, нарушающего правила. «Трикстер» тоже не любит играть по правилам, рассказала на пресс-конференции перед началом гастролей в Архангельске Мария Литвинова.

— У нас все спектакли разные, и они ломают традиции, закономерности, — пояснила она. — Как и трикстер, который нарушает социальные нормы, меняет «хорошо» и «плохо». Он вроде и отрицательный персонаж, но его все любят.

В Архангельске «Трикстер» сыграет три спектакля, все — примеры синтетического театра, где соединяются элементы оперы, театра кукол, хореографии, циркового искусства и различные шоу-эффекты. Все три спектакля, которые привёз «Трикстер» — уличные, но адаптированные под сцену.

«Робер Лепаж и мы!»

Откроет гастроли космоопера «Дидона и Эней». Барочную оперу Генри Пёрселла о любви царицы Карфагена к троянцу Энею режиссёр Вячеслав Игнатов перенёс в космос. 

— Эней — это такой заблудший космический странник, который прилетел к Дидоне на её планету, — рассказала Мария Литвинова. — Вместе с художницами Ольгой и Еленой Бекрицкими мы придумали параллельную космическую вселенную, в которой всё это происходит. Наши герои — куклы. Мы их на 3D-принтере напечатали. Мы делаем большой упор на театр кукол, на театр формы. Мы с Вячеславом закончили факультет театра кукол в петербургской театральной академии (ныне — РГИСИ — ред.) и считаем, что кукольная линия недораскрыта в российском театре. Хотя возможности там безграничные. Мы много работаем с куклами именно в оперном театре. Это незанятая ниша: по-моему, в ней только Робер Лепаж и мы!

Партию Энея исполняет солист Пермского театра оперы и балета Эдуард Морозов. К экспериментам ему не привыкать. Пермская опера и до «Кармен» Константина Богомолова была в авангарде современного театра. Первая кукольная опера (да ещё и квест к тому же!) — «Путешествие в страну джамблей» — появилась там в 2014 году как раз благодаря «Трикстеру».

— Солисты были в шоке! — добавил Эдуард Морозов. — Все говорили: «Давайте мы споём, а куклами пусть кто-нибудь другой поработает…». 


— Но Теодор Курентзис, который тогда ещё был художественным руководителем, утвердил эту концепцию, — пояснила Мария Литвинова. — Ведь в этом весь кайф, в этом весь трюк, когда солист одновременно поёт и работает с куклой.

Тогда-то Эдуард Морозов и познакомился с «Трикстером». И когда его пригласили солистом в «Дидону и Энея», согласился, не раздумывая, готовый на всё.

Дабстеп на стихи Пушкина

Второй спектакль — «Руслан и Людмила». С ним тоже не всё так просто. 

— Нам очень хотелось разрушить стереотип восприятия этого произведения, показать, что Пушкин — это современно, — рассказала Мария Литвинова. — И мы поставили спектакль в стилистике компьютерной игры. Это такая жанровая смесь. Там и современная музыка — композитор Максим Сергеев написал для нас практически дабстеп на стихи Пушкина, — и цирковые номера, и сценический бой. В спектакле работают профессиональные каскадёры.

А ещё в спектакле — какие-то грандиозные костюмы. По словам Марии Литвиновой, каждый стоит по 80 тысяч рублей.

«Вселенная, наблюдающая саму себя»

Ну, и закроет гастроли научный спектакль по мотивам теории Большого взрыва «Как создать Вселенную». В науке «Трикстер» нашёл для себя неисчерпаемый источник вдохновения.

— Театр — довольно сложная, неповоротливая штука, и сделать в нём какие-то открытия довольно сложно, — отметила Мария Литвинова. — А наука делает феноменальные открытия ежедневно! Иногда слушаешь каких-нибудь математиков — ничего не понятно, но так интересно! Просто амброзия для ушей. Начать мы решили с простого. Теорию Большого взрыва, в принципе, плюс-минус знает каждый. Я вчера была в павильоне «Космос» на ВДНХ, там работает небольшая экспозиция по теории Большого взрыва. И лектор сказал такую фразу: «Мы ничто иное, как Вселенная, наблюдающая саму себя». В общем-то, об этом наш спектакль.

В спектакле заняты танцоры, артисты цирка и два актёра — близнецы Павел и Данила Росомахины, известные по спектаклю Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее