Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера: Школа сценических искусств Архангельского театра драмы провела выпускной спектакль

12.06.22
Автор: Татьяна Евграфова
Фото: Наталья Мокеева
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/06/12/62a54388238d08061a713652.html

“Alice Ludens” – «Алиса играющая» – так называется выпускной спектакль, который 27 мая представили ученики Школы

На камерной сцене Архангельского театра драмы выступили сразу три группы, с которыми на протяжении двух лет работали актёры театра. Мария Новикова курировала младшую, Мария Беднарчик – среднюю, Наталия Латухина – старшую.

Обаятельное безумие

В зале зрителей просят потесниться. За движением каждого начинающего актёра будут неотрывно смотреть родные глаза. В атмосфере общего волнения воздух выпили залпом. Пора начинать играть.

Весь спектакль – это, действительно, игра детей-озорников в «Страну чудес», в которую зритель стремительно падает вниз головой. Здесь оказалось сразу три Алисы: маленькая, средняя и большая. Интересный ход, ведь в сказке Алиса постоянно то растёт, то уменьшается, то снова растёт. Впрочем, ведь с подростками в жизни тоже так: для чего‑то они ещё маленькие, но спрашивают с них уже как с больших.

Маленькая Алиса, плывущая в «море слёз», большая Алиса, отправляющая посылку своим ногам, средняя Алиса, пытающаяся понять правила поведения за столом у безумного Зайца.

Кажется вполне логичным, что в какой‑то момент она встречает трёх разных по возрасту сумасшедших Шляпников.

Минимализм в оформлении спектакля лишь усиливает яркость образов. Белая одежда актёров напоминает чистый лист бумаги. Листы бумаги стали кулисами и задником, кубики из крафта превращаются в чашки в сцене чаепития в гостях у безумного Зайца, служат столами присяжных в «зале суда», а порой герои перекидывают их друг другу, будто мяч в очередной дворовой игре.

Оказавшись в загадочном месте, зритель вместе с Алисой то удивляется происходящему, пытаясь осознать очередную чепуху, то уже и вовсе перестаёт удивляться. Всё это иногда напоминает реальную картину мира.

После спектакля возникает ощущение, будто только что видел странный сон, но, пробудившись, помнишь лишь самые яркие моменты: коллективное исполнение роли гусеницы старшей группой, всех трёх Алис и Шляпника, читающего рэп на стихи русских классиков, вечно спящую Соню и бумажную улыбку Чеширского Кота, парящую в воздухе. Особенно его диалог с героиней, определяющий суть актёрского ремесла.

– Что? Я ненормальная?

– Конечно! Иначе ты бы сюда не попала!

«Если врёшь, ври уверенно!»

Сразу после спектакля каждая группа уходит со своим куратором на «разбор полётов». В средней группе Марии Беднарчик – подростки от 12 до 16 лет. В комнате шум, смех, радостные крики. Эмоции и накопленное волнение наконец‑то выплёскиваются наружу.

– Если ты врёшь, то ври уверенно, – ребята окружают своего педагога, которая начинает комментировать игру каждого юного актёра. – Даже если делаешь неправильно, то, как говорит моя мама, делай «на голубом глазу». Понял?

– Алло! – перекрикивая всех, перетягивает на себя одеяло внимания Пётр, сыгравший безумного Шляпника. – Тут все ржут! Я скоро приду, – он словно занимает собой всё пространство.

Девятиклассник Петя, парень высокий и харизматичный, невольно притягивает к себе взгляды. Он, кажется, и сам об этом догадывается. По его словам, ему поставили задачу всё время улыбаться и быть сумасшедшим. И у него получилось.

– Я хочу сказать, что вы все большие молодцы, – продолжает Мария. – Собрались!

– Пот капал, я слишком энергично танцевал в этой кофте, – врезается в разговор Петя.

– Когда пели «Маленькой ёлочке холодно зимой», – говорит Мария, – нужно было чуть‑чуть подождать, дать зрителям время отсмеяться, чтобы люди смогли отреагировать. Вам же и самим приятно, когда есть ответная энергия. Не надо её рубить.

– Диана, – обращается актриса к девочке, сыгравшей спящую Соню, – я поняла, что ты слышишь, как на тебя реагируют, и ты стала по‑другому разговаривать, сразу стало живее.

У Дианы две косички и смеющиеся озорные глаза. Играть Соню ей очень понравилось, так как та всё время спит, а в реальной жизни десятиклассница много учится и уже не помнит, что такое полноценный сон. Сейчас девушка обдумывает план поступления в театральный, ищет своего мастера и мечтает вернуться работать в Архангельский театр драмы, чтобы стать частью именно этой команды актёров.

– Честно, волнения на сцене не было, – отмечает 17‑летний Рома. Он тоже мечтает стать актёром. По его словам, благодаря занятиям в Школе ему стало легче выступать на публике и говорить о своих чувствах.

– У Пети видела, что «кружечка» в руках дрожала, как будто нервничаешь, – мягко подтрунивает над подростком Мария Беднарчик.

– Он репетировал за сценой, чтобы было правдоподобно, – защищают его девчонки.

– Надо тогда, чтобы вот так дрожало, – показывает педагог дрожь в руках.

– Но это нереалистично, – в шутку возражает Петя.

– Тут вообще мало что реалистично. Шляпник, у которого на резинке шляпа с проваливающимся дном, – это тоже нереалистично.

Оценивая работу ребят, Мария Беднарчик отмечает, что удалось не только раскрепостить их, снять блоки и зажимы, но самое главное – научить их на сцене думать.

– Чтобы быть актёром, нужно не оценивать себя, не бояться ошибиться, – говорит актриса. – Кого‑то нужно вытащить из своего «домика», выстроить то пространство, в котором ему будет комфортно раскрываться. Кого‑то, наоборот, слишком много, и нужно научить его прибирать себя, чтобы не брызгать вокруг, а быть более конкретным.

«Сможем и в обморок упасть, и подраться…»

Чувствуется, что ребятам хорошо здесь друг с другом и, несмотря на то что на часах почти девять вечера, расходиться совсем не хочется. Увидев журналиста, они с радостью готовы общаться дальше. Интересно слушать, как подростки сами анализируют те внутренние изменения, которые с ними произошли за время учёбы в Школе.

– Теперь я наблюдаю за действием спектакля не просто как зритель, – рассказывает Диана Рядовкина, – а вижу дополнительные смыслы, улавливаю подтексты, понимаю, что означают предметы на сцене. Во мне будто поселилось чудо. Это когда ты видишь всё только самое лучшее в мире. Хочется снова и снова приходить в театр.

Девятиклассница Даша Клюжник приезжала на занятия и репетиции из Северодвинска.

– Подумаешь, дорога! Я считаю, это хорошая возможность. У нас были уроки актёрского мастерства, сценического движения. Мы научились делать трюки, например, падали в обморок со стула!

– На экзамене сможете упасть в обморок?

– И в обморок упасть, и подраться, если нужно.

– Когда я первый раз сюда пришла, – подхватывает восьмиклассница Алина, – думала, выйду на сцену, скажу свои слова, и всё, а оказывается, нужно всё это проживать внутри. Интересный процесс. Здесь мы нашли много новых друзей. На следующий год планируем вернуться, надеемся, что будем заниматься в этом же составе.

Ребята пишут друг другу на память приятные слова на листочке, оформленном в рамочку. Девятиклассница Соня Некрасова решила, что поставит её на письменный стол. Она сегодня испытала двойное волнение, так как с утра писала ОГЭ по обществознанию. По её словам, больше переживала за выступление в театре, чем за экзамен. Да и подготовка к спектаклю съела всё время, но она так счастлива от всего происходящего, что совсем не переживает за оценку.

– Я мечтала стать режиссёром, но передумала, – делится она своими мыслями. – Я не думала, что на обучение нужно столько времени: сначала отучиться на актёра, потом на режиссёра, потом получить квалификацию режиссёра театра или кино. Не знала, что всё так сложно.

После 11 класса Соня решила убить одним выстрелом сразу трёх зайцев: подавать документы в театральный, «на менеджера» и ещё пройти курсы на фотографа.

Переосмысление актёрской профессии, наверное, главный итог двухлетней работы ребят в Школе сценических искусств. Кто‑то осознал, что это не его история и ушёл ещё в начале пути. Многие из тех, кто дошёл до итогового спектакля, хотят продолжить заниматься в следующем учебном году. Их не отпускает мечта о сцене, и они уже сейчас занимаются речью, вокалом, хореографией, вынашивают амбициозные планы поступления в «золотую шестёрку» лучших театральных институтов нашей страны. Как бы ни сложилась их жизнь, пусть им удастся сохранить в себе детское озорство и умение играть, даже если совсем не понимаешь правил.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее