Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера: Школа сценических искусств Архангельского театра драмы провела выпускной спектакль

12.06.22
Автор: Татьяна Евграфова
Фото: Наталья Мокеева
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/06/12/62a54388238d08061a713652.html

“Alice Ludens” – «Алиса играющая» – так называется выпускной спектакль, который 27 мая представили ученики Школы

На камерной сцене Архангельского театра драмы выступили сразу три группы, с которыми на протяжении двух лет работали актёры театра. Мария Новикова курировала младшую, Мария Беднарчик – среднюю, Наталия Латухина – старшую.

Обаятельное безумие

В зале зрителей просят потесниться. За движением каждого начинающего актёра будут неотрывно смотреть родные глаза. В атмосфере общего волнения воздух выпили залпом. Пора начинать играть.

Весь спектакль – это, действительно, игра детей-озорников в «Страну чудес», в которую зритель стремительно падает вниз головой. Здесь оказалось сразу три Алисы: маленькая, средняя и большая. Интересный ход, ведь в сказке Алиса постоянно то растёт, то уменьшается, то снова растёт. Впрочем, ведь с подростками в жизни тоже так: для чего‑то они ещё маленькие, но спрашивают с них уже как с больших.

Маленькая Алиса, плывущая в «море слёз», большая Алиса, отправляющая посылку своим ногам, средняя Алиса, пытающаяся понять правила поведения за столом у безумного Зайца.

Кажется вполне логичным, что в какой‑то момент она встречает трёх разных по возрасту сумасшедших Шляпников.

Минимализм в оформлении спектакля лишь усиливает яркость образов. Белая одежда актёров напоминает чистый лист бумаги. Листы бумаги стали кулисами и задником, кубики из крафта превращаются в чашки в сцене чаепития в гостях у безумного Зайца, служат столами присяжных в «зале суда», а порой герои перекидывают их друг другу, будто мяч в очередной дворовой игре.

Оказавшись в загадочном месте, зритель вместе с Алисой то удивляется происходящему, пытаясь осознать очередную чепуху, то уже и вовсе перестаёт удивляться. Всё это иногда напоминает реальную картину мира.

После спектакля возникает ощущение, будто только что видел странный сон, но, пробудившись, помнишь лишь самые яркие моменты: коллективное исполнение роли гусеницы старшей группой, всех трёх Алис и Шляпника, читающего рэп на стихи русских классиков, вечно спящую Соню и бумажную улыбку Чеширского Кота, парящую в воздухе. Особенно его диалог с героиней, определяющий суть актёрского ремесла.

– Что? Я ненормальная?

– Конечно! Иначе ты бы сюда не попала!

«Если врёшь, ври уверенно!»

Сразу после спектакля каждая группа уходит со своим куратором на «разбор полётов». В средней группе Марии Беднарчик – подростки от 12 до 16 лет. В комнате шум, смех, радостные крики. Эмоции и накопленное волнение наконец‑то выплёскиваются наружу.

– Если ты врёшь, то ври уверенно, – ребята окружают своего педагога, которая начинает комментировать игру каждого юного актёра. – Даже если делаешь неправильно, то, как говорит моя мама, делай «на голубом глазу». Понял?

– Алло! – перекрикивая всех, перетягивает на себя одеяло внимания Пётр, сыгравший безумного Шляпника. – Тут все ржут! Я скоро приду, – он словно занимает собой всё пространство.

Девятиклассник Петя, парень высокий и харизматичный, невольно притягивает к себе взгляды. Он, кажется, и сам об этом догадывается. По его словам, ему поставили задачу всё время улыбаться и быть сумасшедшим. И у него получилось.

– Я хочу сказать, что вы все большие молодцы, – продолжает Мария. – Собрались!

– Пот капал, я слишком энергично танцевал в этой кофте, – врезается в разговор Петя.

– Когда пели «Маленькой ёлочке холодно зимой», – говорит Мария, – нужно было чуть‑чуть подождать, дать зрителям время отсмеяться, чтобы люди смогли отреагировать. Вам же и самим приятно, когда есть ответная энергия. Не надо её рубить.

– Диана, – обращается актриса к девочке, сыгравшей спящую Соню, – я поняла, что ты слышишь, как на тебя реагируют, и ты стала по‑другому разговаривать, сразу стало живее.

У Дианы две косички и смеющиеся озорные глаза. Играть Соню ей очень понравилось, так как та всё время спит, а в реальной жизни десятиклассница много учится и уже не помнит, что такое полноценный сон. Сейчас девушка обдумывает план поступления в театральный, ищет своего мастера и мечтает вернуться работать в Архангельский театр драмы, чтобы стать частью именно этой команды актёров.

– Честно, волнения на сцене не было, – отмечает 17‑летний Рома. Он тоже мечтает стать актёром. По его словам, благодаря занятиям в Школе ему стало легче выступать на публике и говорить о своих чувствах.

– У Пети видела, что «кружечка» в руках дрожала, как будто нервничаешь, – мягко подтрунивает над подростком Мария Беднарчик.

– Он репетировал за сценой, чтобы было правдоподобно, – защищают его девчонки.

– Надо тогда, чтобы вот так дрожало, – показывает педагог дрожь в руках.

– Но это нереалистично, – в шутку возражает Петя.

– Тут вообще мало что реалистично. Шляпник, у которого на резинке шляпа с проваливающимся дном, – это тоже нереалистично.

Оценивая работу ребят, Мария Беднарчик отмечает, что удалось не только раскрепостить их, снять блоки и зажимы, но самое главное – научить их на сцене думать.

– Чтобы быть актёром, нужно не оценивать себя, не бояться ошибиться, – говорит актриса. – Кого‑то нужно вытащить из своего «домика», выстроить то пространство, в котором ему будет комфортно раскрываться. Кого‑то, наоборот, слишком много, и нужно научить его прибирать себя, чтобы не брызгать вокруг, а быть более конкретным.

«Сможем и в обморок упасть, и подраться…»

Чувствуется, что ребятам хорошо здесь друг с другом и, несмотря на то что на часах почти девять вечера, расходиться совсем не хочется. Увидев журналиста, они с радостью готовы общаться дальше. Интересно слушать, как подростки сами анализируют те внутренние изменения, которые с ними произошли за время учёбы в Школе.

– Теперь я наблюдаю за действием спектакля не просто как зритель, – рассказывает Диана Рядовкина, – а вижу дополнительные смыслы, улавливаю подтексты, понимаю, что означают предметы на сцене. Во мне будто поселилось чудо. Это когда ты видишь всё только самое лучшее в мире. Хочется снова и снова приходить в театр.

Девятиклассница Даша Клюжник приезжала на занятия и репетиции из Северодвинска.

– Подумаешь, дорога! Я считаю, это хорошая возможность. У нас были уроки актёрского мастерства, сценического движения. Мы научились делать трюки, например, падали в обморок со стула!

– На экзамене сможете упасть в обморок?

– И в обморок упасть, и подраться, если нужно.

– Когда я первый раз сюда пришла, – подхватывает восьмиклассница Алина, – думала, выйду на сцену, скажу свои слова, и всё, а оказывается, нужно всё это проживать внутри. Интересный процесс. Здесь мы нашли много новых друзей. На следующий год планируем вернуться, надеемся, что будем заниматься в этом же составе.

Ребята пишут друг другу на память приятные слова на листочке, оформленном в рамочку. Девятиклассница Соня Некрасова решила, что поставит её на письменный стол. Она сегодня испытала двойное волнение, так как с утра писала ОГЭ по обществознанию. По её словам, больше переживала за выступление в театре, чем за экзамен. Да и подготовка к спектаклю съела всё время, но она так счастлива от всего происходящего, что совсем не переживает за оценку.

– Я мечтала стать режиссёром, но передумала, – делится она своими мыслями. – Я не думала, что на обучение нужно столько времени: сначала отучиться на актёра, потом на режиссёра, потом получить квалификацию режиссёра театра или кино. Не знала, что всё так сложно.

После 11 класса Соня решила убить одним выстрелом сразу трёх зайцев: подавать документы в театральный, «на менеджера» и ещё пройти курсы на фотографа.

Переосмысление актёрской профессии, наверное, главный итог двухлетней работы ребят в Школе сценических искусств. Кто‑то осознал, что это не его история и ушёл ещё в начале пути. Многие из тех, кто дошёл до итогового спектакля, хотят продолжить заниматься в следующем учебном году. Их не отпускает мечта о сцене, и они уже сейчас занимаются речью, вокалом, хореографией, вынашивают амбициозные планы поступления в «золотую шестёрку» лучших театральных институтов нашей страны. Как бы ни сложилась их жизнь, пусть им удастся сохранить в себе детское озорство и умение играть, даже если совсем не понимаешь правил.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее