Театральная газета: "Мне нравится, что вы мне светите"
30.06.22
В третий день фестиваля "Коляда-plays" Архангельский драматический театр им. М.В. Ломоносова показал спектакль Ивана Братушева по пьесе Николая Коляды "Венский стул".
"Уважаемые зрители. Герои нашего эксперимента вас не слышат и не видят. Убедительная просьба; не пытайтесь им помочь или освободить их. Пожалуйста, оставайтесь на своих местах и строго выполняйте наши инструкции".
Именно с таких слов начинается спектакль Ивана Братушева. На сцене мы видим огромный куб, скрытый под белой тканью, а перед ним стоят три женские фигуры в белоснежных халатах. Лица их скрыты за медицинскими масками. В руках у них странные предметы: ножницы, клубок красной нити и мерная рулетка. Так в предстоящем эксперименте будут выглядеть мойры - богини судьбы, которым подчинялись даже древнегреческие боги. Предрекающая смерть Атропос вскоре скроется за кулисами - обрезать нить жизни она сегодня никому не будет. Лахесис также уйдет - жизнь нашим героям уже отмерена. Останется лишь Клото - она присоединиться к зрителям в первом ряду, чтоб наблюдать, как сплетаются нити судеб наших героев.
Все это время участники эксперимента лежали на полу в клетке под белой тканью. На лицах их маски из глины, которая залепила глаза. Они слепы. Очнувшись, мечутся по клетке, не замечая друг друга. Вот и в жизни так бывает: мечешься, как слепой котенок, бежишь куда-то, но счастья так и не заметишь. А ведь стоит только открыть глаза, убрать то, что мешает видеть.
Чик-чик...
"- Я не такой! Со мной нужно... чикаться!
- Наверное, тут все так говорят. Только не я. Я со всеми соглашаюсь. И помалкиваю".
В агрессивной среде клетки каждый ведет себя по-разному. ОН (Вадим Винтилов) отчаянно пытается выбраться, бороться, во что бы то ни стало. Как загнанный зверь, кидается на прутья, кричит, требует, чтобы его выпустили. С ним надо чикаться! Он не позволит так с собой обращаться! Ему противна эта женщина!
ОНА же (Татьяна Сердотецкая) будет покорно соглашаться со всем и подстраиваться под ситуацию, ведь так ее учили. Тихим вкрадчивым голосом она буде успокаивать своего сокамерника, предложит ему помощь, вытащит из капкана прутьев, натерев мылом. ОНА опекая несчастного ЕГО, как бы он ни "ерепенился".
Актерская игра, такая комфортная и продуманная до мелочей, завораживает. Прием памяти физических действий подключает воображение зрителя и дает понять, что предметы, которые представляют себе герои, гораздо важнее всего, что окружает их в реальности. Да, воображаемыми ножницами модно сколько угодно делать "чик-чик", а воображаемыми спичками можно спалить и стул посреди комнаты, и стены, и публику, которая наблюдает за экспериментом и подает настоящие ножницы, спички, полотенца... ЕЙ и ЕМУ ничего не нужно - самое необходимое они уже нашли.
Актеры позже признаются, что пьесу выбрали сами, чтобы раскрыть свои способности. Игра для двоих - то, что было им нужно, а Николай Коляда написал эту пьесу - страшно подумать! - тридцать лет назад. С предложением о постановке Вадим и Татьяна пришли в свой театр. Попробовать себя в роли режиссера и помочь им взялся Иван Братушев.
Впервые постановку представили публике меньше месяца назад. История о людях в клетке, которые ищут свое счастье, делятся самыми важными своими секретами, меняются и, наконец, обретают друг друга, сегодня актуальна. Эта клетка была для них самым страшным местом на свете. Но, связанные нитью судьбы, они уже не торопятся выходить, когда зрители снимают замки с дверей.