Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о моноспектакле "Записки на табличках"

08.09.22
"ЗАПИСКИ НА ТАБЛИЧКАХ"
Режиссер - Евгений Авраменко.

Древняя римлянка Апронения Авиция ведет дневник – делает записи на деревянных табличках о своих чувствах и мыслях, рассуждает о жизни и смерти, любви и ревности, а также записывает кулинарные рецепты, фиксирует всевозможные памятки. Она рассказывает истории из своей жизни, дает оценки своим поступкам и поступкам окружающих. Эта женщина прожила много лет, ей есть что вспомнить, есть о чем порассуждать… Ее судьбе посвящен роман французского писателя Паскаля Киньяра. Такова литературная основа спектакля «Записки на табличках», придуманного режиссером Евгением Авраменко (он же автор инсценировки) для солидного юбилея самой опытной актрисы Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова Ольги Павловны Зубковой, которая только в этом театре служит уже почти полвека. Жанр спектакля обозначен как «Монолог женщины на стыке эпох». Действительно, эпохи разные, однако сомнения, озарения, огорчения, разочарования и очарования всё те же. Текст, дошедший до нас из глубины веков, – лишь повод, чтоб поговорить о судьбе современной женщины, пережившей многое, но несмотря ни на что не утратившей жажды жизни, сохранившей открытый неравнодушный взгляд на мир. Но не только, это еще и определенный посыл к зрителям, побуждение в них желания по-особому взглянуть на самих себя, на свои судьбы.

Спектакль идет в компактном Абрамовском зале театра, зрительские места помещены по обе стороны сценического пространства. Вольно или невольно во время представления ты видишь лица зрителей, сидящих напротив, отмечаешь их реакцию на происходящее, ведь они – всегда прямо перед тобой, а театральное действие происходит чаще всего несколько в стороне, куда приходится поворачиваться. Но все по порядку. Входишь в зал и видишь помост, на черном ящике сидит актриса, закутанная с головой в красное покрывало, лицо ее закрыто тканью. За ее спиной столик, на котором разложены какие-то вещи, помня чеховский завет о висящем ружье, стараешься их разглядеть, чтоб быть готовым, когда они «выстрелят». В стороне от стола некое сооружение, завешенное полиэтиленом, что-то похожее на античную статую. Во время спектакля ждешь, что и эта тайна будет раскрыта, покров будет сорван, однако этого не происходит, и понимаешь, что в этом и нет необходимости – мало ли что может быть закрыто, затуманено – намеренно или случайно – в закутках нашей памяти, а спектакль как раз об этом. Вдруг слышишь, кто-то говорит, причем довольно громко, как-то странно для тишины небольшого зрительного зала, оборачиваешься на голос – ага, понятно, это артист Юрий Прошин что-то объясняет одному из зрителей, что ж, всякое бывает. Но вот он подходит к помосту, и ты понимаешь, что спектакль уже начался, что это участник представления, который обозначен в программке как Историк. Он рассуждает о том, что во все времена людям свойственно вести дневники, что-то записывать прежде всего для самих себя, и не важно, на каком носителе ведутся эти записи, да, долгое время для этого использовалась бумага, в наш информационный век гаджеты, соцсети, а вот в Древнем Риме – таблички из буксового дерева. Историк, собственно говоря, вводит зрителей в курс дела, представляет героиню спектакля Апронению Авицию и после этого исчезает, чтобы вернуться на сцену в самом финале и поприветствовать уже не героиню, а актрису.
il5yiDhPskBFEhb12WCTnDFp_KKKghrXtORLCjxVaFVqLY6gRRRKy_MegFYnVAbGy6sZAkjPL6tUZTy0nYGx7fq1.jpg
Из программки можно узнать, что Ольга Зубкова играет Апронению Авицию, правда, с этим трудно согласиться, поскольку в спектакле актриса, по сути, играет саму себя. Да, она одета в стилизованный костюм – простое холщовое платье с поясом, украшенное античным орнаментом. Да, она читает тексты, написанные древней римлянкой, но вот именно что читает, выразительно интонируя, но не перевоплощается при этом в героиню, а всегда остается самой собой: оценивает то, что произносит, эмоционально реагирует на произносимое, а главное, отталкиваясь от прочитанного, говорит о себе, о своей жизни. К тому же среди табличек Апронении попадаются и дневниковые записи самой актрисы, о чем она объявляет перед тем, как их зачитать. Так что перед нами монолог современной женщины на стыке эпох, а древние записи лишь стимул для воспоминаний о своем заветном, даже сокровенном, чем актриса искренне делится с публикой, будто исповедуясь. Да, и что греха таить, личные истории актрисы Ольги Зубковой гораздо более интересные, проникновенные и душевные, чем несколько жеманные, кокетливые, порой на грани фола рефлексии патрицианки Апронении Авиции.

В первый раз актриса проявляет себя на третьей или на четвертой табличке: зачитав высказывание римлянки о старых людях, у которых за плечами смерть, она сострадательно замечает: «А мне жалко этих людей!» Потом речь идет о войне, вот тут актриса в первый раз встанет и взволнованно будет рассказывать, как ей, тогда четырехлетнему ребенку, запомнились война и оккупация: уходящий на фронт папа, встревоженная мама, циничные немцы, издевающиеся над женщинами, лающий на них пес Султан… А вот еще один стимул из древних табличек – дорога, он порождает воспоминания актрисы о выборе жизненного пути, о предсказании цыганки, об осознании того, что она идет не своей дорогой, работая в колхозе зоотехником. Стимул «Песня» – актриса идет, пританцовывая по помосту, и распевает «Вдоль по улице метелица метет…», потом напевает «Купите фиалки», замечает: «Да, такие песни мы пели в молодости, но сейчас у меня уже нет того голоса…» К слову, и про голос есть у актрисы история: однажды на гастролях в Рязани редактор местной радиостудии, восхитившись красотой ее голоса, пригласил актрису работать на радио, но как же было бросить театр.
И таких откровений в спектакле много. И уже ждешь, на что же еще душевное, интересное спровоцируют древние таблички. Одна за другой «выстреливают» вещи. Вот статуэтка, подаренная «матушкой», так актриса называет режиссера Армавирского театра, которая стала ее крестной матерью в искусстве. А вот журнал «Театральная жизнь», на обложке которого молодая Ольга Зубкова в образе Катерины из «Грозы» А. Островского в спектакле Калининского ТЮЗа, и звучит фрагмент знаменитого монолога «Отчего люди не летают?», который обрывается ироническим замечанием актрисы: «Я и сейчас играю в «Грозе», только барыню, которая немножко не в себе».
23756ku2pB8WoP3DR26qFzLo-_IRDO5DL1J6PGIOSuYr5kCm4np_P6nQvqIhfOJ5xdQRJx1GeicFMjf9FgbpSax1.jpg
Апронении довелось пережить нешуточные любовные страсти, о чем она с упоением рассказывает в своих табличках. Но и актрисе Ольге Зубковой есть что рассказать. Чего стоит угроза одного из ее ухажеров: «Будь моей, или я тебя убью!» А история, анонсированная интригующим откровением «Мой грех»! Как выясняется по ходу представления, между героиней и актрисой немало общего. Апронения восторгается гармонией природы, и Зубкова с восхищением говорит, например, о северной зиме. Героиня – римлянка, но и актрисе довелось побывать в Риме, а также в других итальянских городах, и восхититься их величием и красотой.

Важно, как внешне меняется во время спектакля актриса. Мы помним, что вначале она закутана в покрывало. Перед тем, как начать читать таблички, она освобождает лицо, оставаясь как будто в платке. Длинные концы покрывала либо закидываются на плечи, либо парят в воздухе во время танца. Потом она снимает покрывало вовсе, освобождая седые пряди волос и крупные блестящие серьги. В момент рассказа о несбывшейся мечте – роли Комиссара из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского – актриса облачается в кожанку, красное полотнище обматывает вокруг шеи, как шарф. Когда речь пойдет о болезни и смерти мужа (этим тоже сходны судьбы обеих женщин), актриса уйдет вглубь сцены, сядет, немного сгорбившись, голос будет звучать несколько приглушенно… В какой-то момент актриса спускается с помоста, чтоб оказаться совсем рядом со зрителями, при этом ее монолог звучит более доверительно, а рассказывает она о своем пророческом сне.
Выразительна световая партитура спектакля, разработанная Алексеем Расходчиковым. Органично и ненавязчиво музыкальное оформление, подобранное Артемом Татаринским.
E7-ilzzbGlyQj5WIWcvVug1JV9ktgIrmJn9-rtjTKKKNPge5d3mVwCDqBFP94pdX76n8smNQiHmkJ56JwMHmocTM.jpg
Искренний исповедальный монолог актрисы трогает, волнует, задевает за живое, провоцирует на размышления о высоком и важном, на рефлексии о своем сокровенном. Чего стоит в этом плане озвученная в спектакле дневниковая запись актрисы – цитирую неточно, как помню, но суть ее такая: «Читаю «Доктор Живаго», думаю, так ли прожила жизнь». Этот спектакль оказывает подобное воздействие, в том его главное достоинство. А еще это торжество жизни и театра! Триумф актрисы, сделавшей себе и публике шикарный подарок на славный юбилей. Как точно назвала виновницу торжества руководитель регионального отделения СТД Наталья Малевинская: «Женщина, способная остановить время». Есть чем восхититься, о чем задуматься.

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
14+
Трагикомический фарс в 2-х действиях (основная сцена)
М.Булгаков
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 3 часа 50 минут (с антрактом)

Спектакль «Мастер и Маргарита» по великому произведению М. А. Булгакова - это история любви Мастера и Маргариты на фоне сатирически гротескной Москвы того времени.
В нашей истории Воланд со своей свитой оказывается в ужасном мире, который уже на грани своей нравственной и моральной гибели. Это атеистический мир без Бога, и без любви.
Пороки, которые зритель узнает в лице персонажей, населявших Москву, актуальны и по сей день.
На этом фоне происходит не просто история любви мужчины и женщины, а история о добре и зле, и о том, что пока еще добро побеждает, благодаря настоящей любви. Как только любовь в людях умирает, поглощаемая низменными страстями, Мир умирает.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Премьера спектакля состоялась 23 сентября 2023 г.

Режиссёр-постановщик - А. Тимошенко 
Художник-сценограф
- А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Художник по свету - О.Раввич
Музыкальное оформление - Л.Лещёв
Балетмейстер - А.Любашин
Хормейстер - О.Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Правда Севера: В Архангельском театре драмы состоялась громкая премьера — «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова

Подробнее
12+
Народная драма по повести "Капитанская дочка" (камерная сцена)
А.Пушкин
Режиссёр-постановщик - А.Гогун

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Премьера спектакля состоялась 23 марта 2023 г.

Автор инсценировки - А.Гогун, А.Бурмагин, Е.Антушева
Музыка - А.Татаринский 
Художник по свету - А.Расходчиков

Спектакль ведёт Полина Савчук

СМИ о спектакле:
Регион 29: "В Архангельске состоялась премьера спектакля «Игра о заячьем тулупчике»

Подробнее