Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о моноспектакле "Записки на табличках"

08.09.22
"ЗАПИСКИ НА ТАБЛИЧКАХ"
Режиссер - Евгений Авраменко.

Древняя римлянка Апронения Авиция ведет дневник – делает записи на деревянных табличках о своих чувствах и мыслях, рассуждает о жизни и смерти, любви и ревности, а также записывает кулинарные рецепты, фиксирует всевозможные памятки. Она рассказывает истории из своей жизни, дает оценки своим поступкам и поступкам окружающих. Эта женщина прожила много лет, ей есть что вспомнить, есть о чем порассуждать… Ее судьбе посвящен роман французского писателя Паскаля Киньяра. Такова литературная основа спектакля «Записки на табличках», придуманного режиссером Евгением Авраменко (он же автор инсценировки) для солидного юбилея самой опытной актрисы Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова Ольги Павловны Зубковой, которая только в этом театре служит уже почти полвека. Жанр спектакля обозначен как «Монолог женщины на стыке эпох». Действительно, эпохи разные, однако сомнения, озарения, огорчения, разочарования и очарования всё те же. Текст, дошедший до нас из глубины веков, – лишь повод, чтоб поговорить о судьбе современной женщины, пережившей многое, но несмотря ни на что не утратившей жажды жизни, сохранившей открытый неравнодушный взгляд на мир. Но не только, это еще и определенный посыл к зрителям, побуждение в них желания по-особому взглянуть на самих себя, на свои судьбы.

Спектакль идет в компактном Абрамовском зале театра, зрительские места помещены по обе стороны сценического пространства. Вольно или невольно во время представления ты видишь лица зрителей, сидящих напротив, отмечаешь их реакцию на происходящее, ведь они – всегда прямо перед тобой, а театральное действие происходит чаще всего несколько в стороне, куда приходится поворачиваться. Но все по порядку. Входишь в зал и видишь помост, на черном ящике сидит актриса, закутанная с головой в красное покрывало, лицо ее закрыто тканью. За ее спиной столик, на котором разложены какие-то вещи, помня чеховский завет о висящем ружье, стараешься их разглядеть, чтоб быть готовым, когда они «выстрелят». В стороне от стола некое сооружение, завешенное полиэтиленом, что-то похожее на античную статую. Во время спектакля ждешь, что и эта тайна будет раскрыта, покров будет сорван, однако этого не происходит, и понимаешь, что в этом и нет необходимости – мало ли что может быть закрыто, затуманено – намеренно или случайно – в закутках нашей памяти, а спектакль как раз об этом. Вдруг слышишь, кто-то говорит, причем довольно громко, как-то странно для тишины небольшого зрительного зала, оборачиваешься на голос – ага, понятно, это артист Юрий Прошин что-то объясняет одному из зрителей, что ж, всякое бывает. Но вот он подходит к помосту, и ты понимаешь, что спектакль уже начался, что это участник представления, который обозначен в программке как Историк. Он рассуждает о том, что во все времена людям свойственно вести дневники, что-то записывать прежде всего для самих себя, и не важно, на каком носителе ведутся эти записи, да, долгое время для этого использовалась бумага, в наш информационный век гаджеты, соцсети, а вот в Древнем Риме – таблички из буксового дерева. Историк, собственно говоря, вводит зрителей в курс дела, представляет героиню спектакля Апронению Авицию и после этого исчезает, чтобы вернуться на сцену в самом финале и поприветствовать уже не героиню, а актрису.
il5yiDhPskBFEhb12WCTnDFp_KKKghrXtORLCjxVaFVqLY6gRRRKy_MegFYnVAbGy6sZAkjPL6tUZTy0nYGx7fq1.jpg
Из программки можно узнать, что Ольга Зубкова играет Апронению Авицию, правда, с этим трудно согласиться, поскольку в спектакле актриса, по сути, играет саму себя. Да, она одета в стилизованный костюм – простое холщовое платье с поясом, украшенное античным орнаментом. Да, она читает тексты, написанные древней римлянкой, но вот именно что читает, выразительно интонируя, но не перевоплощается при этом в героиню, а всегда остается самой собой: оценивает то, что произносит, эмоционально реагирует на произносимое, а главное, отталкиваясь от прочитанного, говорит о себе, о своей жизни. К тому же среди табличек Апронении попадаются и дневниковые записи самой актрисы, о чем она объявляет перед тем, как их зачитать. Так что перед нами монолог современной женщины на стыке эпох, а древние записи лишь стимул для воспоминаний о своем заветном, даже сокровенном, чем актриса искренне делится с публикой, будто исповедуясь. Да, и что греха таить, личные истории актрисы Ольги Зубковой гораздо более интересные, проникновенные и душевные, чем несколько жеманные, кокетливые, порой на грани фола рефлексии патрицианки Апронении Авиции.

В первый раз актриса проявляет себя на третьей или на четвертой табличке: зачитав высказывание римлянки о старых людях, у которых за плечами смерть, она сострадательно замечает: «А мне жалко этих людей!» Потом речь идет о войне, вот тут актриса в первый раз встанет и взволнованно будет рассказывать, как ей, тогда четырехлетнему ребенку, запомнились война и оккупация: уходящий на фронт папа, встревоженная мама, циничные немцы, издевающиеся над женщинами, лающий на них пес Султан… А вот еще один стимул из древних табличек – дорога, он порождает воспоминания актрисы о выборе жизненного пути, о предсказании цыганки, об осознании того, что она идет не своей дорогой, работая в колхозе зоотехником. Стимул «Песня» – актриса идет, пританцовывая по помосту, и распевает «Вдоль по улице метелица метет…», потом напевает «Купите фиалки», замечает: «Да, такие песни мы пели в молодости, но сейчас у меня уже нет того голоса…» К слову, и про голос есть у актрисы история: однажды на гастролях в Рязани редактор местной радиостудии, восхитившись красотой ее голоса, пригласил актрису работать на радио, но как же было бросить театр.
И таких откровений в спектакле много. И уже ждешь, на что же еще душевное, интересное спровоцируют древние таблички. Одна за другой «выстреливают» вещи. Вот статуэтка, подаренная «матушкой», так актриса называет режиссера Армавирского театра, которая стала ее крестной матерью в искусстве. А вот журнал «Театральная жизнь», на обложке которого молодая Ольга Зубкова в образе Катерины из «Грозы» А. Островского в спектакле Калининского ТЮЗа, и звучит фрагмент знаменитого монолога «Отчего люди не летают?», который обрывается ироническим замечанием актрисы: «Я и сейчас играю в «Грозе», только барыню, которая немножко не в себе».
23756ku2pB8WoP3DR26qFzLo-_IRDO5DL1J6PGIOSuYr5kCm4np_P6nQvqIhfOJ5xdQRJx1GeicFMjf9FgbpSax1.jpg
Апронении довелось пережить нешуточные любовные страсти, о чем она с упоением рассказывает в своих табличках. Но и актрисе Ольге Зубковой есть что рассказать. Чего стоит угроза одного из ее ухажеров: «Будь моей, или я тебя убью!» А история, анонсированная интригующим откровением «Мой грех»! Как выясняется по ходу представления, между героиней и актрисой немало общего. Апронения восторгается гармонией природы, и Зубкова с восхищением говорит, например, о северной зиме. Героиня – римлянка, но и актрисе довелось побывать в Риме, а также в других итальянских городах, и восхититься их величием и красотой.

Важно, как внешне меняется во время спектакля актриса. Мы помним, что вначале она закутана в покрывало. Перед тем, как начать читать таблички, она освобождает лицо, оставаясь как будто в платке. Длинные концы покрывала либо закидываются на плечи, либо парят в воздухе во время танца. Потом она снимает покрывало вовсе, освобождая седые пряди волос и крупные блестящие серьги. В момент рассказа о несбывшейся мечте – роли Комиссара из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского – актриса облачается в кожанку, красное полотнище обматывает вокруг шеи, как шарф. Когда речь пойдет о болезни и смерти мужа (этим тоже сходны судьбы обеих женщин), актриса уйдет вглубь сцены, сядет, немного сгорбившись, голос будет звучать несколько приглушенно… В какой-то момент актриса спускается с помоста, чтоб оказаться совсем рядом со зрителями, при этом ее монолог звучит более доверительно, а рассказывает она о своем пророческом сне.
Выразительна световая партитура спектакля, разработанная Алексеем Расходчиковым. Органично и ненавязчиво музыкальное оформление, подобранное Артемом Татаринским.
E7-ilzzbGlyQj5WIWcvVug1JV9ktgIrmJn9-rtjTKKKNPge5d3mVwCDqBFP94pdX76n8smNQiHmkJ56JwMHmocTM.jpg
Искренний исповедальный монолог актрисы трогает, волнует, задевает за живое, провоцирует на размышления о высоком и важном, на рефлексии о своем сокровенном. Чего стоит в этом плане озвученная в спектакле дневниковая запись актрисы – цитирую неточно, как помню, но суть ее такая: «Читаю «Доктор Живаго», думаю, так ли прожила жизнь». Этот спектакль оказывает подобное воздействие, в том его главное достоинство. А еще это торжество жизни и театра! Триумф актрисы, сделавшей себе и публике шикарный подарок на славный юбилей. Как точно назвала виновницу торжества руководитель регионального отделения СТД Наталья Малевинская: «Женщина, способная остановить время». Есть чем восхититься, о чем задуматься.

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
В рамках проекта «Поле экспериментов»
Самостоятельная работа Михаила Андреева

Автор проекта и художественный руководитель постановки — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 15 минут (без антракта)

Трагическая история, написанная легким языком. Написанная с юмором. Такая история вдвойне становится страшной. События более, чем столетней давности перекликаются с событиями мира нынешнего.
Спектакль создан по мотивам произведений Исаака Бабеля «Одесские рассказы». Бабеля можно сравнить с Гюго, он тоже певец лачуг и подворотен. Бабелевским «Отверженным» тоже некуда деваться, их жизнь - это преступление! На преступление идут весело, озорно, бесшабашно, очертя голову! Так это делалось в Одессе.

Идея, постановка, исполнение — Михаил Андреев
Звук — Михаил Чабаненко
Свет — Максим Надеев
Видео — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра — «Одесские рассказы» — новая работа в рамках проекта «Поле экспериментов»
Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее