Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера: В Архангельском театре драмы – премьера

03.10.22
Автор: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/10/02/6336ee0422dc0039a25b7032.html

Это постановка петербургского режиссёра Петра Куртова пьесы швейцарского драматурга Дюрренматта.


Альфред Илл, бывший возлюбленный Клары – Евгений Нифантьев. Фото автора

Режиссёр-постановщик – Пётр Куртов


Жители города – артисты Архангельского театра драмы


В роли Клары Цаханассьян – Наталия Латухина

Сюжет зрителям может быть известен по фильму Михаила Козакова «Визит дамы». Киногурманы вспомнят фильм «Визит» начала 1960‑х режиссёра Бернхарда Викки с Ингрид Бергман в главной роли.

…В захолустный городишко, где все друг друга знают, приезжает его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Она предлагает жителям миллиард долларов на развитие города и каждому жителю немалую сумму лично, но взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла.

В юности у неё был роман с Иллом, но тот отказался признать их ребёнка, из‑за чего юная Клара была вынуждена покинуть город и заняться проституцией. Сначала горожане отвергают предложение, но затем залезают в долги. Когда долги приобретают огромные размеры, жители города выносят смертный приговор Иллу, называя это торжеством справедливости…

По ходу спектакля жители города меняются. Вначале они собирали на железнодорожных путях пустые пивные банки, выкинутые из поездов пассажирами. Потом, понабрав кредитов, наряжаются в костюмы и платья, курят дорогие сигары и берут в лавках лучшие продукты.

Главная героиня в исполнении Наталии Латухиной тоже меняется: если она вначале старая ведьма в чёрном, ненавидящая всех и вся, то в финале на ней уже белые одежды с головным убором, напоминающим подвенечный, и уложенная причёска (художник по костюмам — Ирина Титаренко). Она улыбается и даже как‑то молодеет.

Свита старой дамы напоминает свиту Воланда из «Мастера и Маргариты» — какие‑то недоумки-мужья, с пятого на десятый, два жутковатых слепца, два бандита-телохранителя и прочая нечисть, увивающаяся вокруг больших денег. Впрочем, и бургомистр города со свитой из местной интеллигенции не лучше: ради больших и очень больших денег можно изменить законы, льстить, лгать, говорить одно, а делать другое.

Евгений Нифантьев в роли Альфреда Илла сыграл человека, который загнан в угол и смирился со своей участью. Однако, если Клара явно продолжает его любить (в финале она ложится с ним в гроб), то Альфред, похоже, остаётся на прежней позиции и от такой химеры, как совесть, освобождён.

Спектакль, к слову, музыкальный и где‑то даже смешной. Автор определил его как «трагическую комедию в двух действиях». Ещё, как ни странно, идея пьесы Дюрренматта может меняться в зависимости от времени и места постановки. От послевоенной коллективной вины в произошедших беззакониях при общем молчаливом согласии (фильм Викки) до российского культа денег и надежды на инвестиции Запада в период перестройки (фильм Козакова).

А в нынешние времена, вероятно, идею можно сформулировать так: вопрос не в том, покупаешься ли ты, вопрос в том — за сколько. Впрочем, режиссёр Пётр Куртов, для которого спектакль «Месть старой дамы» стал первым опытом работы в Архангельском театре драмы, думает несколько по-иному:

– Мне кажется, это одна из очень актуальных сейчас пьес. Нет, вопрос не только в том, за сколько себя продать. Думаю, в том, что одна человеческая жизнь всегда ценнее проступка целого общества. Надеюсь, спектакль сложится, «подтянется», труппа в театре сильная, актёры ещё ярче «раскроются». Не всегда к премьере бывает всё полностью суперготово. А вообще, мне бы хотелось, чтобы зрители не просто насладились спектаклем, игрой актёров, но ещё и задумались…


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее