Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Месть старой дамы"

28.09.22
Фридрих Дюрренматт "МЕСТЬ СТАРОЙ ДАМЫ" Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022 Режиссер - Петр Куртов

Программка этого спектакля заключена в черную рамку. В центре изображен черный гроб, на котором возложен погребальный букет роз с четным количеством цветков. Таков посыл. Взглянем на сцену – довольно мрачно! Как раз для похоронного настроения (художник по свету Андрей Ребров). На переднем плане рельсы. Далее перрон с видавшими видами скамейками. Третий ярус декорации представляют собой многочисленные металлические конструкции, которые во время спектакля будут опускаться и подниматься, перемещаться в пространстве (сценография Андрея Тимошенко).
Главная героиня въедет на сцену по железной дороге, расположившись на гробе в обрамлении похоронных венков (так вот он какой – гроб на колесиках из детских страшилок!). Но это случится не сразу, явлению героини предшествует довольно продолжительная экспозиция.

Всё сценическое действо происходит на железнодорожной станции, поэтому различные железнодорожные атрибуты постоянно присутствуют и активно используются. Еще до начала представления несколько раз выйдет путевой обходчик и, дублируя театральные звонки, будет колотить молотом по рельсам. В антракте сцену заполонят монтировщики в оранжевых жилетах железнодорожников.

Итак, перед нами обедневший, изрядно запущенный городок Гюллен. По сцене дефилируют его обитателя в замызганных потрепанных плащах и в резиновых сапогах – видимо, иначе по улицам этого городка не пройти (художник по костюмам Ирина Титоренко). Кто-то сосредоточенно заглядывает во все закоулки в поисках жестяных пивных банок, смачно сминает их ногами, чтоб потом сдать, немножко выручив денег. Кто-то ведет душеспасительные беседы, откровенно мечтая растрясти на деньги миллиардершу Клару Цаханассьян, прибытие которой все ожидают. Казалось бы, что делать в захолустном городишке столь богатой даме? Но в том-то и дело, что этот самый городишко – ее родина, на которой она не была тридцать пять лет. Почему бы не помечтать о том, что эта богачка расчувствуется и облагодетельствует земляков, узнав о их бедственном положении.
В ожидании прибытия важной особы видные горожане по крупицам собирают материал о знатной гостье, чтобы задобрить ее, подольститься к ней. Тут не обойтись без Альфреда Илла, который в молодости был близко знаком с Кларой, мало того, дружил с ней и даже был влюблен в нее, вполне вероятно, их любовь была взаимной. Словом, на него вся надежда, и поэтому не обходится без лести: «Вы самый уважаемый человек в городе! Вы наш будущий бургомистр!»

0IXRLBQhNShnbvWdFt_P40N6AS9S3u1tCiSYSR0fCEoP_TlAcT-2bvOifWxpNIMomq74stHQZ7pg1lzlzQTCOY9i.jpg

Итак, весь город в предвкушении: вот-вот явится именитая его уроженка, владелица баснословного состояния Клара Цаханассьян. Такова завязка. А развитие сюжета целиком зависит от властной воли эксцентричной и экстравагантной главной героини, задумавшей и осуществившей изощренную месть. В этом плане название спектакля режиссера Петра Куртова представляется значительным и знаковым: как известно, пьеса Фридриха Дюрренматта называется «Визит старой дамы», замена первого слова заглавия на «Месть» акцентирует внимание зрителей на главном. Причем, это не просто месть, а жестокая, рационально просчитанная, хорошо подготовленная Месть с большой буквы (вспомним мудрость: «Месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным» – а с рациональностью и холодностью у героини всё в порядке). Эта Месть стала жестоким испытанием для всего города, для всех без исключения героев спектакля, да и для самой Клары. Что немаловажно, Месть эта замешена на самой настоящей, всепоглощающей Любви.

Вот тут-то и вскрывается истинное лицо людей, личина морали и нравственных принципов для подавляющего большинства оказывается очень непрочной и весьма уязвимой. Власть денег, жажда благополучия любой ценой способны подмять под себя любого и всякого. Можно вдохновенно разглагольствовать о гордости и чести, но всё это оборачивается пустым сотрясанием воздуха, поскольку вожделенные хрустящие купюры решают всё. И вот все как один горожане, воздев над головой денежные знаки, голосуют за смертный приговор человеку, ставшему жертвой Мести. И даже у членов его семьи не дрогнули руки. Страшно! Мало того, зрители в зале тоже становятся соучастниками этого гнусного судилища, поскольку с их молчаливого согласия свершается то, что свершается – и в награду с неба им сыплются всё те же купюры…
Жанр спектакля обозначен так же, как и у автора, – «трагическая комедия», но, пожалуй, комедийного здесь мало, скорее, представлен трагифарс с элементами сатирического памфлета и душещипательной мелодрамы. К сожалению, порой действие безнадежно провисает, его темпоритм сбивается. Встряхивающие зрителя эффектные, безупречно поставленные и исполненные музыкальные шоу-фрагменты представляются всего лишь вставными номерами, мало связанными с развитием основной мысли спектакля. Следует отметить качественную работу композитора Андрея Карасёва, балетмейстера Александра Любашина, хормейстера Олега Щукина.

pp_mjAN1TSFX1rwiHHLlvEEbnRIybZ_aziCpG3aXh2ThCTsEn3Qv-9NEs4gPaKrrlGCaxXS_BNZrKmZ-Qf5t-peB.jpg

Спектакль прежде всего интересен яркими актерскими работами. Бенефисная роль Клары Цаханассьян вполне подходит актерской органике Наталии Латухиной: актриса виртуозно сочетает фарсовую эксцентричность, проникновенный лиризм, трагический драматизм – ну, может, последнее пока ей не вполне удается. А как в этом образе она похожа на примадонну архангельской сцены 1980-х годов Татьяну Гончарову! Очень хорош Евгений Нифантьев, выстраивающий роль Альфреда Илла на глубоком и чутком психологизме: его красноречивый взгляд, безмолвное отчаяние – это что-то из высших сфер актерского сценического существования.

SLEKgg19HjJX3QjsswbwY2uWoVZJ-fkE9zIibEdySw_3fpK2CJxyBHpwWvXGVvHfENbHeCHVNEaln3JlJbVdoeP0.jpg

Интересно решены образы членов семьи Илла: кроткой страдалицы жены (Елена Смородинова), циничных в своем показном покорстве сына (Константин Мокров) и дочери (Анна Рысенко). Убедительными получились видные люди города: Бургомистр Эдурада Мурушкина, Священник Артура Чемакина, Врач Вадима Винтилова, но в особенности Учитель Михаила Кузьмина – несуразное нелепое создание в очочках и с усиками, трогательно тушующееся и вдохновенно дирижирующее хором горожан, и Полицейский Михаила Андреева – этакий брутальный служака, безоговорочно уверенный в себе.

fMGlgK7Vh0pR-stLsEPiKUCBp13H-T-1C_EmZQG0qr0sxuZJHJm5cUNBem5j0rgNun7H1H-R6UW2rgTgieK4Qi7e.jpg

Забавно решены две пары откровенно фарсовых персонажей: дубиноголовые телохранители Тоби и Роби со шкафоподобными плечами (Павел Каныгин и Виктор Мушковец), куклообразные слащавые слепцы-кастраты Лоби и Коби с накладными поролоновыми бородами (Людмила Советова и Мария Павлова). Трех, быстро сменяющих друг друга мужей Клары – Седьмого, Восьмого и Девятого, эксцентрично изображает Юрий Прошин. Интересен спесивый манерный Дворецкий в исполнении Александра Дубинина. Притягивает внимание зрителей яркая энергичная массовка, в которой не затерялись молодые актеры, только что пополнившие труппу, выделим Михаила Бакирова и Тимофея Тихонова.
Словом, новый спектакль Архангельского театра драмы имени Ломоносова – достойное, злободневное, яркое произведение театрального искусства, хотя и не безупречное.

p8sB5CsBurLhurqbKzCLO2d9Key-IOrfQW2E2r02Mc_gAlC4FDNOwPdpflGqno48IHytjY5aKC1jmJVkZNk88QeU.jpg

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Чтение сказок Суахили для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Читает Михаил Бакиров

Наверное все дети знают строчки песни, в которой поется про трусишку зайку серенького, который скачет под зимней ёлочкой. Но, оказывается, что не все зайцы трусишки. Потому что где-то далеко-далеко на юге, на восточном побережье африканского континента многие народы рассказывают своим детям сказки про зайца на языке суахили. И вот в этих сказках — серый зайка, совсем не трусишка, а даже наоборот. В сказках суахили — заяц — самый умный, ловкий, хитрый и смелый зверь в Африке. О том, как он стал таким, и что было этому причиной — мы узнаем из очередной читки сказок в Избе — сказок народа суахили. 
Подробнее
12+
Константин Райкин представляет премьеру моноспектакля «...ай да сукин сын!».
Идея проекта родилась чуть больше года назад, когда и театры, и концертные организации были вынуждены приостановить деятельность, а артисты осваивали новые способы общения с аудиторией и вынашивали планы на будущее.

Что ждет публику в этот вечер? Подробностей крайне мало, да и так ли они необходимы?

Имя Константина Райкина и его репутация говорят сами за себя. Моноспектакли актера – народного артиста России, художественного руководителя театра «Сатирикон», лауреата престижных наград и профессиональных премий – неизменно собирают полные залы.

По словам Константина Райкина, даже играемый несколько лет один спектакль, с ходом времени меняется – так, как меняется сам артист. Так что любой его проект – отражение его индивидуальности, эмоциональный монолог (или диалог с автором избранных текстов?) – о самом важном, о том, что волнует сегодня.

Очень живо, свежо и по-новому зазвучат стихи двух близких по духу поэтов: великого Давида Самойлова и гениального Александра Сергеевича Пушкина.

Продолжительность программы: 1 час 45 минут, без антракта
Подробнее
6+
Чтение сказок Ашанти для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Сказки ашанти в прочтении Марка Рогушина.

Если Россия — это наша матушка, то Африка — это прапрабабушка всего человечества. И как у всякой бабушки — у неё есть сказки для нас, её внуков. Очень много разных сказок — тем более, что в Африке остались жить другие её внуки — народы и племена африканского континента. Эти народы очень разные и по языкам и по культурным традициям и по условиям жизни, ведь в Африке есть и густые, непролазные влажные джунгли, и широкая, изредка поросшая кустарником, деревьями и травой степь — саванна, и огромные болота и полноводные реки и горы покрытые снежными вершинами и вулканами и бескрайние палящие зноем пустыни с островками оазисов и солончаков.

Истории, которые рассказывают друг-другу жители африканского континента разнообразны и в то же время универсальны, ведь всё человечество вышло когда-то из Африки и поэтому отголоски этих историй до сих пор слышны во всех уголках планеты Земля. Их до сих пор, спустя многие тысячи лет пересказывают друг другу люди разных стран и континентов, лежащих от Африки в тысячах километров. Иногда в процессе многократного пересказа эти истории, принимают очень причудливые и непохожие на первоначальный вид форму.

Но если вы хотите познакомиться с первоначальными вариантам некоторых из таких историй, услышать, как они звучали в давние-давние времена, когда их только что придумали — приходите к нам в Избу на очередную читку «Сказок в Избе». На встречу со сказками про паучка Ананси, сказками народа земледельцев, охотников и воинов — сказками народа АШАНТИ.


Подробнее