Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Communication tube работает: архангельский взгляд на мольеровскую классику"

13.10.22

Автор: Григорий Дитятев
Фотоматериалы:  https://vk.com/arhdramaru
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/communication-tube-rabotaet-arkhangelskiy-vzglyad-na-molerovskuyu...

Пьеса Мольера «Скупой, или Школа лжи» в постановке Анастаса Кичика утвердилась на подмостках Архангельского театра драмы: она идет уже долгих семь лет. В минувшую субботу, 8 октября, был практически полный зал. Не будет преувеличением сказать, что это один из самых обсуждаемых спектаклей Архдрамы, причем у «Скупого» есть как пламенные сторонники, так и противники. Впрочем, почти все сходятся в одном – видят в комедии осуждение пороков, острую сатиру на нравы. Однако личное знакомство с архангельской трактовкой французской театральной классики меня привело к мнению совершенно противоположному.

Решительно не увидел в театральном действе какого-либо желания осудить человеческие пороки, напротив - постановка представляет собой некое конструирование искусственной коммуникативной среды, позволяющей лучше понимать друг друга отцам и их детям.

Главный персонаж комедии Гарпагон (Александр Дубинин) показан нам как человек практичный, все время думающий о «цене вопроса», быть может, действительно иногда слишком мелочный. Однако симпатия к Гарпагону не оставляет ни на минуту, так как мы отмечаем: его отрицательные черты имеют во многом вынужденный характер. Они связаны с вопиющей непрактичностью детей - сына Клеанта (Иван Братушев) и дочери Элизы (Мария Новикова).

skupoi_arhdrama3.jpg

Клеант в счет будущего наследства берет, можно сказать, чудовищные микрокредиты - занимает деньги у ростовщиков под 25% годовых. И, как положено французскому Митрофанушке, желает при этом еще и жениться на юной Марианне (Мария Беднарчик). Но благодаря яркой рекламной кампании сводницы Фрозины (Елена Смородинова), тоже имеющей виды на денежки Гарпагона, Марианна приглянулась и отцу Клеанта. Образовавшийся пикантный треугольник в итоге легко рушится: внезапно объявившийся отец Марианны Ансельм (Михаил Андреев) готов оплатить свадебные расходы, причем не только дочери, но и своему сметливому сыну Валеру (Дмитрий Беляков), который работает помощником Гарпагона и влюблен в Элизу.

Это вполне устраивает Гарпагона: будущее детей, а также экономия средств волнуют его больше собственного семейного благополучия. Хотя было бы неплохо, конечно, в финале «оженить» столь хорошего человека на Фрозине.

Комедия Мольера актуальна даже в мелочах, и не только темой микрокредитов. Постановка во многом перекликается с другим ярким спектаклем нынешнего репертуара Архдрамы - «Ханумой». Гарпагон брюзжит по поводу молодежи, ни на что не способной, кроме как ходить «с голым животом»; он борец с гедонизмом - идеологией культа удовольствий, охватившей родную ему Францию еще четыре столетия назад. «С голым животом» ходит и слуга Гарпагона дядюшка Жак, его кучер и повар, - хотя он уже немолод, но тоже готов покрасоваться и пожаловаться на тяготы бытия в условиях перманентной экономии.

skupoi_arhdrama2.jpg

Для молодежи посмотреть «Скупого» полезно, так как комедия дает возможность взглянуть на себя со стороны глазами родителей. Порадовало то, что многие юные зрители этой возможностью пользуются. Сцена диалога Гарпагона и Клеанта во втором действии удивительна своей трогательной некомедийностью: мы видим любящего отца, беспокоящегося о сыне и при этом желающего не забыть себя, свои интересы. Актерский состав прекрасно подобран, а синергия творческих усилий задает однозначность предложенной режиссером интерпретации произведения Мольера — отнюдь не сатирической, а легко-иронической.

В фильме «Асса», помнится, была такая штука - communication tube, труба коммуникации. Она не очень-то помогла мальчику Бананану понять окружающий мир и выжить в нем. Клеанту и Элизе повезло намного больше – они оказались детьми Гарпагона. Благодаря работе коллектива Архангельского драматического театра, проложившего некий communication tube с веселящим газом из далекой в пространстве и времени мольеровской Франции, у нашей молодежи есть шанс к этой трубе приложиться, подышать и следовать правильным курсом по жизни.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее