Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Communication tube работает: архангельский взгляд на мольеровскую классику"

13.10.22

Автор: Григорий Дитятев
Фотоматериалы:  https://vk.com/arhdramaru
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/communication-tube-rabotaet-arkhangelskiy-vzglyad-na-molerovskuyu...

Пьеса Мольера «Скупой, или Школа лжи» в постановке Анастаса Кичика утвердилась на подмостках Архангельского театра драмы: она идет уже долгих семь лет. В минувшую субботу, 8 октября, был практически полный зал. Не будет преувеличением сказать, что это один из самых обсуждаемых спектаклей Архдрамы, причем у «Скупого» есть как пламенные сторонники, так и противники. Впрочем, почти все сходятся в одном – видят в комедии осуждение пороков, острую сатиру на нравы. Однако личное знакомство с архангельской трактовкой французской театральной классики меня привело к мнению совершенно противоположному.

Решительно не увидел в театральном действе какого-либо желания осудить человеческие пороки, напротив - постановка представляет собой некое конструирование искусственной коммуникативной среды, позволяющей лучше понимать друг друга отцам и их детям.

Главный персонаж комедии Гарпагон (Александр Дубинин) показан нам как человек практичный, все время думающий о «цене вопроса», быть может, действительно иногда слишком мелочный. Однако симпатия к Гарпагону не оставляет ни на минуту, так как мы отмечаем: его отрицательные черты имеют во многом вынужденный характер. Они связаны с вопиющей непрактичностью детей - сына Клеанта (Иван Братушев) и дочери Элизы (Мария Новикова).

skupoi_arhdrama3.jpg

Клеант в счет будущего наследства берет, можно сказать, чудовищные микрокредиты - занимает деньги у ростовщиков под 25% годовых. И, как положено французскому Митрофанушке, желает при этом еще и жениться на юной Марианне (Мария Беднарчик). Но благодаря яркой рекламной кампании сводницы Фрозины (Елена Смородинова), тоже имеющей виды на денежки Гарпагона, Марианна приглянулась и отцу Клеанта. Образовавшийся пикантный треугольник в итоге легко рушится: внезапно объявившийся отец Марианны Ансельм (Михаил Андреев) готов оплатить свадебные расходы, причем не только дочери, но и своему сметливому сыну Валеру (Дмитрий Беляков), который работает помощником Гарпагона и влюблен в Элизу.

Это вполне устраивает Гарпагона: будущее детей, а также экономия средств волнуют его больше собственного семейного благополучия. Хотя было бы неплохо, конечно, в финале «оженить» столь хорошего человека на Фрозине.

Комедия Мольера актуальна даже в мелочах, и не только темой микрокредитов. Постановка во многом перекликается с другим ярким спектаклем нынешнего репертуара Архдрамы - «Ханумой». Гарпагон брюзжит по поводу молодежи, ни на что не способной, кроме как ходить «с голым животом»; он борец с гедонизмом - идеологией культа удовольствий, охватившей родную ему Францию еще четыре столетия назад. «С голым животом» ходит и слуга Гарпагона дядюшка Жак, его кучер и повар, - хотя он уже немолод, но тоже готов покрасоваться и пожаловаться на тяготы бытия в условиях перманентной экономии.

skupoi_arhdrama2.jpg

Для молодежи посмотреть «Скупого» полезно, так как комедия дает возможность взглянуть на себя со стороны глазами родителей. Порадовало то, что многие юные зрители этой возможностью пользуются. Сцена диалога Гарпагона и Клеанта во втором действии удивительна своей трогательной некомедийностью: мы видим любящего отца, беспокоящегося о сыне и при этом желающего не забыть себя, свои интересы. Актерский состав прекрасно подобран, а синергия творческих усилий задает однозначность предложенной режиссером интерпретации произведения Мольера — отнюдь не сатирической, а легко-иронической.

В фильме «Асса», помнится, была такая штука - communication tube, труба коммуникации. Она не очень-то помогла мальчику Бананану понять окружающий мир и выжить в нем. Клеанту и Элизе повезло намного больше – они оказались детьми Гарпагона. Благодаря работе коллектива Архангельского драматического театра, проложившего некий communication tube с веселящим газом из далекой в пространстве и времени мольеровской Франции, у нашей молодежи есть шанс к этой трубе приложиться, подышать и следовать правильным курсом по жизни.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее