Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях""

05.01.23
Александр Пушкин "СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022. Режиссер - Анастас Кичик.

Спектакль режиссера Анастаса Кичика по всем хорошо известной пушкинской сказке неожиданно выдержан в жанре триллера, призванного вызвать у зрителя чувство тревожного ожидания, волнения и даже страха. Ну что ж, вполне оправданно, ведь главная тема сказки - Смерть и преодолевающая ее Любовь. Напряженная музыка, преимущественно мрачные визуальные образы, сгущающиеся силы зла (чего, например, стоит хрустальный гроб с мертвой царевной, величественно плывущий по залу на плечах богатырей). На этом фоне наиболее отчетливо и ярко проявляется то позитивное и важное, что побеждает и несмотря ни на что торжествует.

Текст сказки дополнен другими произведениями Пушкина ("У Лукоморья", "Если жизнь тебя обманет...", "Храни меня, мой талисман" и др.), и не только Пушкина (стихотворение Осипа Мандельштама "Ни о чем не нужно говорить...", тексты песен Дмитрия Белякова и Михаила Кузьмина).

Повествование поделено на три части, есть в нем пролог и эпилог. Рассказывает и комментирует сказку хор сказителей-певцов в причудливых ярких нарядах. Хор - подвижный, живой, раскрепощенный - контрастирует с другими персонажами, которые подчеркнуто статичны, почти бесстрастны. Таковы Царь (Эдуард Мурушкин), Царица (Анастасия Волченко), Царевна (Екатерина Зеленина), Елисей (Николай Варенцов), Царевна-ребенок (Варвара Нерадовская). В спектакле четко прослеживается противопоставление Добра и Зла. Зло олицетворяет эгоистичная коварная Мачеха (Мария Павлова) с ее жестокими прислужниками - ассасинами, именно так они названы в программке (вольно же создателям спектакля так представлять воплощение мирового зла!). Интересно, что в какой-то момент Мачеха, не надеясь на помощников, творит зло сама: "Если хочешь сделать хорошо, сделай сама" (вот тут некоторое отступление от канонического сюжета, однако оно вполне органично в контексте этого прочтения классики).

Но есть в спектакле и некая обезличенная Нечисть в черных одеждах, с которой отважно сражаются братья-богатыри, - один из самых впечатляющих эпизодов представления их битва под надзором неподвижно стоящих на возвышении неких предводителей зла, вызывающая вполне прозрачные ассоциации (постановка сценического боя - Владимир Гончаров, балетмейстер - Светлана Баранова). Показательно, что битве предшествует такой диалог: - Вы куда? - Гулять, серых уток пострелять (с ироничной усмешкой). У братьев есть имена, на какое-то мгновение они фиксируются на экране, хотя в спектакле братья не персонифицируются, представляя коллективный образ служителей Добра.

Имена богатырей активно используются театром в пиар-кампании спектакля в соцсетях. К тому же именно групповой портрет богатырей составляет фотозону в театральном фойе. А еще там выставлено большое зеркало с надписью: "Я в Архдраме всех милее".

Без говорящего зеркала эту пушкинскую сказку невозможно представить, в спектакле ему, конечно же, отведена важная роль, его образ эффектно воплощен с помощью видео, в котором наглядно показан характер этого сказочного персонажа. К слову, в целом видеоконтент очень удачно подчеркивает стиль представления: видеопроекции создают необходимое настроение, адекватно обозначают место действия, показывают отношение к происходящему. Именно на видео появляются колоритные образы Солнца, Месяца, Ветра (видео Александра Дроздецкого, художник мультимедиа Юлия Зюзь). Декорации представляют собой фигурные массивные сооружения, складывающиеся в различные комбинации. На сцену ведет наклонный помост, время от времени опускается и поднимается прозрачный занавес. Световая партитура спектакля очень выразительна, стильный визуальный ряд дополняют костюмы (сценография Андрея Тимошенко, художник по свету Ольга Раввич, художник по костюмам Ирина Титоренко).

Трогательным и концептуальным получился образ Пса - большая кудлатая кукла в руках актера Михаила Кузьмина: Пес всеми доступными ему средствами пытается предотвратить Зло и погибает, принося себя в жертву ради торжества Добра (вот тут-то и понадобились мандельштамовские строки о темной звериной душе, плывущей дельфином молодым). Пожалуй, самая значительная составляющая спектакля - его музыкальное оформление: подбор музыки представляется идеальным, заслуживает всяческого одобрения качественная работа хормейстера и композитора Олега Щукина.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
  • Премьера необычного спектакля в стиле alive classic word — живого классического слова — состоялась в рамках проекта «ДрамАрт».
  • Наталия Латухина, Мария Новикова и Александр Субботин создали полноценный камерный литературоцентричный спектакль, основанный на самой таинственной повести Александра Пушкина. При этом, им удалось, сохранив драматизм и накал страстей, уложить текст оригинала в предельно динамичную, часовую форму.
  • Наталия Латухина взяла на себя роль графини, Новикова — её воспитанницы Лизаветы Ивановны, а Германа, естественно, — Александр Субботин. Примечательно, что актёры читали не только свои реплики, но и авторский текст. Эти ремарки в их устах тоже обретали окраску характера, который они воплощали: так простые описания и повествовательные элементы они превратили в неотъемлемые части внутренних монологов своих персонажей.
*Лучший спектакль Международного театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге (2022 г.)

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - «Пиковая дама»: спектакль в стиле alive classic word на сцене Архдрамы
Регион 29 - Актёры архангельского драмтеатра вызвали «Пиковую даму» в усадебный дом Плотниковой
Пресс-служба театра - "Снова лучшие на «Рождественском параде» в Санкт-Петербурге"

Подробнее
6+
Приглашаем на экскурсию в Театр.

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству. Завершится экскурсия обсуждением увиденного и разговорами о театре за чашечкой чая.

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович.

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска.
Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

«…И помимо содержания, соблюдая основные законы театра: «о чем?» и «ради чего?» мы рассказываем эту историю детям, - это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно», - н.а. РФ Сергей Безруков.

*Лауреат III Международного Большого детского фестиваля. Спецприз художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова (2020 г.)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра о репетициях фехтования
Пресс-служба театра о создании костюмов
Пресс-служба театра о хореографии и пластических рисунках в спектакле
«Регион 29»: интервью с исполнительницами роли Офелии
«Регион 29»: интервью с исполнителем роли Гамлета
«Правда Севера»: «Век вывихнут...»
«Регион 29»: Брызги, убийство Офелии и теории заговора: «Гамлет» архангельского драмтеатра раскрыл тайны датского заговора
Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко
«Петербургский театральный журнал»: ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ…
Журнал «PLUS»: Иван Братушев: Я получил эту роль
ИД «Северная неделя»: Архангельский «Гамлет». Премьера в областном театре драмы

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 28 сентября 2019 года

Подробнее