Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях""

05.01.23
Александр Пушкин "СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022. Режиссер - Анастас Кичик.

Спектакль режиссера Анастаса Кичика по всем хорошо известной пушкинской сказке неожиданно выдержан в жанре триллера, призванного вызвать у зрителя чувство тревожного ожидания, волнения и даже страха. Ну что ж, вполне оправданно, ведь главная тема сказки - Смерть и преодолевающая ее Любовь. Напряженная музыка, преимущественно мрачные визуальные образы, сгущающиеся силы зла (чего, например, стоит хрустальный гроб с мертвой царевной, величественно плывущий по залу на плечах богатырей). На этом фоне наиболее отчетливо и ярко проявляется то позитивное и важное, что побеждает и несмотря ни на что торжествует.

Текст сказки дополнен другими произведениями Пушкина ("У Лукоморья", "Если жизнь тебя обманет...", "Храни меня, мой талисман" и др.), и не только Пушкина (стихотворение Осипа Мандельштама "Ни о чем не нужно говорить...", тексты песен Дмитрия Белякова и Михаила Кузьмина).

Повествование поделено на три части, есть в нем пролог и эпилог. Рассказывает и комментирует сказку хор сказителей-певцов в причудливых ярких нарядах. Хор - подвижный, живой, раскрепощенный - контрастирует с другими персонажами, которые подчеркнуто статичны, почти бесстрастны. Таковы Царь (Эдуард Мурушкин), Царица (Анастасия Волченко), Царевна (Екатерина Зеленина), Елисей (Николай Варенцов), Царевна-ребенок (Варвара Нерадовская). В спектакле четко прослеживается противопоставление Добра и Зла. Зло олицетворяет эгоистичная коварная Мачеха (Мария Павлова) с ее жестокими прислужниками - ассасинами, именно так они названы в программке (вольно же создателям спектакля так представлять воплощение мирового зла!). Интересно, что в какой-то момент Мачеха, не надеясь на помощников, творит зло сама: "Если хочешь сделать хорошо, сделай сама" (вот тут некоторое отступление от канонического сюжета, однако оно вполне органично в контексте этого прочтения классики).

Но есть в спектакле и некая обезличенная Нечисть в черных одеждах, с которой отважно сражаются братья-богатыри, - один из самых впечатляющих эпизодов представления их битва под надзором неподвижно стоящих на возвышении неких предводителей зла, вызывающая вполне прозрачные ассоциации (постановка сценического боя - Владимир Гончаров, балетмейстер - Светлана Баранова). Показательно, что битве предшествует такой диалог: - Вы куда? - Гулять, серых уток пострелять (с ироничной усмешкой). У братьев есть имена, на какое-то мгновение они фиксируются на экране, хотя в спектакле братья не персонифицируются, представляя коллективный образ служителей Добра.

Имена богатырей активно используются театром в пиар-кампании спектакля в соцсетях. К тому же именно групповой портрет богатырей составляет фотозону в театральном фойе. А еще там выставлено большое зеркало с надписью: "Я в Архдраме всех милее".

Без говорящего зеркала эту пушкинскую сказку невозможно представить, в спектакле ему, конечно же, отведена важная роль, его образ эффектно воплощен с помощью видео, в котором наглядно показан характер этого сказочного персонажа. К слову, в целом видеоконтент очень удачно подчеркивает стиль представления: видеопроекции создают необходимое настроение, адекватно обозначают место действия, показывают отношение к происходящему. Именно на видео появляются колоритные образы Солнца, Месяца, Ветра (видео Александра Дроздецкого, художник мультимедиа Юлия Зюзь). Декорации представляют собой фигурные массивные сооружения, складывающиеся в различные комбинации. На сцену ведет наклонный помост, время от времени опускается и поднимается прозрачный занавес. Световая партитура спектакля очень выразительна, стильный визуальный ряд дополняют костюмы (сценография Андрея Тимошенко, художник по свету Ольга Раввич, художник по костюмам Ирина Титоренко).

Трогательным и концептуальным получился образ Пса - большая кудлатая кукла в руках актера Михаила Кузьмина: Пес всеми доступными ему средствами пытается предотвратить Зло и погибает, принося себя в жертву ради торжества Добра (вот тут-то и понадобились мандельштамовские строки о темной звериной душе, плывущей дельфином молодым). Пожалуй, самая значительная составляющая спектакля - его музыкальное оформление: подбор музыки представляется идеальным, заслуживает всяческого одобрения качественная работа хормейстера и композитора Олега Щукина.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

«НАУЧИ МЕНЯ ЖИТЬ» - новая версия легендарного моноспектакля Максима Аверина «Все начинается с любви».


Его за последние годы посмотрели более 350 тысяч зрителей в 189 городах России в 18-ти странах мира. В новом спектакле собраны как лучшие произведения предыдущего спектакля, так и новые композиции.

Заслуженный артист России МАКСИМ АВЕРИН – один из ведущих и популярных отечественных актеров, успешный киноактер, ведущий телешоу на Первом канале, режиссер. Его фильмография насчитывает более 50 фильмов и сериалов.


Моноспектакль «Научи меня жить» обещает расширить представление зрителей о возможностях и таланте этого замечательного артиста. Это не творческая встреча, не концерт, - это именно спектакль со своей драматургией, полноценное театральное действо, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии и прозы, сопровождающаяся мастерской звуковой и световой партитурой. Актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге.


В программе: стихи и проза Давида Самойлова, Александра Вертинского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и других прекрасных авторов, песни советских и российских композиторов.

Максим Аверин из тех артистов, кто ведет за собой зрителя, находя в нем искреннего слушателя и собеседника. А положительная энергия, излучаемая актером, дарит вдохновение и мечту, проникая в самое сердце.


Говорит Максим Аверин: «Признанных мастеров поэтической мысли - Вертинского, Самойлова, Рождественского, Евтушенко - объединяет одна великая тема: Любовь с большой буквы. И этой темой, темой высокой любви, пронизан весь спектакль К сожалению, в нашей стране, да и во всем мире, огромный процент недолюбленности, и если говорить о женском внимании к моей персоне, в том числе в интернете, – наверное, я эту самую недолюбленность восполняю своими скромными силами. Мне приходит очень много писем, живых, не электронных, а написанных на бумаге, как в добрые старые времена. Некоторые из них я даже храню. Я вижу много людей, которые недоласканы, недолюблены, и для них каждое моё появление на сцене – коллективная ли это работа, либо мой моноспектакль – это пусть эфемерная, но любовь. И моим поклонницам… хорошо в этот момент, тепло… Пусть таким способом – для этого и существует искусство».

 



Подробнее
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Размышление о повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего" (камерная сцена)
Режиссёр — Игорь Патокин

Продолжительность - 1 час 30 минут (без антракта)  

Творческая лаборатория театра драмы представляет самостоятельный, новый проект актёров Игоря Патокина, Ивана Братушева и Анны Патокиной. Эмоциональный накал в спектакле доходит до предела: от смеха до слез, от реальности до фантазии, от «холодной головы» до сумасшествия. Все грани актёрского таланта, музыкальные акценты, световые находки… 

«Психологические качели» — безумный аттракцион одиночки перенесёт зрителя в чужое подсознание. До чего доведёт чиновника Поприщина ведение рокового «блога»? Итак, внимание на детали!

Спектакль был награждён на V Международном фестивале-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске.


mazur2.jpeg
Нина Мазур из Германии, театровед, театральный критик, вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО):

«Я видела настолько много версий постановок «Записок сумасшедшего», что когда я слышу о спектакле по этому произведению Гоголя, у меня невольно возникает внутреннее сопротивление. К счастью, обязанность смотреть ваш спектакль обернулась радостью. На мой взгляд, Игорь Патокин разработал виртуозную партитуру спектакля, а Иван Братушев столь же виртуозно её воплотил. Это не тот случай, когда режиссёр «умер в актёре», или когда актёр обошелся без режиссера. Здесь два художника вместе создали нечто значительное». 

 
img-04251.jpg
Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор Российского       университета      театрального искусства, член Комиссии по театральной критике СТД РФ:

«Мне очень близка разработанность и точное воспроизведение всех деталей поведения Поприщина. Я не увидела того, что утомляет в ряде спектаклей, - принцип или закон недооформленности, когда где не дотанцуем, там доулыбаемся, когда темперамент на пол мимо партнера. Здесь доигрывается, дотанцовывается все детально и очень точно.

Уважительное и какое-то коллегиально сочувственное отношение к тем людям, которые занимаются важным, серьезным и необходимым делом в искусстве, осталось после спектакля. Работа, на мой взгляд, замечательная!»


ОТЗЫВЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ С ФЕСТИВАЛЯ «CHELоВЕК ТЕАТРА»

СМИ о спектакле:
«Бизнес-класс Архангельск»: Эксперименты продолжаются: театр драмы открыл двумя премьерами 84-й сезон
«Российская газета»: В Поморье «Записки сумасшедшего» превратились в «Блогера»
«Регион 29»: Архангельский театр представил спектакль «Блогер»: без Интернета, но с чувством

Премьера состоялась 1 октября 2016 года 

Пластическая, звуковая и световая партитуры — Игорь Патокин
Художественный руководитель проекта — Андрей Тимошенко
Сценография и костюмыАнна Патокина
Художник по свету — Максим Надеев 
Звукорежиссёр — Александр Лушев 
Видеоинженеры — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

Подробнее