Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях""

05.01.23
Александр Пушкин "СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022. Режиссер - Анастас Кичик.

Спектакль режиссера Анастаса Кичика по всем хорошо известной пушкинской сказке неожиданно выдержан в жанре триллера, призванного вызвать у зрителя чувство тревожного ожидания, волнения и даже страха. Ну что ж, вполне оправданно, ведь главная тема сказки - Смерть и преодолевающая ее Любовь. Напряженная музыка, преимущественно мрачные визуальные образы, сгущающиеся силы зла (чего, например, стоит хрустальный гроб с мертвой царевной, величественно плывущий по залу на плечах богатырей). На этом фоне наиболее отчетливо и ярко проявляется то позитивное и важное, что побеждает и несмотря ни на что торжествует.

Текст сказки дополнен другими произведениями Пушкина ("У Лукоморья", "Если жизнь тебя обманет...", "Храни меня, мой талисман" и др.), и не только Пушкина (стихотворение Осипа Мандельштама "Ни о чем не нужно говорить...", тексты песен Дмитрия Белякова и Михаила Кузьмина).

Повествование поделено на три части, есть в нем пролог и эпилог. Рассказывает и комментирует сказку хор сказителей-певцов в причудливых ярких нарядах. Хор - подвижный, живой, раскрепощенный - контрастирует с другими персонажами, которые подчеркнуто статичны, почти бесстрастны. Таковы Царь (Эдуард Мурушкин), Царица (Анастасия Волченко), Царевна (Екатерина Зеленина), Елисей (Николай Варенцов), Царевна-ребенок (Варвара Нерадовская). В спектакле четко прослеживается противопоставление Добра и Зла. Зло олицетворяет эгоистичная коварная Мачеха (Мария Павлова) с ее жестокими прислужниками - ассасинами, именно так они названы в программке (вольно же создателям спектакля так представлять воплощение мирового зла!). Интересно, что в какой-то момент Мачеха, не надеясь на помощников, творит зло сама: "Если хочешь сделать хорошо, сделай сама" (вот тут некоторое отступление от канонического сюжета, однако оно вполне органично в контексте этого прочтения классики).

Но есть в спектакле и некая обезличенная Нечисть в черных одеждах, с которой отважно сражаются братья-богатыри, - один из самых впечатляющих эпизодов представления их битва под надзором неподвижно стоящих на возвышении неких предводителей зла, вызывающая вполне прозрачные ассоциации (постановка сценического боя - Владимир Гончаров, балетмейстер - Светлана Баранова). Показательно, что битве предшествует такой диалог: - Вы куда? - Гулять, серых уток пострелять (с ироничной усмешкой). У братьев есть имена, на какое-то мгновение они фиксируются на экране, хотя в спектакле братья не персонифицируются, представляя коллективный образ служителей Добра.

Имена богатырей активно используются театром в пиар-кампании спектакля в соцсетях. К тому же именно групповой портрет богатырей составляет фотозону в театральном фойе. А еще там выставлено большое зеркало с надписью: "Я в Архдраме всех милее".

Без говорящего зеркала эту пушкинскую сказку невозможно представить, в спектакле ему, конечно же, отведена важная роль, его образ эффектно воплощен с помощью видео, в котором наглядно показан характер этого сказочного персонажа. К слову, в целом видеоконтент очень удачно подчеркивает стиль представления: видеопроекции создают необходимое настроение, адекватно обозначают место действия, показывают отношение к происходящему. Именно на видео появляются колоритные образы Солнца, Месяца, Ветра (видео Александра Дроздецкого, художник мультимедиа Юлия Зюзь). Декорации представляют собой фигурные массивные сооружения, складывающиеся в различные комбинации. На сцену ведет наклонный помост, время от времени опускается и поднимается прозрачный занавес. Световая партитура спектакля очень выразительна, стильный визуальный ряд дополняют костюмы (сценография Андрея Тимошенко, художник по свету Ольга Раввич, художник по костюмам Ирина Титоренко).

Трогательным и концептуальным получился образ Пса - большая кудлатая кукла в руках актера Михаила Кузьмина: Пес всеми доступными ему средствами пытается предотвратить Зло и погибает, принося себя в жертву ради торжества Добра (вот тут-то и понадобились мандельштамовские строки о темной звериной душе, плывущей дельфином молодым). Пожалуй, самая значительная составляющая спектакля - его музыкальное оформление: подбор музыки представляется идеальным, заслуживает всяческого одобрения качественная работа хормейстера и композитора Олега Щукина.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию


Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв

Спектакль ведёт Ксения Корельская

Подробнее
6+
Чтение сказок Суахили для детей
Режиссёр —  Андрей Гогун
Читает Михаил Бакиров

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

Наверное все дети знают строчки песни, в которой поется про трусишку зайку серенького, который скачет под зимней ёлочкой. Но, оказывается, что не все зайцы трусишки. Потому что где-то далеко-далеко на юге, на восточном побережье африканского континента многие народы рассказывают своим детям сказки про зайца на языке суахили. И вот в этих сказках — серый зайка, совсем не трусишка, а даже наоборот. В сказках суахили — заяц — самый умный, ловкий, хитрый и смелый зверь в Африке. О том, как он стал таким, и что было этому причиной — мы узнаем из очередной читки сказок в Избе — сказок народа Суахили. 

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»


Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее