Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Надежды Петровой о спектакле "Горе от ума"

05.04.23
ГОРЕ ОТ УМА.
Архангельский театр драмы им.Ломоносова.
Режиссёр Рената Сотириади.

Часто те стереотипы, которые мы затвердили еще в школе, на уроках литературы очень мешают по новому прочитать ( или увидеть!) классическое произведение. Нас ведь как учили: Чацкий — это прогрессивный деятель, который противостоит фальшивому и отсталому московскому обществу, умнейший человек, нравственный, просто «луч света в темном царстве». Ой, нет, это другое…

Поэтому, увидев в программке что эту роль играет Александр Зимин, я засомневалась. Каюсь, зря. Он справился на отлично, аплодирую!
В его исполнении Чацкий — это забавный молодой человек, хулиганистый, не слишком тактичный. Но очень искренний и обаятельный. Деятелем он точно не является, он же ничего не делает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - это отличная отмазка.

Еще одна безусловная удача этого спектакля — Евгений Нифантьев в роли Фамусова. Уже не первый раз замечаю, что когда Евгений играет отрицательных героев, они у него получаются довольно приятными людьми. При этом все их недостатки остаются при них. Вот Фамусов — да, бюрократ, да, с завиральными идеями типа «взять все книги бы да сжечь». Но в целом неплохой же человек… Не дурак, точно.

Хорош (хотя это не то слово) Молчалин в исполнении Тимофея Тихонова — такой скользкий, извивающийся, как уж. А полковник Скалозуб (Артем Пребышевский) уж точно Скалозуб. Он бы должен был быть самым смешным персонажем и он таки смешон. Но, как выяснилось во втором действии, не он самый фарсовый.

Второе действие, бал, и тут начинается разочарование. Я конечно все понимаю, Грибоедов написал комедию, персонажи на балу гротескные… Но не до такой же степени! Как будто в текстах гротеска мало, давайте оденем их в дурацкие костюмы, нарисуем лица-маски. А бабушка на поводке, а целый выводок совершенно дебильных княжон. Как по мне, пересолено! Гротеск должен быть в меру, иначе он быстро становится пошлым.
Досада, однако. Хороший спектакль, но капля дегтя в наличии.

В утешение себе самой я вот что придумала: например Шекспир во многих своих пьесах вставлял диалоги каких-нибудь слуг, которые к основному сюжету практически не имели отношения и были довольно пошлыми и даже непристойными (если правильно переводить). Это чтобы зал просто заходился от смеха. Так можно сказать, что и сцены на балу у Фамусова режиссер поставила так, чтобы возвысить спектакль до уровня Шекспира. Публика же смеялась? Смеялась! Аплодировала? Еще как (я тоже аплодировала). А если публика принимает, то какая разница «что будет говорить княгиня Марья Алексевна».

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее