Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

"Петербургский театральный журнал": Марсоход продолжает своё движение

26.05.23
Источник: https://ptj.spb.ru/blog/marsoxod-prodolzhaet-svoe-dvizhenie/
Автор: Ирина Селезнёва-Редер

  • Первый «Ломоносов Фест» в Архангельске
  • В России только один театр носит имя ученого. Театр этот в Архангельске. Ученый — Ломоносов. И сообразно необычному сочетанию впервые в своей истории Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова решил воплотить необычность своего названия в жизнь. В столице Поморья прошел продолжительный и насыщенный фестиваль, всеобъемлющий концепт которого сконцентрирован в идейном слогане: «Искусство. Наука. Технологии». Собственно, в этом и есть уникальность затеи — объединить в фестивальной программе все самое интересное, существующее в пространстве отечественной культуры и восходящее к разным типам взаимодействия научных изысканий и собственно явлений культуры, главным образом театра. «Ломоносов Фест» первым в нашей стране обращается к теме науки и искусства и автоматически становится на просветительскую стезю.

На пресс-конференции фестиваля.
Фото — архив фестиваля.

В этом смысле уже первая заявка и организованный фестиваль претендуют на многогранность и широту охвата. Наряду со спектаклями со всей страны в программе фестиваля прошли выставки, кинопоказы, лекции и круглый стол. Тематический охват оказался широк — зрители имели возможность узнать, например, о теории игр, восприятии искусства с точки зрения нейрофизиологии, об уже реализованных театральных проектах с использованием современных технологий и научных изысканий, об инновациях в традиционных видах искусства, искусственном интеллекте и др.

Театральная программа первого года не имела цели представить новейшие проекты, и на фестивале оказались представлены как недавние премьеры, так и спектакли с почти десятилетней историей. Последним неожиданная гастроль даже шла на пользу, вдохнув новую жизнь в, казалось бы, отработанный материал. При этом «Ломоносов Фест» не ограничился взрослой аудиторией, но активно вовлекал детей, вплоть до самых маленьких: в рамках фестиваля прошел даже местный диджитал бэби-спектакль «Время превращений».

Сцена из спектакля «Время превращений».
Фото — архив фестиваля.

Уже первый показ должен был озадачить: пластический спектакль «Искусство движения» петербургской компании «Канон Данс» (возобновление; спектакль впервые был показан в 2014 году в рамках фестиваля Open Look) следовало смотреть в стереоскопических очках. Экспериментальная работа хореографа Билли Коуи нивелирует эффект присутствия живого танцовщика, превращая его в элемент взаимодействия в пределах объемной стереоскопической картины. Практически не двигаясь с места, танцовщики взаимодействуют с визуальными картинами-наложениями художницы Силке Маншот, в которых человеческие очертания множатся, исчезают и переливаются, невольно провоцируя мысли о границах самостоятельности человека в пределах технологических систем.

Сцена из спектакля «Искусство движения».
Фото — архив фестиваля.

Дух эксперимента пронизывал и показ Инновационного культурного центра из Калуги. В спектакле «Это тебя касается» молодые и заразительные артисты превратили каждого зрителя в участника витиеватого действия, сфокусированного вокруг идеи «телесного голода». Сенсоры, датчики, микрофоны, магнитные поля становились средствами впечатляющего взаимодействия человека и машин, меняли пространство, свет, звук. Создатели спектакля, обращаясь к пластике человеческого тела, превращали его в объект исследования с помощью современных технологий и, безусловно отдавая дань первенства пластическим композициям (хореограф Ксения Голыжбина, режиссер Константин Солдатов, медиахудожник Андрей Горлачев), в некоторой степени возвращали зрителя к ситуации лабораторных опытов: в финале каждый из зрителей мог попробовать все эти технологии самостоятельно.

Сцена из спектакля «Это тебя касается».
Фото — архив фестиваля.

Любопытным с точки зрения технологий оказался видеоспектакль Пермского театра кукол «Цветы для Элджернона». Режиссер Дмитрий Вихрецкий и художник Виктория Ельцова создали пространство этого спектакля и даже самих персонажей полностью из конструктора лего, и это как раз тот случай, когда выбранная визуальная форма существенно повлияла на содержание. Непростая история особенного ребенка вдруг оказалась близка и понятна даже младшим школьникам и обрела совершенно очевидный просветительский посыл: детальки лего, оказывается, легко превращаются в элементы театрального пространства, и сделать это под силу каждому у себя дома.

Другим очевидным вектором фестиваля стало стремление представить зрителю истории исследователей, ученых, первооткрывателей. И здесь снова сказывалось желание организаторов следовать главным образом за темой. Петербургский спектакль «Эйнштейн. Что нам светит?» театра Karlsson Haus развивал тему становления великого ученого глазами детей. Безо всякой дидактичности авторам спектакля (режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко) удалось вместить в детский спектакль понятные образы гравитации, фотона, ускорения, скорости света, образ маленького и любопытного Эйнштейна, у которого были заботливые мама и папа. Умозрительная на первый взгляд и сложная для детского сознания ребенка тема оказалась вскрыта в непринужденной манере доверительного диалога и игры со зрителем.

Сцена из спектакля «Эйнштейн. Что нам светит?».
Фото — архив фестиваля.

Гораздо более тяжеловесным оказался трех с половиной часовой спектакль Театра Маяковского в режиссуре Никиты Кобелева «Новаторы», основанный на реальных событиях и посвященный историям людей, создававших окружающий нас ныне мир компьютеров и операционных систем. Отсутствие драматурга и собственно драматического наполнения лишило спектакль всякой интриги — в хронологическом порядке с изрядной долей дотошности на сцене друг за другом следовали изложения историй компьютерных первооткрывателей от Ады Лавлейс в середине XIX века до Возняка, Джобса и Гейтса в конце века XX. Интересные сами по себе сюжеты внезапно сводились к странным деталям, вроде дурного запаха от редко мывшегося Джобса, к километрам непроизносимого текста о передовых технологиях, надуманным и вязким диалогам ни о чем. Спектакль, созданный в расчете на новаторство в разработке темы, оказался мертвым с точки зрения театрального языка, превратившись в долгоиграющую и умозрительную по большей части лекцию в лицах.

Сцена из спектакля «Новаторы».
Фото — архив фестиваля.

Космическая тема естественным образом пробивалась в фавориты. Сухумский Русский театр драмы им. Ф. А. Искандера привез собственную интерпретацию романа «Солярис» в режиссуре Артема Устинова, а московский Электротеатр Станиславский — оригинальную мультимедиа-оперу «Curiosity». Но если первая довольно традиционна, то последняя инновационна от начала до конца. В основе ее содержания — твиттер-аккаунт марсохода «Curiosity», отправляющего на Землю сообщения в то время, как где-то идут войны, случаются землетрясения, происходят катаклизмы. Одиночество марсохода аллегорично — он вдали от крушений поездов и созерцает красоту, но при этом зависим и стремится к освобождению от землян. «Марсоход продолжает свое движение!» — звучит лейтмотив спектакля, в то время как на заднике проецируется манифест об убитом искусстве. Тем временем границы этого самого искусства раздвигают авторы спектакля. Музыка Николая Попова, исполненная живыми музыкантами на сцене и подвергнутая электронной обработке, напоминает звуковой шум эфира Вселенной, наполненного дрожанием, вибрацией, звонкими и глухими ударами, иногда даже чистыми звуками и фрагментами мелодий. Музыке вторит визуальный ряд (Евгений Афонин, Ян Калнберзин), представляющий собой рваный коллаж из космических образов, видеозаписей поверхности Марса, видеосозвонов, операционных команд.

Сцена из спектакля «Curiosity».
Фото — архив фестиваля.

Открытием фестиваля стали уже привычные в столицах, но новаторские для Поморья оригинальные формы театральных спектаклей. Так, например, в программу был включен спектакль-променад Андрея Гогуна «Поморские узлы»: прогулка вдоль берега Северной Двины превращалась в познавательное действо, в котором звучали голоса из прошлого и настоящего. А вот гастроспектакль «Диалоги. Пир», инициированный и созданный директором Архангельской драмы Сергеем Самодовым, стал абсолютно первым подобным опытом для Поморья.

Сцена из спектакля «Диалоги. Пир».
Фото — архив фестиваля.

Заявленная тема фестиваля безусловно перспективна, и потенциал предложенного концепта очевиден даже не столько потому, что театр и так постоянно в поиске новых технологий и материалов, сколько вследствие все большего влияния технологий на повседневную жизнь. Осмыслить эти технологии как элемент художественного воздействия, осознать их границы и преимущества и представляется важным и первостепенным, и «Ломоносов Фест» при умелом и концептуальном художественном руководстве обречен расти и расширяться.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

В рамках федеральной программы "Большие гастроли"
БДТ имени Г. А.Товстоногова
А.Н. Островский
Режиссер-постановщик - Андрей Могучий


Продолжительность — 2 часа 15 минут (с антрактом)


Трагический конфликт между Катериной и «темным царством» города Калинова интерпретирован современным БДТ в манере площадного театра, театра прямого высказывания и открытой эмоции. В классической пьесе Островского открыто особое музыкальное звучание, хрестоматийному тексту заданы ритм и интонация фольклорного речитатива, а действие заключено в стилизованное под палехскую шкатулку чёрное пространство сцены.

 

Андрей Могучий, режиссер-постановщик: «В «Грозе» практически нет развития характеров — это почти лубок. Как только я ощутил жанр, мы и стали в эту сторону двигаться. И как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным. Он стал слышим, и стало понятно, что спектакль может быть и должен быть театром текста, а не театром ситуации и бытописательства, — это для меня самого было настоящим художественным открытием. Островский создавал особую культуру русского театра. Но впоследствии, с появлением фигуры Станиславского и в связи с мощнейшим феноменом русского психологического театра, эта культура была подзабыта. Мы занимались, с одной стороны, текстом Островского, реконструкцией его звучания, с другой стороны, придумывали условный архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своем уровне.»

 

Режиссер-постановщик Андрей Могучий

Художник Вера Мартынов

Художник по костюмам Светлана Грибанова

Художник по свету Стас Свистунович

Саунддизайнер Владимир Гурин

Музыкальный руководитель Анна Вишнякова

Постановщики трюков Максим Пахомов, Роман Каганович

Машинисты сцены Дмитрий Азаров, Кирилл Баталов, Константин Ефанов, Валерий Иванов, Роман Кульгускин, Андрис Спиркович

Дежурный режиссер Степан Пектеев

Помощники режиссера Людмила Кузнецова, Лана Иванова

Выпускающий заведующий художественно-постановочной частью Андрей Кудряшов


  • «Большие гастроли» Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (БДТ) в Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова организованы в рамках направления «Ведущие театры» программы «Большие гастроли».
    Гастроли организованы ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.



Подробнее
6+
Абрамов фест представляет:
Театр "НИТИ" (Санкт-Петербург)
По рассказу Наринэ Абгарян
Спектакль для всей семьи

Продолжительность - 40 минут (без антракта)

Светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ Наринэ Абгарян о детстве, о двух девочках-подружках, о грозной и доброй Ба, и об их родных, постоянно попадающих в нелепые ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь.

Спектакль наполнен музыкой, светом и радостью — сможем порадовать и детей, и взрослых.  


Подробнее