Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета Бизнес-класс. Архангельск: Быть котом: дебютный роман Григория Служителя на сцене Архангельского театра драмы

08.04.24
Источник: https://bclass.ru/stil-zhizni/kultura/byt-kotom-debyutnyy-roman-grigoriya-sluzhitelya-na-stsene-arkh...
Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина

В Архангельском театре драмы состоялась премьера спектакля «Дни Савелия» по одноименному роману Григория Служителя. Историю кота, познающего жизнь на улицах современной Москвы, поставил главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.

Дебютный роман Григория Служителя «Дни Савелия» – это история, рассказанная от первого лица, почти исповедальный рассказ городского кота, родившегося в одном из московских переулков под старым запорожцем и жившего «в детстве» с мамой и сестрёнками в коробке из-под бананов. Роман начинающего писателя отмечен престижными литературными премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна» и уже дважды был воплощён на театральной сцене – в московском Российском академическом молодёжном театре и Городском театре Санкт-Петербурга. Современный текст, рассказывающий о нас сегодняшних, всегда интересен. А если на окружающую реальность посмотреть внимательными глазами кота, то, как выяснилось, может получиться «сентиментальная история о жизни, смерти и любви». 

Кот, да не кот: наблюдатель, философ и меломан 

В роли главного героя — обаятельного кота Савелия, вокруг которого калейдоскопом закручиваются события – молодой актёр театра Михаил Бакиров. Для него это первая главная и настолько масштабная роль: в течение трёх часов действия он на сцене и все это время должен удерживать внимание, работать с большим объёмом литературного текста и быть включённым в динамично развивающийся сюжет. И с этими сложными задачами актёр справляется. Его Савелий – прыгучий, словно пружинящий на длинных лапах (тут и не скажешь – ногах: так стремительно и почти бесшумно он перемещается по сцене), с мягкой пластикой и лёгкими движениями (балетмейстер Александр Любашин). Но в своём условно кошачьем облике он всё же больше похож на человека – с его переживаниями, вопросами к миру и желанием счастья.

Даже на визуальном уровне в создании «кошачьих» образов авторы спектакля избежали прямых отсылок на «звериную» природу персонажей и максимально их очеловечили. Так, мамочка Глория (Наталия Латухина) – утончённая, в классическом драповом пальто, с пышной причёской и туфлях на каблуке, сестрички кота Савелия (Татьяна Сердотецкая и Екатерина Зеленина) – в платьицах, одна – в полосатой шапке, а другая – в вязаном капоре с «ушками» (художник по костюмам — Ирина Титоренко).

Интересно, что родился Савелий, в отличие от обычных котят, уже зрячим – оттого, наверное, и видит больше, дальше и глубже других. Больше всего он любит наблюдать за окружающим миром и думать. Свой жизненный путь действительно пройдет философом: в чём-то стоиком, а в чём-то – идеалистом. А ещё Савелий – с рождения кот не только с особым взглядом на вещи, но и с музыкальным слухом: даже будничные «котовьи» дела он выполняет в ритме аллегро L´Amoroso Антонио Вивальди – своей любимой мелодии. Музыка играет особую роль в спектакле – события в нём происходят в ритме танго, совершая резкие повороты и срезая углы (музыкальное оформление – Артем Татаринский).

Савелий замечает, что в молодости время бежит легко и быстро, но уже тогда он боится, что «время испортится», задаваясь почти гамлетовскими вопросами. Но пока время идёт почти беззаботно. Савелий впервые попадает в дом к человеку, который стал ему «патроном» (а не «хозяином», ведь хозяин может быть только у вещи). Кот становится спутником, другом, близким существом для каждого из своих «патронов» лишь на какой-то период, не навсегда, удивляясь про себя этой странной человеческой привычке «заделывать котами душевные бреши».

Dni_Savelia2.jpg

А залатать эти бреши хочется и неловкому подростку Вите Пасечнику, переживающему первую влюблённость (Артур Чемакин), и его маме Лене (Нина Няникова), и живущей прошлым и заново проверяющей старые школьные тетрадки своих учеников бабушке Раисе (Наталия Латухина). Кстати, тут поклонников театра ждёт небольшое театральное хулиганство: все бывшие ученики, которых вспоминает учительница, носят имена актёров Архдрамы, о которых, может, всерьёз, а может, в шутку, зрители узнают что-то новое.

Савелий встретит на своём пути друзей не только среди людей, но и среди котов, которые будут удивлять своими познаниями и глубиной постижения мира. Например, его друг Гарри (Александр Зимин), обитающий в мусорном баке и кутающийся в грязно-рыжий халат как настоящий кот-домосед, к слову цитирует в дружеской беседе слова Канта о двух вещах, которые наполняют душу: «Звёздное небо над головой и моральный закон во мне». Даже когда Гарри смертельно заболевает и понимает это, он продолжает улыбаться – это ли не пример силы воли и любви к жизни. В память о своем ушедшем друге Савелий приносит к мусорному баку неправдоподобно большое, символическое голубиное крыло, которое, может быть, пригодится Гарри в ином мире. 

«Судьба всегда чешет нас против шерсти»

В одной из сцен Савелий смотрит на знакомый мир, от которого он стал на время далёк, из окна квартиры. Но созерцает не только то, что происходит во внешнем мире, но и случается в человеческой жизни. Кажется, что кот видит людей насквозь, чувствует и понимает их лучше, чем они сами. Глазами кота мы видим наши порой нелепые привычки и замечаем абсурдное устройство жизни с её неотъемлемыми ритуалами – взять хотя бы празднование Нового года с ломящимся от закусок застольем, сочувственной и понимающей интонацией в обращении президента и нарочитой радостью звёзд «голубых огоньков».

Пространство города напоминает нарисованный, как в мультфильме, мир – именно таким акварельным, с нечёткими ускользающими линиями домов и облаков над ними видит его Савелий. Путешествие молодого кота по жизни, по шумному городу, населённому разными персонажами – путь извилистый и неровный. Савелию предстоит побывать в разных районах — от любимой им реки Яузы до парка Горького и сада Баумана, в жилище мигрантов и уютных обустроенных квартирах, даже в Третьяковской галерее, где у кота появится почётная обязанность избавить музей от ополчившихся на шедевры крыс. Здесь же он обретёт и нового «патрона» Сергеича (Артем Пребышевский), который, не мудрствуя лукаво, назовет кота в честь самого себя. Сидя на проходной, охранник как никто другой замечает, что «всё проходит» – так наивно, но точно размышляет о нём кот Савелий.

Ещё одно точное наблюдение кота состоит в том, что страх – единственная вещь, которая управляет людьми. Но страх не предостерёг самого Савелия, широко распахнутыми глазами смотрящего на мир, от встречи с опасным незнакомцем (Дмитрий Беляков). Один человек на его пути оказался недобрым – ему встретился настоящий котоубийца. Строгий костюм с иголочки, шляпа, трость – извращённое зло в образе благообразного интеллигента страшнее честных испытаний. Его немотивированная жестокость на сцене воплощена в завораживающем танце, на который больно смотреть и нельзя не смотреть. 

Сколько лиц, личин, обличий

В спектакле много игровых приёмов, которые позволяют воспринимать историю как подчеркнуто театральную. Помимо актёров, на сцене появляются куклы, выполненные в основном в условной манере (художник по куклам — Илья Сарычев) – словно вырезанные из фанерного листа коты и кошки, гуляющие по крышам, проплывающие рыбы и взлетающие голуби, доберман на колёсиках в ветеринарной клинике и, наконец, плюшевая мышь Стилавинью (названная так Савелием в честь песни группы Scorpions, любимой композиции мамы его первого «патрона»).

Dni_Savelia3.jpg

Почти все актёры в спектакле исполняют по несколько ролей, виртуозно сменяя обличья. Такой приём мы видели в другом спектакле Андрея Тимошенко – «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе М. Хейфеца, где Нина Няникова играет сразу десять ролей. Здесь у неё тоже несколько запоминающихся образов, которые решены с помощью точных деталей: выразительная кошка тётя Мадлен, разочаровавшаяся и усталая, кутающаяся в шаль женщина и молодая, порывистая (в воспоминаниях) Лена Пасечник, уборщица в Третьяковке и беспокойная, шебутная собака, которую заводит… семья котов. На закате жизни, лишившись глаза, который заменила ему черная повязка, словно у пирата, Савелий встречает близкую душу – кошку Грету (Анастасия Волченко), которая давно мечтала о том, чтобы у неё была собака. И такие мечты у котов, оказывается, бывают.

Одиночество в карусели 

В спектакле достаточно много литературного текста, большая часть которого стала монологами главного героя. Первый акт выписан подробно, при этом он получился более динамичным и насыщенным событиями, быстро сменяющим друг друга. В то же время в нём много юмора. Вставным ярким эпизодом, например, становится появление попугая Игги (Николай Варенцов), который донимает кота Савелия навязчивым исполнением популярных песен из репертуара Димы Билана, Николая Баскова и «Иванушек», так что от попугая в конце концов остаются только перья, а кот идет дальше своей дорогой.

Второе действие, напротив, получилось лирическим, сентиментальным и печальным. Спокойствие и принятие уходящего времени примиряет героев с неизбежностью прощаний и утрат. Так и сам Савелий в финале – «растерялся и исчез» в темноте среди резких вспышек света (художник по свету Руслан Майоров). В финале спектакля в исполнении артистов звучит песня группы «Мегаполис», которая ставит лирическое многоточие: «Попадаешь в карусель / И стареешь, стареешь, стареешь…».

Савелию за свою жизнь пришлось сменить много имен – Август, Кай, Сергеич – но он остаётся тем самым Савелием, каким осознает себя с рождения и не изменяет своей сущности в главном. Даже когда однажды ему представится возможность почувствовать свою силу и власть, пойти по пути отца и возглавить городской кошачий прайд, он без сожаления откажется – «это не моё» – и отправится прочь, сам по себе, в поисках своего пути. «Дни Савелия» – спектакль о том, как, проходя через препятствия, разочарования и потери, искушения и невзгоды , всё-таки остаться собой. Даже если ты человек, а не кот.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (камерная сцена)
Былина нашего времени
С.Самодов
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 1 час 20 минут (без антракта)

«Медведь» - спектакль о судьбе человека, который не хотел быть героем.
Герой пьесы - обычной парень Артур. Живет обычную жизнь, в обычной семье, проходит те же испытания, что и все. Проходит, как может, криво, неровно… Но все время выруливает, выбирается из самых сложных ситуаций.

Андрей Тимошенко, режиссер: «Мне очень нравится, что Артур – неоднозначный герой, не выхолощенный, не рафинированный. А как вообще человек взращивает свой стержень, как он каменеет? Это всё - череда поступков, которые совершает герой, проходя через события, преодолевая препятствия. И становится всё, сильнее, сильнее, сильнее…»

Непридуманная история реального Артура, участника СВО, стала основной пьесы «МЕДВЕДЬ», написанной Сергеем Самодовым в рамках лаборатории Академии творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ»)
Основано на реальных событиях.

Премьера спектакля состоялась 8 февраля 2025 года

Композитор - А.Татаринский
Художник по свету - А. Расходчиков

Спектакль ведёт Юлия Сядей

СМИ о спектакле:
ГТРК "Поморье": В Архангельском драмтеатре премьера — спектакль «Медведь»
Регион29: "Медведь" и нарты: в Архангельске показали спектакль про СВО
Подробнее
12+
театр28июня (Москва/Санкт-Петербург)
Авторский текст Дмитрия Скотникова на основе текстов А.С. Пушкина, Д.С. Самойлова, М.А. Булгакова, Д.И. Хармса, Д.Е. Скотникова.
Режиссёр - Дмитрий Скотников

Это спектакль о том, как много в нашей жизни решает случай. Даже если ты - "Солнце русской поэзии" и "Наше всё". Это спектакль о том, что любой сюжет мы, так или иначе, черпаем из собственной жизни, за исключением тех случаев, когда сюжет сам становится нашей жизнью... Это спектакль о случайности и закономерности. Это спектакль о любви и измене (не случившейся или неслучайной). Это спектакль о мужчине и женщине.. Это спектакль о поэзии и прозе… Это спектакль о Пушкине и том, что Пушкин значит для каждого из нас… Это спектакль о жизни! Потому что жизнь непредсказуема и при этом логична, смешна и трагична одновременно, а еще жизнь - лучший драматург! А еще это очень веселый, очень актерский и очень необычный спектакль.

Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Телеканал "Культура": Поморская труппа показала в Москве спектакль "Пряслины. Две зима и три лета"
Слово Славы: Братьяма и сёстрыма
Звезды мегаполиса: Гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Вахтанговского театра: Поморска говоря о Москве

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий

Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее