Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета Бизнес-класс. Архангельск: Быть котом: дебютный роман Григория Служителя на сцене Архангельского театра драмы

08.04.24
Источник: https://bclass.ru/stil-zhizni/kultura/byt-kotom-debyutnyy-roman-grigoriya-sluzhitelya-na-stsene-arkh...
Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина

В Архангельском театре драмы состоялась премьера спектакля «Дни Савелия» по одноименному роману Григория Служителя. Историю кота, познающего жизнь на улицах современной Москвы, поставил главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.

Дебютный роман Григория Служителя «Дни Савелия» – это история, рассказанная от первого лица, почти исповедальный рассказ городского кота, родившегося в одном из московских переулков под старым запорожцем и жившего «в детстве» с мамой и сестрёнками в коробке из-под бананов. Роман начинающего писателя отмечен престижными литературными премиями «Большая книга» и «Ясная Поляна» и уже дважды был воплощён на театральной сцене – в московском Российском академическом молодёжном театре и Городском театре Санкт-Петербурга. Современный текст, рассказывающий о нас сегодняшних, всегда интересен. А если на окружающую реальность посмотреть внимательными глазами кота, то, как выяснилось, может получиться «сентиментальная история о жизни, смерти и любви». 

Кот, да не кот: наблюдатель, философ и меломан 

В роли главного героя — обаятельного кота Савелия, вокруг которого калейдоскопом закручиваются события – молодой актёр театра Михаил Бакиров. Для него это первая главная и настолько масштабная роль: в течение трёх часов действия он на сцене и все это время должен удерживать внимание, работать с большим объёмом литературного текста и быть включённым в динамично развивающийся сюжет. И с этими сложными задачами актёр справляется. Его Савелий – прыгучий, словно пружинящий на длинных лапах (тут и не скажешь – ногах: так стремительно и почти бесшумно он перемещается по сцене), с мягкой пластикой и лёгкими движениями (балетмейстер Александр Любашин). Но в своём условно кошачьем облике он всё же больше похож на человека – с его переживаниями, вопросами к миру и желанием счастья.

Даже на визуальном уровне в создании «кошачьих» образов авторы спектакля избежали прямых отсылок на «звериную» природу персонажей и максимально их очеловечили. Так, мамочка Глория (Наталия Латухина) – утончённая, в классическом драповом пальто, с пышной причёской и туфлях на каблуке, сестрички кота Савелия (Татьяна Сердотецкая и Екатерина Зеленина) – в платьицах, одна – в полосатой шапке, а другая – в вязаном капоре с «ушками» (художник по костюмам — Ирина Титоренко).

Интересно, что родился Савелий, в отличие от обычных котят, уже зрячим – оттого, наверное, и видит больше, дальше и глубже других. Больше всего он любит наблюдать за окружающим миром и думать. Свой жизненный путь действительно пройдет философом: в чём-то стоиком, а в чём-то – идеалистом. А ещё Савелий – с рождения кот не только с особым взглядом на вещи, но и с музыкальным слухом: даже будничные «котовьи» дела он выполняет в ритме аллегро L´Amoroso Антонио Вивальди – своей любимой мелодии. Музыка играет особую роль в спектакле – события в нём происходят в ритме танго, совершая резкие повороты и срезая углы (музыкальное оформление – Артем Татаринский).

Савелий замечает, что в молодости время бежит легко и быстро, но уже тогда он боится, что «время испортится», задаваясь почти гамлетовскими вопросами. Но пока время идёт почти беззаботно. Савелий впервые попадает в дом к человеку, который стал ему «патроном» (а не «хозяином», ведь хозяин может быть только у вещи). Кот становится спутником, другом, близким существом для каждого из своих «патронов» лишь на какой-то период, не навсегда, удивляясь про себя этой странной человеческой привычке «заделывать котами душевные бреши».

Dni_Savelia2.jpg

А залатать эти бреши хочется и неловкому подростку Вите Пасечнику, переживающему первую влюблённость (Артур Чемакин), и его маме Лене (Нина Няникова), и живущей прошлым и заново проверяющей старые школьные тетрадки своих учеников бабушке Раисе (Наталия Латухина). Кстати, тут поклонников театра ждёт небольшое театральное хулиганство: все бывшие ученики, которых вспоминает учительница, носят имена актёров Архдрамы, о которых, может, всерьёз, а может, в шутку, зрители узнают что-то новое.

Савелий встретит на своём пути друзей не только среди людей, но и среди котов, которые будут удивлять своими познаниями и глубиной постижения мира. Например, его друг Гарри (Александр Зимин), обитающий в мусорном баке и кутающийся в грязно-рыжий халат как настоящий кот-домосед, к слову цитирует в дружеской беседе слова Канта о двух вещах, которые наполняют душу: «Звёздное небо над головой и моральный закон во мне». Даже когда Гарри смертельно заболевает и понимает это, он продолжает улыбаться – это ли не пример силы воли и любви к жизни. В память о своем ушедшем друге Савелий приносит к мусорному баку неправдоподобно большое, символическое голубиное крыло, которое, может быть, пригодится Гарри в ином мире. 

«Судьба всегда чешет нас против шерсти»

В одной из сцен Савелий смотрит на знакомый мир, от которого он стал на время далёк, из окна квартиры. Но созерцает не только то, что происходит во внешнем мире, но и случается в человеческой жизни. Кажется, что кот видит людей насквозь, чувствует и понимает их лучше, чем они сами. Глазами кота мы видим наши порой нелепые привычки и замечаем абсурдное устройство жизни с её неотъемлемыми ритуалами – взять хотя бы празднование Нового года с ломящимся от закусок застольем, сочувственной и понимающей интонацией в обращении президента и нарочитой радостью звёзд «голубых огоньков».

Пространство города напоминает нарисованный, как в мультфильме, мир – именно таким акварельным, с нечёткими ускользающими линиями домов и облаков над ними видит его Савелий. Путешествие молодого кота по жизни, по шумному городу, населённому разными персонажами – путь извилистый и неровный. Савелию предстоит побывать в разных районах — от любимой им реки Яузы до парка Горького и сада Баумана, в жилище мигрантов и уютных обустроенных квартирах, даже в Третьяковской галерее, где у кота появится почётная обязанность избавить музей от ополчившихся на шедевры крыс. Здесь же он обретёт и нового «патрона» Сергеича (Артем Пребышевский), который, не мудрствуя лукаво, назовет кота в честь самого себя. Сидя на проходной, охранник как никто другой замечает, что «всё проходит» – так наивно, но точно размышляет о нём кот Савелий.

Ещё одно точное наблюдение кота состоит в том, что страх – единственная вещь, которая управляет людьми. Но страх не предостерёг самого Савелия, широко распахнутыми глазами смотрящего на мир, от встречи с опасным незнакомцем (Дмитрий Беляков). Один человек на его пути оказался недобрым – ему встретился настоящий котоубийца. Строгий костюм с иголочки, шляпа, трость – извращённое зло в образе благообразного интеллигента страшнее честных испытаний. Его немотивированная жестокость на сцене воплощена в завораживающем танце, на который больно смотреть и нельзя не смотреть. 

Сколько лиц, личин, обличий

В спектакле много игровых приёмов, которые позволяют воспринимать историю как подчеркнуто театральную. Помимо актёров, на сцене появляются куклы, выполненные в основном в условной манере (художник по куклам — Илья Сарычев) – словно вырезанные из фанерного листа коты и кошки, гуляющие по крышам, проплывающие рыбы и взлетающие голуби, доберман на колёсиках в ветеринарной клинике и, наконец, плюшевая мышь Стилавинью (названная так Савелием в честь песни группы Scorpions, любимой композиции мамы его первого «патрона»).

Dni_Savelia3.jpg

Почти все актёры в спектакле исполняют по несколько ролей, виртуозно сменяя обличья. Такой приём мы видели в другом спектакле Андрея Тимошенко – «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе М. Хейфеца, где Нина Няникова играет сразу десять ролей. Здесь у неё тоже несколько запоминающихся образов, которые решены с помощью точных деталей: выразительная кошка тётя Мадлен, разочаровавшаяся и усталая, кутающаяся в шаль женщина и молодая, порывистая (в воспоминаниях) Лена Пасечник, уборщица в Третьяковке и беспокойная, шебутная собака, которую заводит… семья котов. На закате жизни, лишившись глаза, который заменила ему черная повязка, словно у пирата, Савелий встречает близкую душу – кошку Грету (Анастасия Волченко), которая давно мечтала о том, чтобы у неё была собака. И такие мечты у котов, оказывается, бывают.

Одиночество в карусели 

В спектакле достаточно много литературного текста, большая часть которого стала монологами главного героя. Первый акт выписан подробно, при этом он получился более динамичным и насыщенным событиями, быстро сменяющим друг друга. В то же время в нём много юмора. Вставным ярким эпизодом, например, становится появление попугая Игги (Николай Варенцов), который донимает кота Савелия навязчивым исполнением популярных песен из репертуара Димы Билана, Николая Баскова и «Иванушек», так что от попугая в конце концов остаются только перья, а кот идет дальше своей дорогой.

Второе действие, напротив, получилось лирическим, сентиментальным и печальным. Спокойствие и принятие уходящего времени примиряет героев с неизбежностью прощаний и утрат. Так и сам Савелий в финале – «растерялся и исчез» в темноте среди резких вспышек света (художник по свету Руслан Майоров). В финале спектакля в исполнении артистов звучит песня группы «Мегаполис», которая ставит лирическое многоточие: «Попадаешь в карусель / И стареешь, стареешь, стареешь…».

Савелию за свою жизнь пришлось сменить много имен – Август, Кай, Сергеич – но он остаётся тем самым Савелием, каким осознает себя с рождения и не изменяет своей сущности в главном. Даже когда однажды ему представится возможность почувствовать свою силу и власть, пойти по пути отца и возглавить городской кошачий прайд, он без сожаления откажется – «это не моё» – и отправится прочь, сам по себе, в поисках своего пути. «Дни Савелия» – спектакль о том, как, проходя через препятствия, разочарования и потери, искушения и невзгоды , всё-таки остаться собой. Даже если ты человек, а не кот.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

Фестиваль современного танца и перформанса "Предчувствие Прикосновения" представляет:
Хореограф - Ксения Бурмистрова
Исполнительница - Любовь Перова

Продолжительность - 40 минут


От автора: "Это хороший спектакль, вполне интересный. Но какие-то моменты можно было и лучше придумать. Хотя в целом и так всё нормально..."

Композитор - Андрей Петрушенков
Костюм - Светлана Эннс

Спектакль "Всё нормально" стал номинантом Российской национальной театральной премии "Золотая Маска 2024" в категориях :
- лучший спектакль современного танца
- лучшая женская роль
- лучшая работа хореографа
Так же был показан в рамках фестиваля Open Look (г. Санкт-Петербург), фестиваля Тенденция (г.Краснодар), фестиваля Dal Diesel (г.Хабаровск), фестиваля Summeet (Армения, г.Ереван)






Подробнее
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию


Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв

Спектакль ведёт Наталья Афонина

Подробнее
16+
Фестиваль современного танца и перформанса "Предчувствие Прикосновения" представляет:
Екатеринбургский театр современной хореографии "Провинциальные танцы"
Постановка и хореография - Татьяна Баганова

«Свадебка»


Продолжительность - 30 минут

Спектакль, ставший легендой. Созданный в 1999 году, в 2000 он получил «Золотую Маску» и был назван «первым культовым спектаклем в новом российском танце». В его основе — одноименное произведение Игоря Стравинского, которое сам композитор обозначил как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой».

Литературная основа сюжета в версии хореографа — древний обряд, суть которого: жених собственноручно обрезает кинжалом косу, символ женской красоты. Зритель наблюдает процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и обрезание косы. В 2019 году спектакль был возвращен в репертуар в новой версии: с обновленной хореографией, сценографией и костюмами.

Идея и постановка - Татьяна Баганова
Хореография - Татьяна Баганова
Музыка - «Свадебка» Игоря Стравинского в исполнении Концертного хора и оркестра имени Баха (Лондон)
Сценография - Ярослав Францев
Художник-технолог - Александр Полагаев
Свет - Максим Сергачев
Костюмы - Юрий Помелов


«Кленовый сад»

Продолжительность - 30 мин


Спектакль — обладатель Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинациях "Лучшая работа хореографа", "Лучшая работа художника".

Минимализм в сценографическом решении, «осенние наряды», этнографическая — временами теплая, временами обдающая потусторонним холодом — музыка, стремящаяся к природной, животной даже, пластике хореография — все это складывается в один, очень сильный сюжет. Сочетание музыки, цвета, танца перемещает нас то в японские кленовые сады, где герои спектакля — лишь куклы театра Бунраку с неподвижными лицами, то в русскую деревню, то в темный глухой лес, где так легко потеряться и в страшной тишине которого так отчетливо слышно пение пророчицы-кукушки.

Постановка и хореография - Татьяна Баганова
Музыка - группа «Вечерние посиделки анархистов» (Нидерланды), проект Moscow Art Trio (М. Альперин, С. Старостин, А. Шилклопер)
Свет - Нина Индриксон, Максим Сергачев
Костюмы - Ольга Паутова, Виктория Мозговая


Подробнее