Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле "Дни Савелия"

01.05.24
Григорий Служитель "ДНИ САВЕЛИЯ"
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова, 2024.
Режиссер - Андрей Тимошенко.

Перенесение на сцену объемных прозаических произведений – дело привычное для инсценировщика, режиссера и сценографа Андрея Тимошенко. Да, именно так – в трех лицах – он и выступает в качестве интерпретатора больших романов, подбирая к каждому свой особый подход для адекватной передачи их содержания на театральных подмостках. Если до этого были великие романы ХХ века, уже воспринимающиеся как классические: «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Сто лет одиночества» Г. Маркеса, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, то сейчас режиссер обратился к роману ХХI века, написанному совсем недавно, пользующемуся большой популярностью как у литературной общественности, так и у широкой публики. Речь идет о романе Григория Служителя «Дни Савелия». Показательно, что автором романа является действующий театральный актер, значит – вольно или невольно – элемент театрализации, актерской игры в его прозу уже заложен. Это проявляется в том, что повествование ведется от имени не человека, а кота, которого зовут Савелием, хотя как только ни называли его встречающиеся на его жизненном пути люди. Однако этот кот сам по себе, он самодостаточен, он горд и независим, чтоб признавать право владения его личностью, его свободой кем бы то ни было. Это кот-интеллектуал, кот-философ. Таким он родился, да что там говорить, таким он был еще и до рождения – уже умным, уже начитанным, уже образованным, уже с незаурядным образным мышлением. Такова уж авторская установка. Но в этом и опасность: Савелий много и красиво говорит. Велико искушение оставить его сложносочиненную и подчеркнуто выразительную речь в первозданном виде. Но что хорошо для прозы может оказаться убийственным для театрального представления. Все-таки спектакль, на наш взгляд, оказался слишком перегруженным авторским текстом, во время просмотра не покидало ощущение, что слушаешь литературные чтения по радио, тем более голоса артистов усилены микрофонами.

Итак, кот Савелий рассказывает о своем рождении, о своей жизни, о своих встречах с разными людьми и животными, перемежая рассказ пространными комментариями и самозабвенным философствованием. Его эмоциональное повествование оттеняется экспрессивным театральным действом. Зрители вместе с героями отправляются в увлекательное и познавательное путешествие по Москве: по ее улицам и переулкам, по садам и паркам, по храмам и музеям, по парадным подъездам и задворкам с мусорными баками. Основу сценографии составляют нарисованные домики и машины, сменяют друг друга места действия, мелькают персонажи, актеры моментально перепрыгивают из одного образа в другой, меняя костюмы, всё и вся находится в непрерывном движении. Чисто кошачьи радости и проблемы чередуются с человеческими, заботы о хлебе насущном вступают в противоречие с размышлениями о сугубо несъедобном, о смысле жизни и смерти, например. Откровенный комизм и хохмачество перемежается с не менее откровенным мелодраматизмом и сентиментальностью. Понятно, что когда говорится исключительно о котах, речь на самом деле идет о человеке, да и сам облик героев спектакля вполне себе человеческий, даже если эти герои – представители фауны. Текут дни кота Савелия, а у зрителей создается стойкое впечатление, что они становятся свидетелями жизни яркого, неординарного человека, они сочувственно следят за его мучительными поисками самого себя, проникаются его чувствами, переживают из-за его неудач, радуются его победам.

Спектакль получился подчеркнуто игровым, лицедейским, очень изобретательным в этом плане. Актеры буквально купаются в стихии игры, не скрывая удовольствия от самого процесса. Органичен и точен исполнитель роли Савелия Михаил Бакиров: участвуя в каких-то сценических событиях, главный герой всегда занимает позицию над схваткой, остается особняком как гид-повествователь. Мастеровитая Наталия Латухина грациозна и сентиментальна в роли мамочки Глории, озорна и потешна, принимая облик бабушки Раисы, и уморительно нелепа в образе смотрительницы Третьяковки. Великолепная Нина Няникова, как всегда, поражает виртуозным калейдоскопом примеряемых масок: вот восторженно-томная кошачья тетушка Мадлен, а вот несчастная, депрессивная, а потому и враждебно настроенная к коту мама Лена Пасечник; потом, изменившись до неузнаваемости, актриса создает запоминающиеся образы меланхоличной уборщицы и заполошного, растерянного пса Людвига. Подобным способом можно охарактеризовать практически каждого участника представления. Отметим лишь некоторые, наиболее удачные образы из того пестрого множества, представленного в спектакле: несмотря ни на что оптимистично настроенный бродячий кот Гарри Александра Зимина; зашуганный, как будто весь состоящий из одних комплексов, Витюша Артура Чемакина; импозантный, элегантный, а потому и особенно страшный котоубийца Дмитрия Белякова; раскрепощенно-самовлюбленный туповатый попугай Игги Николая Варенцова; трогательно-трепетная кошечка Грета Анастасии Волченко; напористо-убедительный кот Оливер Тимофея Тихонова; рассудительный вахтер Сергеич Артема Пребышевского. Украшают спектакль уже самим своим в нем эпизодическим присутствием Михаил Кузьмин, Александр Дубинин, Мария Новикова. Интересно следить за игрой Екатерины Зелениной, Татьяны Сердотецкой, Петра Куртова.

В игровой стихии этого незаурядного представления нашлось место для игры с куклами, созданными Ильей Сарычевым, помогают создать особую атмосферу спектакля выразительные костюмы Ирины Титоренко, хореографические номера в постановке Александра Любашина, музыкальное оформление Артема Татаринского и работа художника по свету Руслана Майорова.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее