Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?
Автор: Наталья Галушина
Ностальгическая история детства, молодости и страны
От любви до ненависти один шаг, так же как и от ненависти до любви всего один. В понедельник, 13 мая на сцене Северодвинского драмтеатра много говорили про Пушкина, а дело всё в том, что зрители смотрели постановку главного режиссёра Архангельского театра драмы Андрея Тимошенко по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Смешная и серьёзная, ироничная и ностальгическая история советского детства, молодости и страны, которую мы потеряли.
В центре сцены — большая фигура Александра Сергеевича Пушкина, которая является главным реквизитом всей постановки. Главного героя всю жизнь преследует Пушкин. За два часа действия всего четверо актёров показывают разные этапы жизни героев, и вся их жизнь — вокруг творчества Александра Сергеевича. Это и нелюбимое в детстве заучивание стихов наизусть, которое породило нелюбовь к поэту, и известная дуэль, и много чего ещё.
Главный герой спектакля Миша Питунин не любит Пушкина, всегда из-за него страдал и попадал в разные неприятности. В детском саду стоял в углу и не играл с лучшей машиной-самосвалом, а всё потому, что невнимательно слушал воспитательницу. Детский сад, школа, техникум, армия, работа — чем дальше, тем больше в жизнь Питунина стал вмешиваться Пушкин. Про любовь к поэту даже девушки в самые неподходящие моменты свидания спрашивали…
Надо добавить, что пьеса Михаила Хейфеца отличается удивительно выразительным языком, метафоричностью и рисует узнаваемый портрет и советского времени, и лихих девяностых. События пьесы узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями и отличными репликами.
В постановке причудливым образом переплетаются советская действительность и выдержки из биографии Пушкина: знакомство поэта с Натальей Гончаровой, теории, кому могла быть полезна смерть Пушкина, скандал с Идалией Полетикой, подготовка к дуэли и сама дуэль. Это очень разбавляет сюжет: постоянное переключение между историей и современностью заставляет смотреть спектаклб очень внимательно на протяжении всего действия.
Драматург Михаил Хейфец предлагает изменить ход исторических событий и вернуть классика к жизни. Михаил Хейфец родился 31 августа 1955 года в Ленинграде. Журнальный вариант пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» в виде повести был опубликован в литературном журнале «Северная Аврора» (№ 17 за 2012 год). Повесть стала призёром международного литературного конкурса «О Петербурге в прозе и стихах».
По словам Андрея Тимошенко, главной режиссёрской задумкой является идея о подвиге.
— Пьесу Михаила Хейфеца я хотел поставить давно, но вмешался ковид. Он и дал возможность поработать над постановкой творчески, и в этом был определённый кайф. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Режиссёрская задумка в том, что, если человек даже лишь теоретически готов к подвигу, он всё равно его совершает. В моём замысле главный герой спасает Пушкина. Знаете, если человек готов пожертвовать собой ради другого человека, то уже сама готовность является поступком, — рассказывает Андрей Николаевич.
По его словам, главный герой упустил все шансы — и в жизни, и в любви, но тот факт, что он шёл по жизни вместе с Пушкиным, его и спасает. Тем самым, говорит Андрей Николаевич, он как бы искупает свои неправильные поступки, а значит, и подвиг состоялся.
Андрей Тимошенко называет постановку ностальгической историей детства, молодости и страны, которую мы потеряли. Он считает, что жизнь не может пройти бессмысленно, мы должны понимать, ради чего приходим в этот мир. Это надо понять, к этому надо стремиться, быть в поиске себя, своего места и своего предназначения, уверен Андрей Николаевич.
— Я сегодня исповедую игровой театр. Главная идея — игра четырёх актёров. Мне нравится, когда артисты перевоплощаются открытым ходом, когда у них есть возможность поиграть разные роли, они это делают блестяще. Мне нравится, когда театр создаётся здесь и сейчас. Когда мы не только переживаем за героев, а ещё испытываем эстетическое наслаждение от того, как актёры создают эти образы, — рассказывает Андрей Тимошенко.
На мой вопрос, какие произведения Александра Сергеевича Пушкина любит Андрей Тимошенко, он ответил:
— Много любимых, но больше люблю «Бориса Годунова», «Капитанскую дочку», а «Евгения Онегина» читаем с супругой вслух — это великолепное произведение, и текст, которым оно написано, изумителен.
Ненависть главного героя к Пушкину в конце пути превращается в любовь, и это ведь на самом деле неудивительно. «Ты что, не любишь Пушкина?» — задаёт главному герою вопрос учительница в школе. И лишь спустя долгое время главный герой понимает всю суть, потому как вместе с друзьями они принимают решение вернутся в прошлое, чтобы спасти Пушкина. И подвиг состоялся…
Добавим, что 31 мая в Северодвинском драматическом театре состоится закрытие творческого сезона: нас ждёт ещё одна премьера — «Зойкина квартира» в постановке Олега Александрова.