Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА DVINA 29: Фестиваль искусства, науки и технологий «Ломоносов фест» состоялся в Архангельске

22.05.24
Источник: https://dvina29.ru/festival-iskusstva-nauki-i-tehnologij-lomonosov-fest-sostoyalsya-v-arhangelske/
Автор: Александра Коковина

Это уже второй по счету фестиваль искусства, науки и технологий. Как и в прошлом, 2023 году организаторами выступили архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова и АНО «Центр театральных инициатив» при поддержке министерства культуры Архангельской области. Партнерами стали Политехнический музей и фестиваль актуального научного кино ФАНК.


Фестиваль искусства, науки и технологий «Ломоносов фест» состоялся в Архангельске

Уже, глядя на эту команду, понятно, что фестиваль не имеет исключительно театральную направленность, а стремится к мультижанровости, вслед за Михаилом Ломоносовым, который был, как говорится, и лириком, и физиком. По словам директора архдрамы Сергея Самодова, именно таким он задумывал фестиваль – масштабным и разноплановым по форме.

В контакте с земляками

В программу вошли драматические, пластические и кукольные спектакли, опера, перформансы, лекции, кинопоказы научных фильмов, мастер-классы. Например, каждый день фестивальной недели с 10 по 16 мая любой желающий мог обучаться шахбоксу – гибридному виду спорта, объединяющему в себе шахматы и бокс. В Архангельске к этим двум направлениям добавили мастер-классы по фехтованию – одной из важных дисциплин, осваиваемых будущими актерами в театральных институтах.

Тем, кому ближе более спокойное времяпрепровождение, организаторы предложили погрузиться в мир виртуальной реальности и посмотреть небольшую пластическую постановку в VR-очках. Проект стал возможен благодаря сотрудничеству архдрамы с петербургским театром современного танца «Каннон данс». В съемках девятиминутного спектакля-инсталляции приняли участие артисты архангельского театра танца «М’Арт».

Еще одно нововведение этого года – показы спектаклей школьных театров, которые победили в конкурсе, посвященном научным достижениям, связанным с Архангельской областью. В организации этого направления фестиваля к архдраме присоединилось региональное министерство образования.

Из 11 поступивших заявок было отобрано семь спектаклей, которые и были представлены в рамках «Ломоносов Феста». Коллективы из Архангельска, Северодвинска, Холмогорского, Котласского округов и Вельского района затронули в своих постановках несколько научных тем. Например, полезные свойства ламинарии, исследования советского генетика Георгия Карпеченко, родившегося в Вельске, судьбу современного космонавта Ивана Вагнера из Плесецкого района и, конечно же, самого Михаила Ломоносова.

В последние дни фестиваля прошел образовательный интенсив «Культурное событие для Пушкинской карты» для работников учреждений культуры Архангельской области. В первый день своими знаниями с участниками мероприятия делись эксперты в сфере театрального маркетинга, рекламных и медиакоммуникаций. Далее слушатели уже сами разрабатывали и представляли проекты министру культуры региона Оксане Светловой, которые можно было бы реализовать в их учреждениях.

Всего за неделю более 3,5 тысячи человек посетили 73 фестивальных события. Большинство из них посмотрели спектакли, которые представили творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Перми, Кирова, Чебоксар, Буинска.

Время открытий

Любой изобретатель, делая первые шаги в своих исследованиях, рискует быть непонятым современниками совсем или, по меньшей мере, понятым неправильно. И только спустя годы, а в некоторых случаях и десятилетия, их труды наконец-то признаются широкими массами.

Одним из таких примеров можно назвать режиссера и актера Всеволода Мейерхольда, который разрабатывал свою актерскую систему, получившую название «биомеханика». Именно она стала основой для перфолекции «Биомеханика VR», представленной проектом «Лаборатория новых медиа» при новой сцене Александринского театра.

В своем перформансе создатели объединили лекционную и визуальную части, проиллюстрировав все это с помощью VR-технологий. Так, по ходу лекции, в которой авторы прошлись по основным событиям жизни и творчества Мейерхольда, девушка-перформер в очках дополненной реальности, демонстрировала архивные фотографии, сделанные еще при жизни режиссера, – все это мы видели в проекции на задней стене сцены.

В научно-практической части она выступила для своей партнерши, которая показывала зрителям актерское упражнение «Стрельба из лука», посредником между живым театром и технологиями, обрисовав движения второй и перенеся ее тем самым в виртуальную реальность. В конце же перенесенными в VR-мир оказались и зрители, которые стали для актера фоном.

История еще одного гения нашла свое воплощение в спектакле Кировского театра кукол имени А. Н. Афанасьева. Режиссер Алексей Егоров в своей постановке «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе» представил жизнь популярного английского астрофизика с детства и… до полета в космос под песню Дэвида Боуи Space Oddity. Да, вы не ошиблись. В этом спектакле кукла Хокинга, сидя в игрушечной коляске, действительно взлетела вверх в руках актера Егора Паншина, сделав пару оборотов вокруг диско-шара, вероятно, обозначающего все небесные светила одновременно.

Но до этого мы вместе с героем пройдемся по тем событиям, которые сделали его тем, кем он стал. Для этого он в начале спектакля освобождает место на грифельной доске, полностью исписанной формулами, стерев их и дав волю своим мелкам. Мелом нарисовано все: люди, дом, планета Земля, солнечная система, а самое главное – точка в галактике, в которой мы все – ныне живущие и уже ушедшие – пребываем.

А что же Хокинг? Он всего лишь мысленно постигал космос, разбирая его тайны и загадки, несмотря на скептицизм, с которым были приняты некоторые из его научных открытий, например, испускаемое черными дырами излучение, впоследствии получившее название по его фамилии. Именно поэтому он, как и майор Том из песни Боуи, смог взлететь в конце.

Проза жизни ученого

Еще с одним мечтателем и не менее талантливым исследователем, с которым «Ломоносов Фест» познакомил архангельских зрителей, стал Константин Циолковский. Спектакль первого русского театра имени Ф. Волкова называется просто по фамилии главного героя «Циолковский» и представляет собой некую фантазию постановочной команды на тему «Что было бы, если бы».

По факту ключевого события, вокруг которого закручивается сюжет спектакля, не было в реальной жизни. Профессора Дмитрий Менделеев и Николай Жуковский никогда не приезжали с проверкой в женское епархиальное училище, в котором долгие годы преподавал Константин Эдуардович, – в реальности они только вели переписку, обсуждая его научные изыскания.

Вольность трактовки и стертость границ достоверности позволили авторам посмотреть на Циолковского не как на ученого мужа, чей образ изрядно захрестоматизировался благодаря школьным учебникам, а как на мечтателя, для которого мир не ограничивался тем, что он видит вокруг себя. Именно поэтому в финале он метифизически покидает колыбель человечества – так он называл Землю. Занимая возвышающуюся над сценой окружность, словно витрувианский человек, он скрывается за натянутыми белыми лентами, которые напоминают воронку при вращении этого колеса.

Судьба другого русского ученого Льва Термена не менее поразительна, но менее метафорична в своем сценическом воплощении. Пермский театр «У моста» отличается при работе над постановками приверженностью к исторической достоверности. Вот и спектакль Сергея Федотова «Термен», посвященный изобретателю первого бесконтактного электронного музыкального инструмента – терменвокса, доподлинно погружает нас в атмосферу 30-х годов США.

Постановка охватывает американский период жизни Термена. После оглушительного успеха в Европе он прибывает в штаты, чтобы отравиться в небольшое турне, но остается здесь на долгие 10 лет. Первые концерты для американской публики, серийное производство терменвоксов, работа на советскую разведку – обо всем этом мы последовательно узнаем по ходу действия.

Со сцены звучит и сам терменвокс. К слову сказать, в течение нескольких фестивальных дней, перед показами спектаклей сотрудники театра «У моста» обучали всех желающих играть на инструменте, тем самым еще больше приблизив зрителей к изобретению на грани науки и искусства. А для Льва Термена его творение стало способом изменить мир, даже несмотря на то, что изначально он разрабатывал сигнализацию.

В поисках счастья

Делаем ли мы первые шаги в новой, доселе неизвестной нам деятельности, или все идет как обычно, повседневно– мы всегда имеем какую-то цель. У кого-то мотивация сильнее, кто-то более пассивен и мечтает не так по-крупному, как это делали предыдущие герои, но у каждого из нас есть своя миссия.

Вот и марсоход Оппортьюнити, ставший настоящей звездой интернета по всему миру, имеет свою миссию – найти воду на Марсе. Кукольный спектакль Марины Хомутовой «Снится ли марсоходу море?» в московском частном театре «Домик Фанни Белл» рассказывает историю этого небольшого относительно космических масштабов робота, который подтвердил открытие своего предшественника, марсохода Curiosity, что на Марсе в древности действительно была пресная вода. Кстати, Curiosity была посвящена мультимедийная опера Электротеатра Станиславский, представленная архангельским зрителям в прошлом году на первом «Ломоносов Фесте».

Риторический вопрос, вынесенный в название постановки, задает тон философичности происходящему. Перед нами безмолвный, ведущий коммуникацию с Землей посредством электронной переписки марсоход по прозвищу Оппи. Им управляет единственный актер – Вячеслав Ямбор, вокруг которого кольцом организована поверхность Марса. Занимаясь рутинной работой – изучением поверхности красной планеты – он ищет не только воду, но и мотивацию для продолжения поиска.

И в этом, пожалуй, главная тема, поднятая в спектакле: насколько сильно робот очеловечен, а его запрограммированная деятельность романтизирована людьми? Что заставляет машину продолжать идти к своей цели, даже когда есть желание сдаться? И желание ли это, а не просто программный сбой? С этим всем нам еще стоит разобраться.

В вероятность следующей истории, как и в эмоциональность робота, поверить будет тоже крайне сложно, но возможно, ведь она основана на реальных событиях. В 2011 году 71-летний бразилец Жоао Перейра де Соуза случайно подобрал на пляже испачканного нефтью пингвиненка. Он дал ему имя Джинджин. После периода выхаживания он отпустил птицу на волю, но та не уплыла далеко, и каждые полгода возвращается на несколько месяцев к человеку, спасшему ей жизнь 13 лет назад.

Эта история послужила основой для кукольного спектакля Яны Туминой «Джинжик». В нем режиссер использовала технологии виртуальной реальности для создания мира, в котором есть место обыденности и фантазии, добавив при этом тему загрязнения мирового океана и одиночества человека в эпоху телевидения и общества потребления.

Отношения старика с махоньким Джинжиком, который получил свое прозвище из-за шустрых перемещений из холодильника и обратно, кажутся более искренними и трепетными, нежели разноцветные и поражающие воображение экзотические животные, проецируемые на сцену. И тем ценнее спектакль, в котором сочетаются технологии с настоящим чувством.

Человек и/или искусственный интеллект

Завершающим смысловым аккордом «Ломоносов Феста» стала космическая опера чувашского театра оперы и балета «Главный вопрос». Режиссер Дмитрий Отяковский и композитор Рустам Сагдиев оттолкнулись от идеи похожести здания театра на базу повстанцев в далекой галактике – именно так нарекли его интернет-пользователи.

Частично либретто и музыка для спектакля были написаны нейросетью, также как и костюмы и декорации. Именно поэтому действие представляет собой набор несвязанных между собой эпизодов, которые сюжетно отсылают нас к произведениям научной фантастики.

Так в чем же все-таки главный вопрос? Кто выше и первостепеннее – человек или искусственный интеллект. Нейросеть создала основные компоненты постановки, но исполнена и реализована она была исключительно человеком, даже несмотря на присутствие робота-артиста, по форме напоминающего собаку. В этом и заключается главный ответ – современная жизнь человека неразрывно связана с технологиями. Это подтвердил и сам «Ломоносов Фест».


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Абрамов фест представляет:
Камерный драматический театр «Левендаль» (Санкт-Петербург)
По рассказу Кира Булычева
История, которой, возможно, никогда не было …
 
Продолжительность - 40 минут (без антракта)

Первый показ работы Искандера Сакаева состоялся 27 января 2019 года и был приурочен к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Вернувшись домой, Вадим по привычке звонит своей знакомой. На его вопрос: «Можно попросить Нину?» в ответ раздается: «Это я». Незнакомый женский голос рождает легкое беспокойство… Нет, это он ошибся номером, и с ним говорит другая Нина. Хотя…

Насколько случайна эта ошибка? Могут ли нечаянно соединиться судьбы героев, которые никогда не должны были пересечься? Спектакль «Можно попросить Нину?» приводит в мир, где Он и Она невероятным стечением обстоятельств оказываются связаны друг с другом сетью телефонных проводов. Случайный звонок уничтожает расстояние и время, по новой кроит историю, в которой появляется место для светлой мечты о будущем. 

Спектакль — дипломант Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» в категории «Лучший реализованный проект театральной декорации», номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

Режиссёр-постановщик — Искандер Сакаев

Художник-постановщик — Наталья Кузнецова

Музыкальное оформление — Юлия Антропова



Подробнее
3+
Абрамов фест представляет:
Театральная лаборатория «Кукlab» (Москва)
По книге Юлии Ивановой

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

С теплотой и юмором о взаимоотношениях мухи и паука, (эдакая современная «Муха-Цокотуха»).
Возможность сценического воплощения этого замысла появилась в результате летней лаборатории инклюзивного театра в Камерном театре КукLab. Постановка, отобранная для показа в театре, предназначена для незрячих и слабовидящих детей, но не только. Создатели уверены, что паук Почемуль и мушка Потомухля понравятся всем, кто любит яркие и красочные, добрые и весёлые истории «из жизни насекомых».

Спектакль сопровождается живой музыкой (блок-флейта, укулеле, гитара, казу).

Режиссер и актриса - Лейсан Рябина
Композитор и музыкант - Дарья Виноградова
Художник - Юлия Шнайдер
Подробнее