Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

РГ. Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

26.06.24
Источник: Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

В перерывах между сессиями и мастер-классами Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, прошедшего в Кыргызстане, Центрально-Азиатскому представительству "РГ" удалось задать вопросы одному из участников - спикеров фестиваля - Сергею Самодову, директору Архангельского театра драмы имени Михаила Ломоносова. Это, кстати, единственный в России храм Мельпомены, названный в честь ученого.

Сергей в прошлом наш коллега - журналист. А еще он музыкант, владелец парикмахерской для мужчин и вот уже несколько лет как театральный менеджер.

В аккаунтах Самодова в социальных сетях, что ожидаемо, много театра во всех его проявлениях. И сам Сергей, идущий на работу в театр в красных наушниках, строгом костюме и бензопилой в руках. Кстати, его телеграм-канал так и называется - "Директор театра с бензопилой". На другой фотографии наш собеседник уже в костюме сапера, а на следующей висит на перилах вниз головой! А на первый взгляд - вполне себе солидный мужчина... Разговор с Самодовым будет правильнее назвать монологом - корреспонденту "РГ" оставалось только скромно подавать реплики и восхищенно кивать головой. Вот лишь малая толика того, чем с нами поделился гость редакции.

Про Кыргызстан

- Приятно удивило наличие у вас и за пределами столицы театров, причем достаточно хорошего уровня. Тем важнее делиться с кыргызскими коллегами практиками. Главное, чтобы они были внедряемы. Архангельский театр - не федеральный, но мы считаем себя одним из ведущих региональных театров в стране. Так что рассказать и показать есть что.

Про гастроспектакли

- Люди по-разному относятся к театру. Для кого-то это сложный, некомфортный процесс. Мы же стараемся найти подход к самым разным нашим зрителям, в том числе потенциальным. Так родился формат гастроспектаклей.

Мы предлагаем людям самим стать частью театра, но в более, скажем так, привычных условиях. Например - в ресторане. Каждый, кто участвует в этом проекте, сам становится немножечко актером. Пожалуй, многие из нас подсознательно хотят блистать на сцене, слышать аплодисменты, и гастроспектакль дает такую возможность. Такой опыт раскрывает человека, показывает ему самые разные его же стороны. Очень полезный для саморазвития даже и вне театра, но опыт, когда разные предметы можно воспринимать и использовать совершенно иначе. Та же вилка может быть микрофоном, салфетка - картиной. И ты уже переосмысливаешь этот предмет, а переосмысление - один из принципов театра.

Участвуя в таких спектаклях, люди получают порцию адреналина, понимают, насколько это здорово. А это уже прямой путь в "большой" театр хотя бы в качестве зрителя! Но не стоит расценивать гастроспектакль только как развлечение. Происходит знакомство с диалогами из пьес, книг, фильмов. Потом мы обсуждаем наши постановки. Порой участники открывают для себя новые произведения искусства. То есть это еще и просветительская работа.

Про искусственный интеллект и роботов

- Уже второй год проводится фестиваль "Ломоносов Фест", кстати, при информационной поддержке "Российской газеты". В нем мы объединяем лучшие традиции и практики, связанные с наукой и технологиями. В программе - драматические спектакли, перфомансы, кукольные постановки. В этом году закрывал фестиваль Чувашский театр оперы и балета постановкой "Главный вопрос". Труппа порядка 160 человек, включая оркестр, балет, оперных певцов, представила симбиоз человеческого и искусственного интеллекта. С помощью ИИ разрабатывали костюмы, сценографию. В одной из сцен зрители увидели настоящего робота в виде собаки. Постановка эта интересна тем, что она меняется жанрово от сцены к сцене, в неожиданном ракурсе развивается и музыкальное сопровождение. Исполняется она на семи языках, в том числе на старославянском и чувашском.

Может ли так случиться, что в какой-то момент искусственный интеллект и роботы-андроиды вытеснят человека из театра? Весьма сомнительно. Это сродни мнению, что с приходом телевидения не будет ни газет, ни книг. Чего, кстати, не произошло. К слову, и телевидение сейчас испытывает такой же кризис, через который проходили печатные издания. Да и театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад. Но, сохраняя классическую базу, мы можем использовать и современные технологии.

Мало кто об этом, кстати, задумывается, но театр - это такой вид искусства, который впитывает в себя почти все новшества, как губка. Уже на 3D-принтерах печатают кукол, используют современные экраны для фонового визуального сопровождения, а для музыкального применяется самая новейшая цифровая техника. При появлении новинок, и это тоже нормально, их начинают использовать по максимуму. Сейчас с искусственным интеллектом происходит точно такое же. Человеку свойственно увлекаться. Мы все наиграемся в эту новую игрушку, произойдет перенасыщение, а позже она займет свое место, но не заменит нам все остальное.

Но самое главное, что идет дискуссия о перспективах развития технологий. Все острее ставится вопрос: не теряем ли мы в процессе этого прогресса его главного потребителя - человека? А в театре это особенно важно, потому что театр- это всегда о человеке!

Про "мобильные" книги

- Несмотря на удобство и развитие современных технологий, как думаете, почему так важно читать "живую" книгу? Ну, во-первых, телефон не пахнет! Аромат, то, какие страницы на ощупь, - все это позволяет запоминать информацию через тактильное восприятие мира. Экран же - это не источник уникальной информации. Потому что на том же экране мы просматриваем соцсети, чаты, переписываемся. Сакральность информации, которую мы получаем исключительно из книг, утрачивается.

Про вседозволенность и Айтматова

- Если режиссер на сцене театра сделал что-то скандальное ради скандала, значит, не может сделать что-то талантливое, чтобы привлечь людей. Но при этом начинает работать целая цепочка. Другой, глядя на этот хайп, думает: ну раз у этого получилось и пошла такая реакция, почему бы и мне не поставить нечто подобное? Но это ущербный путь. К сожалению, он существовал и будет существовать всегда. А вкус, в том числе театральный, нужно воспитывать только насмотренностью. Причем с самых малых лет!

Произведения, на которых можно и нужно воспитывать не только театральный вкус, но и личность, - это, конечно же, "И дольше века длится день", "Материнское поле", "Первый учитель" Чынгыза Айтматова. Я говорю не только о Кыргызстане, но и России. Айтматова поймут, как и Фазиля Искандера, Федора Абрамова. Каждый своим языком рассказывает о человеке как таковом, в том числе и о русском человеке. И важная задача, вопреки тенденции упрощения нашего литературного языка, не терять таких авторов, их произведения, которые будут воспитывать поколение за поколением, оставаясь настоящими литературными глыбами.

Вместе с тем

На полях Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Архангельский театр драмы имени Михаила Ломоносова в лице Сергея Самодова заключил два меморандума о сотрудничестве - с Иссык-Кульским областным музыкальным драматическим театром имени Касымалы Жантошева и Государственным молодежным театром Узбекистана. Стороны договорились о взаимных гастролях, приглашении режиссеров театров для постановок и обмене управленческим опытом.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее