Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

РГ. Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

26.06.24
Источник: Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

В перерывах между сессиями и мастер-классами Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, прошедшего в Кыргызстане, Центрально-Азиатскому представительству "РГ" удалось задать вопросы одному из участников - спикеров фестиваля - Сергею Самодову, директору Архангельского театра драмы имени Михаила Ломоносова. Это, кстати, единственный в России храм Мельпомены, названный в честь ученого.

Сергей в прошлом наш коллега - журналист. А еще он музыкант, владелец парикмахерской для мужчин и вот уже несколько лет как театральный менеджер.

В аккаунтах Самодова в социальных сетях, что ожидаемо, много театра во всех его проявлениях. И сам Сергей, идущий на работу в театр в красных наушниках, строгом костюме и бензопилой в руках. Кстати, его телеграм-канал так и называется - "Директор театра с бензопилой". На другой фотографии наш собеседник уже в костюме сапера, а на следующей висит на перилах вниз головой! А на первый взгляд - вполне себе солидный мужчина... Разговор с Самодовым будет правильнее назвать монологом - корреспонденту "РГ" оставалось только скромно подавать реплики и восхищенно кивать головой. Вот лишь малая толика того, чем с нами поделился гость редакции.

Про Кыргызстан

- Приятно удивило наличие у вас и за пределами столицы театров, причем достаточно хорошего уровня. Тем важнее делиться с кыргызскими коллегами практиками. Главное, чтобы они были внедряемы. Архангельский театр - не федеральный, но мы считаем себя одним из ведущих региональных театров в стране. Так что рассказать и показать есть что.

Про гастроспектакли

- Люди по-разному относятся к театру. Для кого-то это сложный, некомфортный процесс. Мы же стараемся найти подход к самым разным нашим зрителям, в том числе потенциальным. Так родился формат гастроспектаклей.

Мы предлагаем людям самим стать частью театра, но в более, скажем так, привычных условиях. Например - в ресторане. Каждый, кто участвует в этом проекте, сам становится немножечко актером. Пожалуй, многие из нас подсознательно хотят блистать на сцене, слышать аплодисменты, и гастроспектакль дает такую возможность. Такой опыт раскрывает человека, показывает ему самые разные его же стороны. Очень полезный для саморазвития даже и вне театра, но опыт, когда разные предметы можно воспринимать и использовать совершенно иначе. Та же вилка может быть микрофоном, салфетка - картиной. И ты уже переосмысливаешь этот предмет, а переосмысление - один из принципов театра.

Участвуя в таких спектаклях, люди получают порцию адреналина, понимают, насколько это здорово. А это уже прямой путь в "большой" театр хотя бы в качестве зрителя! Но не стоит расценивать гастроспектакль только как развлечение. Происходит знакомство с диалогами из пьес, книг, фильмов. Потом мы обсуждаем наши постановки. Порой участники открывают для себя новые произведения искусства. То есть это еще и просветительская работа.

Про искусственный интеллект и роботов

- Уже второй год проводится фестиваль "Ломоносов Фест", кстати, при информационной поддержке "Российской газеты". В нем мы объединяем лучшие традиции и практики, связанные с наукой и технологиями. В программе - драматические спектакли, перфомансы, кукольные постановки. В этом году закрывал фестиваль Чувашский театр оперы и балета постановкой "Главный вопрос". Труппа порядка 160 человек, включая оркестр, балет, оперных певцов, представила симбиоз человеческого и искусственного интеллекта. С помощью ИИ разрабатывали костюмы, сценографию. В одной из сцен зрители увидели настоящего робота в виде собаки. Постановка эта интересна тем, что она меняется жанрово от сцены к сцене, в неожиданном ракурсе развивается и музыкальное сопровождение. Исполняется она на семи языках, в том числе на старославянском и чувашском.

Может ли так случиться, что в какой-то момент искусственный интеллект и роботы-андроиды вытеснят человека из театра? Весьма сомнительно. Это сродни мнению, что с приходом телевидения не будет ни газет, ни книг. Чего, кстати, не произошло. К слову, и телевидение сейчас испытывает такой же кризис, через который проходили печатные издания. Да и театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад. Но, сохраняя классическую базу, мы можем использовать и современные технологии.

Мало кто об этом, кстати, задумывается, но театр - это такой вид искусства, который впитывает в себя почти все новшества, как губка. Уже на 3D-принтерах печатают кукол, используют современные экраны для фонового визуального сопровождения, а для музыкального применяется самая новейшая цифровая техника. При появлении новинок, и это тоже нормально, их начинают использовать по максимуму. Сейчас с искусственным интеллектом происходит точно такое же. Человеку свойственно увлекаться. Мы все наиграемся в эту новую игрушку, произойдет перенасыщение, а позже она займет свое место, но не заменит нам все остальное.

Но самое главное, что идет дискуссия о перспективах развития технологий. Все острее ставится вопрос: не теряем ли мы в процессе этого прогресса его главного потребителя - человека? А в театре это особенно важно, потому что театр- это всегда о человеке!

Про "мобильные" книги

- Несмотря на удобство и развитие современных технологий, как думаете, почему так важно читать "живую" книгу? Ну, во-первых, телефон не пахнет! Аромат, то, какие страницы на ощупь, - все это позволяет запоминать информацию через тактильное восприятие мира. Экран же - это не источник уникальной информации. Потому что на том же экране мы просматриваем соцсети, чаты, переписываемся. Сакральность информации, которую мы получаем исключительно из книг, утрачивается.

Про вседозволенность и Айтматова

- Если режиссер на сцене театра сделал что-то скандальное ради скандала, значит, не может сделать что-то талантливое, чтобы привлечь людей. Но при этом начинает работать целая цепочка. Другой, глядя на этот хайп, думает: ну раз у этого получилось и пошла такая реакция, почему бы и мне не поставить нечто подобное? Но это ущербный путь. К сожалению, он существовал и будет существовать всегда. А вкус, в том числе театральный, нужно воспитывать только насмотренностью. Причем с самых малых лет!

Произведения, на которых можно и нужно воспитывать не только театральный вкус, но и личность, - это, конечно же, "И дольше века длится день", "Материнское поле", "Первый учитель" Чынгыза Айтматова. Я говорю не только о Кыргызстане, но и России. Айтматова поймут, как и Фазиля Искандера, Федора Абрамова. Каждый своим языком рассказывает о человеке как таковом, в том числе и о русском человеке. И важная задача, вопреки тенденции упрощения нашего литературного языка, не терять таких авторов, их произведения, которые будут воспитывать поколение за поколением, оставаясь настоящими литературными глыбами.

Вместе с тем

На полях Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Архангельский театр драмы имени Михаила Ломоносова в лице Сергея Самодова заключил два меморандума о сотрудничестве - с Иссык-Кульским областным музыкальным драматическим театром имени Касымалы Жантошева и Государственным молодежным театром Узбекистана. Стороны договорились о взаимных гастролях, приглашении режиссеров театров для постановок и обмене управленческим опытом.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Проект Архдрамы «Малые формы»представляет:
Театр «Практика» и его резидент Театр Вкуса (г. Москва) 
Ю. Макеев
Режиссёр - Юрий Макеев


Продолжительность - 2 часа (без антракта)


Спектакль, роли в котором играют зрители.
Спектакль о детях, у которых есть дети.


Вы сразу почувствуете себя как дома, переступив порог небольшой однокомнатной квартиры. Прямо отсюда вы отправитесь в путешествие на Северный полюс, вспомните любимые игры из вашего детства, отправитесь в летний лагерь и научитесь ловить бабочек!

Зрители выходят на сцену и становятся участниками истории Мечтателя, дополняя ее своими искренними эмоциями, тем самым делая спектакль неповторимым.


Спектакль «Мечтатель, или почему я?» – это путешествие за Мечтой. Автор напоминает о том, что мечта пробуждает фантазию, открывает глаза на мир, и о том, что мечта – это первый шаг к успеху! Спектакль рекомендован к просмотру всем взрослым и их детям от 10-ти лет.


Музыкант – Михаил Ибрагимов


 

Подробнее
6+
Григорий Гладков - написал музыку к мультфильмам "Пластилиновая ворона" (1981), "Падал прошлогодний снег" (1983), "По щучьему велению" (1984), "Сказки старого волшебника" (1984), "Про Веру и Анфису" (1986-1988), "Веселая карусель" (1988), "История любви одной лягушки" (2005), "Кролик с капустного огорода" (2006) и др.

Является автором музыки к спектаклям "Буратино", "Трям, здравствуйте!", "Про Федота – стрельца", "Винни-Пух", "Красная шапочка", "Три поросенка", "Здравствуй, дождик", "Сказки дядюшки Римуса", "Рассмешите Гиппопо" и др.
Всего написал музыку более чем к 70 спектаклям, его музыка звучит более чем в 50 театрах России.
Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с антрактом)

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)

СМИ о спектакле:

ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»
Ревизор.ru: "Доктор Живаго" Бориса Пастернака. Архангельский театр им М.В. Ломоносова. Режиссер Андрей Тимошенко
Слово Славы: Это было в России
Альтерлит: И неотвратим конец пути...
Экран и сцена: Смерти нет
Театр: Интервью на фоне спектакля

Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее