Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

РГ. Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

26.06.24
Источник: Сергей Самодов: Театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад

В перерывах между сессиями и мастер-классами Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, прошедшего в Кыргызстане, Центрально-Азиатскому представительству "РГ" удалось задать вопросы одному из участников - спикеров фестиваля - Сергею Самодову, директору Архангельского театра драмы имени Михаила Ломоносова. Это, кстати, единственный в России храм Мельпомены, названный в честь ученого.

Сергей в прошлом наш коллега - журналист. А еще он музыкант, владелец парикмахерской для мужчин и вот уже несколько лет как театральный менеджер.

В аккаунтах Самодова в социальных сетях, что ожидаемо, много театра во всех его проявлениях. И сам Сергей, идущий на работу в театр в красных наушниках, строгом костюме и бензопилой в руках. Кстати, его телеграм-канал так и называется - "Директор театра с бензопилой". На другой фотографии наш собеседник уже в костюме сапера, а на следующей висит на перилах вниз головой! А на первый взгляд - вполне себе солидный мужчина... Разговор с Самодовым будет правильнее назвать монологом - корреспонденту "РГ" оставалось только скромно подавать реплики и восхищенно кивать головой. Вот лишь малая толика того, чем с нами поделился гость редакции.

Про Кыргызстан

- Приятно удивило наличие у вас и за пределами столицы театров, причем достаточно хорошего уровня. Тем важнее делиться с кыргызскими коллегами практиками. Главное, чтобы они были внедряемы. Архангельский театр - не федеральный, но мы считаем себя одним из ведущих региональных театров в стране. Так что рассказать и показать есть что.

Про гастроспектакли

- Люди по-разному относятся к театру. Для кого-то это сложный, некомфортный процесс. Мы же стараемся найти подход к самым разным нашим зрителям, в том числе потенциальным. Так родился формат гастроспектаклей.

Мы предлагаем людям самим стать частью театра, но в более, скажем так, привычных условиях. Например - в ресторане. Каждый, кто участвует в этом проекте, сам становится немножечко актером. Пожалуй, многие из нас подсознательно хотят блистать на сцене, слышать аплодисменты, и гастроспектакль дает такую возможность. Такой опыт раскрывает человека, показывает ему самые разные его же стороны. Очень полезный для саморазвития даже и вне театра, но опыт, когда разные предметы можно воспринимать и использовать совершенно иначе. Та же вилка может быть микрофоном, салфетка - картиной. И ты уже переосмысливаешь этот предмет, а переосмысление - один из принципов театра.

Участвуя в таких спектаклях, люди получают порцию адреналина, понимают, насколько это здорово. А это уже прямой путь в "большой" театр хотя бы в качестве зрителя! Но не стоит расценивать гастроспектакль только как развлечение. Происходит знакомство с диалогами из пьес, книг, фильмов. Потом мы обсуждаем наши постановки. Порой участники открывают для себя новые произведения искусства. То есть это еще и просветительская работа.

Про искусственный интеллект и роботов

- Уже второй год проводится фестиваль "Ломоносов Фест", кстати, при информационной поддержке "Российской газеты". В нем мы объединяем лучшие традиции и практики, связанные с наукой и технологиями. В программе - драматические спектакли, перфомансы, кукольные постановки. В этом году закрывал фестиваль Чувашский театр оперы и балета постановкой "Главный вопрос". Труппа порядка 160 человек, включая оркестр, балет, оперных певцов, представила симбиоз человеческого и искусственного интеллекта. С помощью ИИ разрабатывали костюмы, сценографию. В одной из сцен зрители увидели настоящего робота в виде собаки. Постановка эта интересна тем, что она меняется жанрово от сцены к сцене, в неожиданном ракурсе развивается и музыкальное сопровождение. Исполняется она на семи языках, в том числе на старославянском и чувашском.

Может ли так случиться, что в какой-то момент искусственный интеллект и роботы-андроиды вытеснят человека из театра? Весьма сомнительно. Это сродни мнению, что с приходом телевидения не будет ни газет, ни книг. Чего, кстати, не произошло. К слову, и телевидение сейчас испытывает такой же кризис, через который проходили печатные издания. Да и театр уже не может и не должен быть таким же, как сто лет назад. Но, сохраняя классическую базу, мы можем использовать и современные технологии.

Мало кто об этом, кстати, задумывается, но театр - это такой вид искусства, который впитывает в себя почти все новшества, как губка. Уже на 3D-принтерах печатают кукол, используют современные экраны для фонового визуального сопровождения, а для музыкального применяется самая новейшая цифровая техника. При появлении новинок, и это тоже нормально, их начинают использовать по максимуму. Сейчас с искусственным интеллектом происходит точно такое же. Человеку свойственно увлекаться. Мы все наиграемся в эту новую игрушку, произойдет перенасыщение, а позже она займет свое место, но не заменит нам все остальное.

Но самое главное, что идет дискуссия о перспективах развития технологий. Все острее ставится вопрос: не теряем ли мы в процессе этого прогресса его главного потребителя - человека? А в театре это особенно важно, потому что театр- это всегда о человеке!

Про "мобильные" книги

- Несмотря на удобство и развитие современных технологий, как думаете, почему так важно читать "живую" книгу? Ну, во-первых, телефон не пахнет! Аромат, то, какие страницы на ощупь, - все это позволяет запоминать информацию через тактильное восприятие мира. Экран же - это не источник уникальной информации. Потому что на том же экране мы просматриваем соцсети, чаты, переписываемся. Сакральность информации, которую мы получаем исключительно из книг, утрачивается.

Про вседозволенность и Айтматова

- Если режиссер на сцене театра сделал что-то скандальное ради скандала, значит, не может сделать что-то талантливое, чтобы привлечь людей. Но при этом начинает работать целая цепочка. Другой, глядя на этот хайп, думает: ну раз у этого получилось и пошла такая реакция, почему бы и мне не поставить нечто подобное? Но это ущербный путь. К сожалению, он существовал и будет существовать всегда. А вкус, в том числе театральный, нужно воспитывать только насмотренностью. Причем с самых малых лет!

Произведения, на которых можно и нужно воспитывать не только театральный вкус, но и личность, - это, конечно же, "И дольше века длится день", "Материнское поле", "Первый учитель" Чынгыза Айтматова. Я говорю не только о Кыргызстане, но и России. Айтматова поймут, как и Фазиля Искандера, Федора Абрамова. Каждый своим языком рассказывает о человеке как таковом, в том числе и о русском человеке. И важная задача, вопреки тенденции упрощения нашего литературного языка, не терять таких авторов, их произведения, которые будут воспитывать поколение за поколением, оставаясь настоящими литературными глыбами.

Вместе с тем

На полях Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров Архангельский театр драмы имени Михаила Ломоносова в лице Сергея Самодова заключил два меморандума о сотрудничестве - с Иссык-Кульским областным музыкальным драматическим театром имени Касымалы Жантошева и Государственным молодежным театром Узбекистана. Стороны договорились о взаимных гастролях, приглашении режиссеров театров для постановок и обмене управленческим опытом.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Чтение корейских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Алексей Ковтун

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал режиссёр Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест.
Подробнее
6+
Чтение французских сказок для детей
Режиссёр - Андрей Гогун
Читает Константин Феофилов

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Владимирович Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.
Подробнее
6+
Благотворительная акция

Уже несколько лет подряд Архангельский театр драмы запускает благотворительную акцию «Подари детям новый год». В этом году у жителей города также есть возможность помочь детям, оставшимся без попечения родителей, или семьям, находящимся в тяжелом материальном положении, увидеть сказочный спектакль на основной сцене.


Алгоритм участия в акции не изменился. Театр предлагает желающим приобрести билет на новогодние представления в кассе театра или онлайн на сайте по ссылке https://quicktickets.ru/arhangelsk-teatr-lomonosova/s4725
Цена билета - 200 рублей

Билеты участвующие в акции маркируются специальной наклейкой.

Акция продлится со 2 по 20 декабря. После 20 декабря билеты будут переданы в социальные организации, которые и распределят их по малоимущим семьям, детям-сиротам, воспитанникам социально-реабилитационных центров.

В прошлом году в рамках проекта новогодние спектакли Архдрамы увидели 362 человека.

Подробнее