Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Звезды мегаполиса. Спектакль «Василий Теркин». Теркин — кто же он такой?

01.09.24
Источник: Спектакль «Василий Теркин». Теркин — кто же он такой?
Автор: Марина Казакова

«Василий Тёркин» — стал моим первым знакомством с Архангельским театром драмы имени М.В. Ломоносова на сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Жаль, что не случилось первого знакомства с театром на их родной сцене этим летом, но узнать, что театр сам едет в Москву, едва отъехав от Архангельска, было отличной новостью.

Изначально Василий Тёркин был главным персонажем фельетонов Ленинградской газеты «На страже Родины». А спустя некоторое время Твардовским было задумано более масштабное произведение — поэма. Произведение печаталось в газете частями, первые главы вышли в 1942 году. На протяжении трёх лет поэт создавал свою поэму. По сути все части были связаны только главным героем и поэтому начинать читать можно было с любой части . Тёркин настолько полюбился читателям, что по завершении произведения Твардовскому стали приходить письма с просьбой продолжить историю этого героя. Замысел создания поэмы о герое, воюющем за Родину, возник неспроста: Твардовский сам побывал на войне в качестве военного корреспондента. И настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

Когда сталкивалась с этим произведением Александра Твардовского, то всегда думала, что у поэмы есть конкретный прототип, поэтому первым моим удивлением было то, что на сцене целых три Теркина. Но, когда я почитала историю создания этого произведения, все встало на свои места.

Это отличный прием, чтобы показать, что Василий Тёркин — это обобщенный персонаж, тот самый народ, что принес победу Советскому Союзу в столь кровопролитной войне.

Хочется добавить про Теркиных, которых сыграли молодые ребята: Николай Варенцов, Георгий Селиванов, Тимофей Тихонов. Не берусь угадывать из возраст, но, думаю, они и СССР даже не застали, но им удалось донести до зрителей атмосферу военного времени и сразу вспомнился мой дедушка — ветеран, для которого День победы всегда был праздником «со слезами на глазах». Невероятно органично вписалась песня «Девушка из харчевни» Новеллы Матвеевой в спектакль о Великой Отечественной войне. И все благодаря великолепным вокальным данным Марии Степановой. Я очень люблю эту песню и никогда бы не подумала, что песня, созданная через 20 лет после окончания войны, будет так уместна в таком спектакле.

Ещё напишу об одном удивительном для меня моменте. Я впервые в жизни очень сильно опоздала на спектакль, перепутав время, поэтому начало я немного не застала. И для меня стало удивлением, когда я увидела героев на сцене в джинсах и футболках. Но, погружаясь в атмосферу спектакля, я оценила этот прием. Все начинается, вроде бы, с юмора и шуток, а потом вдруг понимаешь, что уже все серьезно: кругом идут бои и вот, вроде, родные просторы кругом. Ан нет. Тот же лесок и пригорок, но нет уже деревни, одна дощечка с названием осталась. Теркины достают из вещмешка военную форму того времени и надевают ее. А в конце эти молодые ребята уходят от нас в небытие по заснеженной равнине…

Очень уютный спектакль камерной сцены. Немного жаль, что такой «Василий Тёркин» — не житель московской сцены ибо именно на такого Тёркина надо вести школьников. Никакого пафоса, надрыва или разрывания рубахи на груди. Очень бережно и с уважением к павшим героям. Очень рада, что к классике относятся столь трепетно.

Оставлю тут буквально три строки. Какие стихи!

«Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…»
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Театр танца «М’Арт»

  • «Из пункта А в пункт Б»
    Хореограф: Анастасия Змывалова
    Исполнители: Театр танца «М’Арт»
    Не тяготит ли нас жизнь, которой мы живём? Идём ли мы правильной дорогой или хотим поменять всё, чтобы начать свой путь заново? Об этом предлагаем поразмышлять вместе.

    «Одоление»
    Хореограф: Анастасия Змывалова
    Исполнители: Белозерцева Валерия, Краева Наталия
    Что значит одолеть? Существуют ли внутренние барьеры, которые невозможно преодолеть? Как найти гармонию? Без слов, но с огромной силой выражения расскажем о том, как обрести свою свободу.

    «Треск»
    Хореограф: Наталия Краева
    Исполнители: Анастасия Копылова, Леонид Федорушков
    О бессловесной любви, о том, как невозможно понять друг друга. Слово искрит и трещит, разрывая отношения.

    «Формула общения»
    Хореограф: Валерия Белозерцева
    Исполнители: Наталия Краева, Катерина Черепахина
    Спектакль-диалог, в котором две противоположные личности пытаются найти общий язык и понимание.
    Спектакль побуждает задуматься о важности эффективной коммуникации, умении слышать и принимать другого человека. Это история о том, как непросто бывает найти общие точки соприкосновения, но как важно этому научиться.
Подробнее
12+
Family drama (камерная сцена\средний формат)
С. Стивенс (по роману М. Хэддона)
Режиссёр – Алексей Ермилышев

По роману Марка Хеддона
Перевод Ольги Буховой

  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.
  • Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению. 
Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 
Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильнее выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


Режиссёр Полина Золотовицкая (г. Москва): «Мне понравилось. Это очень хороший материал. Сильная история, которая не может не трогать. Особенно когда она трогает и самих артистов. Они искренни, и это передается залу. Я видела, как люди плакали. А еще очень хорошая актерская работа М.Кузьмина.»

Николай Песочинский, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Смотрится на одном дыхании, потому что это действительно хороший театр. Сделанный на очень сложном материале на очень сложные темы. Художественно здесь ходят по лезвию ножа. Если шагнут вправо – будет душераздирающе искусственная мелодрама со слащавостью. Влево - бесчувственное обозначение. А здесь удаётся пройти по этому лезвию с позитивным результатом. Никогда не забуду образ, найденный Михаилом. Спектакль производит человечески огромное впечатление – заставляет более по-доброму что-то сделать. Хочется спасти лишнюю собаку, добрее относиться к людям с особенностями, детям, старикам... Безусловно, эта постановка пробуждает лучшее и побуждает к лучшему. Я много видел проектов инклюзивных, и тема особенных детей для меня не в новинку. Потому я не сквозь сентиментальность оцениваю. Спектакль действительно состоявшийся».

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Кристофера (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

*Спектакль победил в номинации «Приз зрительских симпатий» на престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2019 г.)



СМИ о спектакле:
Театральный критик Лариса Каневская: о «Загадочном ночном...» на Биеннале театрального искусства-2019
Газета «Архангельск»: При чем здесь убитый пудель?
Газета «Бизнес-класс»: Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека
«Регион-29»: Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка
Блогер lisisica: как лисисица плакала
Отзыв Natalya Pamsik

Премьера состоялась 24 ноября 2017 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография – Алексей Ермилышев
Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
Художник по свету – Максим Надеев 
Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

*** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!

Подробнее
16+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр Деда Мороза (г. Великий Устюг)
Е. Прилепская
Режиссер - Алексей Луценко

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Моноспектакль по пьесе Екатерины Прилепской, о судьбе сильной женщины. Главная героиня в попытках найти свое счастье попадает в странные, смешные и порой, даже страшные истории, о которых с ноткой иронии откровенно рассказывает зрителю. История жизни Веры, ее первая любовь, исполнение мечты, расставания, крушение надежд и обретение веры в чудо найдут отклик в душе каждого зрителя.

Подробнее