Звезды мегаполиса. Спектакль «Василий Теркин». Теркин — кто же он такой?
Автор: Марина Казакова
«Василий Тёркин» — стал моим первым знакомством с Архангельским театром драмы имени М.В. Ломоносова на сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Жаль, что не случилось первого знакомства с театром на их родной сцене этим летом, но узнать, что театр сам едет в Москву, едва отъехав от Архангельска, было отличной новостью.
Изначально Василий Тёркин был главным персонажем фельетонов Ленинградской газеты «На страже Родины». А спустя некоторое время Твардовским было задумано более масштабное произведение — поэма. Произведение печаталось в газете частями, первые главы вышли в 1942 году. На протяжении трёх лет поэт создавал свою поэму. По сути все части были связаны только главным героем и поэтому начинать читать можно было с любой части . Тёркин настолько полюбился читателям, что по завершении произведения Твардовскому стали приходить письма с просьбой продолжить историю этого героя. Замысел создания поэмы о герое, воюющем за Родину, возник неспроста: Твардовский сам побывал на войне в качестве военного корреспондента. И настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.
Когда сталкивалась с этим произведением Александра Твардовского, то всегда думала, что у поэмы есть конкретный прототип, поэтому первым моим удивлением было то, что на сцене целых три Теркина. Но, когда я почитала историю создания этого произведения, все встало на свои места.
Это отличный прием, чтобы показать, что Василий Тёркин — это обобщенный персонаж, тот самый народ, что принес победу Советскому Союзу в столь кровопролитной войне.
Хочется добавить про Теркиных, которых сыграли молодые ребята: Николай Варенцов, Георгий Селиванов, Тимофей Тихонов. Не берусь угадывать из возраст, но, думаю, они и СССР даже не застали, но им удалось донести до зрителей атмосферу военного времени и сразу вспомнился мой дедушка — ветеран, для которого День победы всегда был праздником «со слезами на глазах». Невероятно органично вписалась песня «Девушка из харчевни» Новеллы Матвеевой в спектакль о Великой Отечественной войне. И все благодаря великолепным вокальным данным Марии Степановой. Я очень люблю эту песню и никогда бы не подумала, что песня, созданная через 20 лет после окончания войны, будет так уместна в таком спектакле.
Ещё напишу об одном удивительном для меня моменте. Я впервые в жизни очень сильно опоздала на спектакль, перепутав время, поэтому начало я немного не застала. И для меня стало удивлением, когда я увидела героев на сцене в джинсах и футболках. Но, погружаясь в атмосферу спектакля, я оценила этот прием. Все начинается, вроде бы, с юмора и шуток, а потом вдруг понимаешь, что уже все серьезно: кругом идут бои и вот, вроде, родные просторы кругом. Ан нет. Тот же лесок и пригорок, но нет уже деревни, одна дощечка с названием осталась. Теркины достают из вещмешка военную форму того времени и надевают ее. А в конце эти молодые ребята уходят от нас в небытие по заснеженной равнине…
Очень уютный спектакль камерной сцены. Немного жаль, что такой «Василий Тёркин» — не житель московской сцены ибо именно на такого Тёркина надо вести школьников. Никакого пафоса, надрыва или разрывания рубахи на груди. Очень бережно и с уважением к павшим героям. Очень рада, что к классике относятся столь трепетно.
Оставлю тут буквально три строки. Какие стихи!
«Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…»