Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Звезды мегаполиса. Гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Вахтанговского театра. «Мастер и Маргарита»: лестница, ведущая в вечность

02.09.24
Источник: Гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Вахтанговского театра. «Мастер и Маргарита»: лестница, ведущая в вечность
Автор: Наталья Романова

Весь спектакль я находилась в эпицентре событий. Совершенно неожиданно достались гениальные места, мимо которых периодически проносились персонажи, или статисты присаживались рядом на откидные сиденья, изображая публику знаменитого Варьете. Где-то под одним из соседних кресел несколько маргинальная Аннушка (Наталия Латухина), довольно странноватого для комсомолки вида, в рыбацком плаще-оверсайз и лыжном капоре обнаружила пустую бутылку из под кефира. Спектакль, собственно, и начался с опроса ею публики на предмет наличия пустой тары. Откуда-то с верхних ярусов слетали на наши головы знаменитые червонцы, превращаясь не как у Булгакова, в резанную бумагу, а в купоны со вполне осязаемой скидкой в 10% на покупку билетов Архангельского театра драмы (доступную, правда, только в Архангельске). Нам купон не достался, но мы и без него теперь знаем, на что потратить свободный вечерок в славном городе Архангельске, когда снова туда попадем.

Спектакль «Мастер и Маргарита» для любого постановщика подобен иносказательной Голгофе. Каждый режиссер несет на нее свой крест под крики заведомо критично настроенной толпы, которая под сильнейшей лупой рассматривает каждую новую постановку любимого романа Булгакова. И если в экранизации можно еще спрятаться за спецэффекты или грамотный монтаж, то на сцене, при «живом» зрителе второго дубля нет. Однозначно надо поражать, или каждый найдет свой камень, чтобы бросить его в смельчака, покусившегося на святое.

У зрителей Архангельской версии, которой в сентябре стукнет год, поводов закидать постановщика камнями нет от слова совсем. Спектакль невероятный, мощный, зрелищный, так грамотно и логично придуманный, что внушающие некоторый страх перед входом в зрительный зал 3 часа 50 минут сценического времени пролетают совершенно незаметно. В антракте не хочется вставать с места, а в финале хочется кричать не только «Браво!», но и «Ещё!». Режиссер, он же сценограф, он же автор инсценировки Андрей Тимошенко сразу же решил закрыть вопрос с Голгофой, выстроив во всю сцену лестницу, уходящую куда-то наверх, практически к софитам, на вершине которой сияет рубиновая кремлевская звезда, а у самого ее подножия расположилась крошечная Москва, с легко читаемыми силуэтами главных архитектурных достопримечательностей – Кремля, Храма Христа Спасителя, высотки Университета, памятника Гагарину и т.д. Москва, лежащая у ног Мессира и его свиты, становится площадкой для игр, лабораторией или, если хотите, еще одной проверкой человечества «на вшивость».

А мы и правда за тысячи лет ничуть не поменялись, вот только квартирный вопрос нас несколько испортил, а так у нас все те же давно известные недостатки и все те же неоспоримые достоинства. Бессменные помощники Воланда завлекают москвичей в свои сети, всячески потешаясь над тем, как эти смешные человечки попадаются во все те же ловушки, что и жители ненавистного Прокуратором города Ершалаима. Для меня в сценическом прочтении Булгакова всегда очень важны типажи этой троицы. Это моя личная проверка на «Булгаковость».

Больше всего восторгов вызвал, конечно, Бегемот. Теперь он, а точнее она (роль мистического кота блестяще исполнила Нина Няникова) для меня кандидат на звание лучшего Бегемота «всех времен и народов». Точно, изящно, буквально на мягких лапах прошел этот персонаж по всему действию, периодически падая «замертво» и тут же воскресая снова. Неожиданно довольно симпатичный Азазелло (Джамбулат Багов) с хриплым голосом и классический «клетчатый» Коровьев (Дмитрий Беляков) составили вместе с Бегемотом восхитительное трио, особенно преуспев в жонглировании головами или показе фокусов-реприз, удивляясь, правда, что реакция зала на них несколько иная, чем лет двести назад. Ах да, еще же Гелла (Олеся Попова)! Забыть ее сексуальный фартучек и копну рыжих волос невозможно. Кстати, замечательно поработала с костюмами художник Ирина Титоренко, обошлась без излишнего эпатажа, но и все, что надо, показала правильно.

Что касается главного руководителя этой группы товарищей, самого Воланда, поразительно, что он при довольно невысоком росте, еще с самой первой встречи с Берлиозом (Евгений Нифантьев) и Бездомным (Александр Зимин) на Патриках произвел довольно масштабное впечатление. Михаилу Кузьмину удалось показать нам всю «ту силу, которая вечно хочет зла, и вечно совершает благо» в полном объеме, что бы это ни значило. Спойлеров не дождетесь.

Вместе со столь разношерстной компанией мы погружаемся с головой в московскую жизнь и быт 30-х годов, с ее агитпропом, кумачом, лозунгами, атеизмом, новизной трамвая и угаром НЭПа. Эта часть постановки с колоритными булгаковскими типажами, выступлением Бездомного у «Грибоедова» и закономерной его отправкой в руки доктора Стравинского, шикарным «сеансом черной магии с последующим разоблачением» и бегающими по залу «разоблаченными» девицами, удачно перекликается с вкраплениями из романа о Понтии Пилате. Фрагменты бесед Прокуратора Иудеи с Иешуа (Петр Куртов), а особенно невероятная сцена распятия, словно поднимают всю постановку на еще более высокую ступень и готовят зрителей к важнейшей части спектакля – встрече Мастера (Иван Братушев) и Маргариты (Екатерина Зеленина). Надо же, насколько велика сила актерского перевоплощения — только прочитав в программке, поняла, что Понтия Пилата и Мастера сыграл в спектакле один актер. Символично, что уж тут!

Всегда считала, еще с юности, с самого первого прочтения романа, и не откажусь от своей точки зрения никогда, что в «Мастере и Маргарите» главное – любовь. Символы этой всепоглощающей и всепобеждающей любви в спектакле – это и нереальной красоты сцена первой встречи героев с мимозами и розами, и полет ведьмы-Маргариты верхом на звезде, и стрельба с нее по ненавистным критикам, и эффектный бал у Сатаны, и несколько неожиданный, но очень красивый финал. Иван Бездомный в нем читает стихи. Он обещал Мастеру стихов не писать, но он читает не свои, а щемящие строки самого Михаила Афанасьевича Булгакова:

Будет ночь, словно льдинка, хрупкой,
Будет музыкой мрак дышать
На подстилке из старого фрака
Будет милый щенок лежать
Новый фрак повиснет на стуле
Пара туфель стоит у дверей
Жить по-новому очень трудно
Жить прошедшим еще трудней.

Прочитала, что Булгаков черпал вдохновение для этих строк у Вертинского. Как все-таки причудливо тасуется колода…
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
16+
Режиссёр - Михаил Бакиров

Продолжительность - 1 час (бе антракта) 

Вокзал… Место встречи или разлуки?
В канун Нового года на перроне вокзала, где сливаются реальность и фантазия, двое клоунов становятся свидетелями чуда… Как в мире стало на два одиночества меньше.
Опоздание на поезд - это нелепая ошибка или шанс найти что-то (…кого-то?) новое в своей жизни? Кто мы? Пассажиры? И куда едет наш поезд? Куда приведут нас железнодорожные пути?
Новогодняя ночь становится временем чудес, ведь она даст ответы на вопросы двум заблудшим душам, подарив им один билет на двоих.

Премьера спектакля состоялась 25 декабря 2024 года

Подробнее