Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Musecube. Горячее сердце Русского Севера: гастроли Архангельского драматического театра имени Ломоносова в Москве

02.09.24

Источник:https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/goryachee-serdtse-russkogo-severa-gastroli-arhangelskogo-...
Автор: Наталья Анисимова

В Москву с масштабными гастролями приехал Архангельский драматический театр и сразу начал удивлять.

Во-первых, театр носит имя ученого, что само по себе необычно, и расположен он прямо на сакральном месте основания первой крепости будущего Архангельска.

Во-вторых, жители города Архангельска – не архангелы и не архангельцы, а архангелогородцы!

В-третьих, если будете в Архангельске, найдите театральную кофейню в Петровском парке и попробуйте кофе «Горький», на дне стаканчика с которым есть QR-код со скидкой на билеты в театр.

А еще в спектакле «Гамлет» на сцене находится 5 тонн воды 17-18 градусов, актеры работают в килтах и военных берцах, обмотанных пищевой пленкой, чтобы не попадала вода.

Удивились? – Удивились!

Команда театра была представлена на пресс-бранче в Медиа-центре Русского Географического общества, при поддержке которого проходят гастроли. Главный режиссер театра Андрей Тимошенко похож на викинга, спрыгнувшего в холодные воды Белого моря со своего драккара (хотя уверяет, что закончил Щукинское училище). Директор театра Сергей Самодов являет собой образец блестящего менеджера-управленца, владеющего несколькими иностранными языками. Эти двое и внешне похожи. Вместе они образовали идеальный творческо-хозяйственный тандем, основанный на подлинной любви к театру, порядочности, финансовой прозрачности и потрясающей креативности. Вытащив театр из долговой ямы, куда погрузили его прежние «хозяева», они, не останавливаясь ни на минуту, закрутили энергетический вихрь прогрессивных обновлений. Как результат – полные залы, успешные гастроли, масса творческих инициатив и планов.

Помимо показа 5 лучших спектаклей из репертуара театра в фойе Вахтанговского театра проходит уникальная фотовыставка на мольбертах, соединяющая воедино два контекста, географический и театральный, и рассказывающая об Архангельском крае и Архангельском драмтеатре.

Сергей Самодов, директор театра:

В Москве у нас целая неделя – 10 показов и 5 спектаклей, очень сложных в монтировке. СТОЛЕТВМАКОНДО, «Василий Теркин», «Пряслины», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита».

Всего в нашем репертуаре около 45 спектаклей, но зато это самые яркие и интересные постановки, которые определяют наш технический и художественный уровень.

В спектакле СТОЛЕТВМАКОНДО у нас реально льёт дождь, а в конце появляются живые бабочки  – как оптимистический символ весны и продолжения жизни.

В «Докторе Живаго» главный герой умирает, но на финальной минуте звучит молитва «Господи, храни страну нашу Россию», возвышенная и оптимистичная концовка.

Василий Теркин – это былинный персонаж, которому приписывается много подвигов. История нашего «Василия Теркина» необычна. Режиссер сделал так, что современно одетые ребята появляются на каком-то чердаке и начинают как бы иронично играть в Теркина, а потом перестают играть и понимают, что идет настоящая война.

Не могли не привезти спектакль «Пряслины» – вы же понимаете, что это Архангельск, Пинега, Русский север, писатель Федор Абрамов. Спектакль готовился к 100-летию Федора Абрамова, но он не формально-«датский», а очень тонкое, эстетическое, изящное высказывание. Мне кажется, что получился прекрасный спектакль, хотя мы привезли отрывок, а не всё 6-7 часовое полотно.

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра:

У нас много хороших спектаклей. Самый горячий СТОЛЕТВМАКОНДО – наш северный огонь. Он необычно пространственный, зрители будут погружены внутрь действия, которое проходит вокруг, поэтому количество мест ограниченно и на него трудно попасть. Во время спектакля зритель может повернуться на вращающихся креслах в любую сторону, а актеры, которые играют по периметру, не могут расслабиться ни на секунду. Вышли на сцену – и полностью в работе. При этом они играют по нескольку ролей в этом спектакле и все время переключаются с одной задачи на другую.

Екатерина Зеленина играет Ремедиос, маленькую девочку, на которой женился Аурелиано. Она смогла создать этот образ без «тюзятины», не стала изображать «ребеночка», а нашла внутреннее звучание маленькой девочки, которая уже совершает осознанные поступки взрослой женщины.

«Мастер и Маргарита» у нас тоже очень необычный. Мы всегда должны давать зрителям надежду, что от человека всегда много зависит. Точно так же и здесь, мы даем шанс. Когда Маргарите предложили на блюдечке мастера, она просит за Фриду, и по сути именно она спасает Москву, куда приезжает вся нечистая сила. Это жертвенный, бескорыстный поступок. Я верю, что все зависит от человека, каждый день мы выбираем между добром и злом, светом и тьмой.

Артур Латыпов, директор Департамента регионального развития РГО:

РГО – старейшее общественная организация нашей страны, которой в следующем году будет 180 лет. Географы – это те же путешественники, об этих людях стоит рассказывать, чтобы подрастающее поколение любило, гордилось своей родиной и понимало, что и кто стоит за достижениями.

Идея фотовыставки родилась спонтанно, но при этом мы закладывали в нее глубокий смысл. Посыл у нас такой: давайте перед спектаклем Архангельского драматического театра познакомимся с географией Архангельской области. На фотографиях представлены действительно уникальные места. Я думаю, что когда люди перед посещением спектакля увидят эту выставку, они погрузятся в тот регион, где этот театр родился, заинтересуются, влюбятся, и у них появится огромное желание его посетить. Страна начинается с нашей малой родины. Быть патриотом и не знать свою родину невозможно.

Мы даем старт уникальному проекту и надеемся, что другие театры это поддержат.

Сергей Самодов, директор театра:

Есть такая федеральная программа «Большие гастроли», когда театры обмениваются и ездят друг к другу в гости. Это не накладно, можно в фуру с декорациями загрузить планшеты с фотографиями, и, приезжая в другой регион, представить свой регион в виде вот такой выставки на мольбертах. Мольберты как подставки для фотографий – это наше ноу-хау. Важный опыт, и хотелось бы, чтобы его переняли другие театры.

Поморы – это не национальность, а субэтнос. Ломоносов называл себя холмогорский крестьянин, есть понятия онежский крестьянин и так далее. Так или иначе, у поморов в крови была тяга выходить на кораблях. Памятна история четырех поморов, которые в 18 веке дошли до Шпицбергена, корабль их затерло во льдах, и они остались на острове на 6 лет. Все свои охотничьи снасти создали из того, что нашли на острове. Потом вернулись. У нас скоро появится спектакль об этой истории.

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра:

Хотел бы провести мостик между нами и РГО. В одном интервью я сказал, что наш театр находится на краю земли, что вызвало оживленное обсуждение, «кто крайнее». Но у нас страна большая и краев много. География театров – это география всей страны.

Дмитрий Беляков, актер:

В СТОЛЕТВМАКОНДО у нас интересное решение – зритель находится в центре, актеры существуют вокруг зрителя, но при этом и зритель тоже вокруг актеров, потому, что крутится на стульях. Действие идет сначала по часовой стрелке, потом против, что создает ощущение смещения времени. Атмосфера создается звуками, скрипами помоста, загораются лампочки, и создается целый мир вокруг зрителя. Потом люди уходят с этим миром и не расстаются с ним.

Иван Братушев, актер:

Для любого артиста встреча с новым зрителем – это проверка профессиональных возможностей, новые впечатления, новые эмоции. Артист, находящийся внутри спектакля, видит его по-другому, нежели зритель.

Трагедия моего героя Аурелиано Буэндиа в спектакле СТОЛЕТВМАКОНДО в том, что его способности никому не пригодились, и в этой дыре, зияющей в груди, заключается тотальное одиночество.

Сергей Самодов, директор театра:

Как можно сделать так, чтобы театр зарабатывал и чтобы были полные залы?

В 2023 году мы сыграли 914 спектаклей. У нас 6 форматов работы и 5 площадок. Недавно мы открыли отлично оснащенный Абрамовский зал. Есть лекции, экскурсии, например, экскурсия с директором, программы для детей, программы с психологами, когда они отсматривают спектакли и потом разбирают с точки зрения психологии, какие там триггеры, сублимации, сепарации (называется «синдром Гамлета»). У нас есть беби-театр, взрослые спектакли, подростковые. Репертуар для зрителя от 0 лет до бесконечности.

Вокруг театра в Петровском парке жизнь кипит. У нас несколько фестивалей.

Летом в нем проходит книжный фестиваль «Белый июнь». В рамках «Белого июня» мы провели «Абрамов-фест» и собрали спектакли по современной российской прозе. Люди приходят на книжный фестиваль, покупают книги, встречаются с авторами и вечером идут в театр смотреть спектакли по произведениям тех же авторов. Вот такая отличная получилась закольцованность.

Фестиваль «Родниковое слово» посвящен инсценировкам по русской классике.

Главный же для нас – это «Ломоносов-фест», где мы собираем мультижанровую программу из спектаклей, связанных либо с учеными, либо с открытиями, либо использующими новые технологии, например, в опере «Главный вопрос» использовались собака-робот, «захват лица» с помощью искусственного интеллекта, VR эффекты. В следующем году мы будем проводить этот фестиваль уже при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что очень радует и внушает надежду, что двигаемся в правильном направлении.

Хотим возродить фестиваль современного танца и перформанса, который не проводился 15 лет. К нам приедут замечательные коллективы, планируем лаборатории, обсуждения и гастрольные туры.

В самом Петровском парке будем менять фонтаны, обновляем детскую площадку. Также работаем со средой, зимой парк превращается в ледовую дорожку длиной более километра. Открыли кофейный павильон, где зарабатываем на содержание парка. В 1932 году театр открывался пьесой Горького «На дне», поэтому мы придумали кофе «Горький», на дне стаканчика которого находится QR-код со скидкой на билеты нашего театра.

Архангельск – это первый морской город-порт. Специально не придумаешь ведь, когда территория театра, расположенного в Петровском парке, и есть место основания первого «Архангельска» (город тогда назывался по-другому). Что может быть более символично, чем эта данность! Приезжайте к нам в гости и приходите на спектакли в Вахтанговский театр!

Наталья Анисимова специально для Musecube

Фотографии Ильи Буяновского можно увидеть здесь

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее