Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Экран и Сцена. Смерти нет

17.09.24
Источник: Смерти нет.
Автор: Наталья Витвицкая

Архангельский театр драмы в числе других привезенных на гастроли постановок («СтолетвМакондо», «Василий Теркин», «Пряслины. Две зимы и три лета», «Мастер и Маргарита») показал в Москве спектакль-сагу «Доктор Живаго». Спектакль по роману Бориса Пастернака оказался страстным и пафосным. На пресс-конференции в преддверии гастролей режиссер Андрей Тимошенко утверждал тоже пафосно: «Мы обращаемся к сердцу каждого из вас», и, как ни странно, этот посыл подкупил даже скептиков. Заставил забывать и о бросающемся в глаза мелодраматизме, и о спекулятивных моментах – вроде тех, где декларируется отсутствие права на счастье в стране крестов и погостов.

Революционная бездна с первых же минут действия «набрасывается» на зрителя из темноты вахтанговской сцены. Огромный наклонный помост выглядит метафорой обрушающейся эпохи, лопаты оборачиваются штыками, швейные машинки стрекочут пулеметными очередями (автор сценографии также Андрей Тимошенко). Предметы и звуки чудовищной эпохи (время действия – с 1917 по 1922 годы), на фоне которой проходит жизнь «неидеального идеалиста» Живаго, принципиально важны. Они объясняют зрителю, что именно противостоит чуду взаимного чувства и христианской философии. Хороводы смертей, революционные будни, слом истории – все это придумано и сыграно широкими мазками. Сочно, зрелищно – кумачовое марево развевающихся флагов и противогазы на солдатах Первой мировой или спускающиеся с колосников кресты в финале, – но все же пунктиром к основной мысли. Она в спектакле жизнеутверждающая. «Смерти нет», – говорит Живаго. И так же живет, превозмогая бесплодную рефлексию, боль, болезни и революцию. И умирает философом, познавшим высший смысл: отстоять душу в схватке с судьбой и веком – мучительная, но единственно верная необходимость.

Несомненная удача спектакля – исполнители главных ролей. Дмитрий Беляков – Живаго, бесконечно женственная Нина Няникова – Лара, обладатель всепобеждающей отрицательной харизмы Иван Братушев – Комаровский. Это трио проживает на сцене предложенные обстоятельства истово и заразительно. Не увлечься их личным сюжетом невозможно, хотя временами он кажется нарочитым. Поводок-кнут, которым удерживает Лару Комаровский, слишком плоская метафора для болезненной связи этих двоих. А паузы в любовных объяснениях Лары и Юрия преувеличенно театральны и затянуты. Впрочем, для зрительского хита (а «Доктор Живаго» именно таков) все это отчасти простительно.

Кульминация большого чувства Лары и Живаго – заснеженная ночь в глухой сибирской деревне Варыкино. В спектакле это несколько минут театра поэтической мощи и живописной выразительности. Сценографическое решение просто, но эффектно: герои находятся по центру помоста в отдалении от зрителя, их кружит метель, они хохочут, не выпуская друг друга из рук. Белоснежное платье Лары напоминает венчальный наряд, а изысканная светопись (художница по свету Ольга Раввич) «дорисовывает» картину нежности и страсти. Фигуры Лары и Живаго в спектакле всегда окружены теплым светом, возникающий эффект сияния подчеркивает отдельность этих двоих, их чужеродность происходящему. Тимошенко не включает в инсценировку стихотворение «Зимняя ночь», но словно иллюстрирует великий текст.

За сверхсимволичной сценой следует предсказуемое «изгнание» из рая и растянувшиеся на несколько необязательных сцен смерть Живаго и несчастье Лары. Трагический пафос финала закономерен и оправдан самим строем этого спектакля. Тело умершего от сердечного приступа Живаго «сползает» с помоста на авансцену, с колосников опускаются черные кресты, зрительный зал аплодирует стоя. Кажется, столичному зрителю, как и провинциальному, на сцене необходимо и торжество любви над смертью, и пафоса над правдой. И возможность верить – смерти нет.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
III Ломоносов Фест представляет: 

Универсальный гастрольный театр (Верхняя Пышма)
Моноспектакль
С.Баженова, Д.Татарченко
Режиссер - Людмила Исмайлова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

THEATRUM — частный универсальный театр, первая в Верхней Пышме профессиональная сценическая площадка. THEATRUM уникален универсальностью и высокой технологичностью, благодаря чему здесь возможна самая разнообразная палитра мероприятий: от драматических постановок до оперных спектаклей

«Маршрут построен» - моноспектакль с участием искусственного интеллекта. Иногда хочется, чтобы кто-то подсказал правильный путь или хотя бы напомнил о списке покупок и квартплате... В этом спектакле голосовая помощница Алиса каждый день видит, как её человек – «хозяин» сбивается с «верного пути». Она пытается понять простые человеческие слабости, чтобы спасти своего реального друга.

— Алиса, что делать если трудно продолжать движение?
— Просто продолжайте движение.

Хореограф - Татьяна Кафлевская

Подробнее
12+
Сентиментальная история о жизни, смерти и любви (основная сцена)
Г.Служитель
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)

Спектакль покажет историю одного кота Савелия, рассказанную от первого лица. Через описание своих скитаний кот Савва дает нам возможность заглянуть в жизнь москвичей. Они все очень разные: здесь и бывшая учительница английского языка, тоскующая о муже, и ее неудачливый в любви школьник-внук, и незадачливые жители Таджикистана, которые, набедокурив, лишились работы и жилья, и жестокий старик, чуть не лишивший нашего героя жизни.

Это история о жизни бездомного московского кота Савелия, который бродит в философских размышлениях по малоизвестным улочкам города, попадает в различные передряги и в конце концов находит смысл своей жизни.

Премьера спектакля состоялась 29 марта 2024 года

Автор инсценировки - А.Н. Тимошенко
Режиссер-постановщик - А.Н. Тимошенко
Художник-сценограф - А.Н. Тимошенко
Художник по костюмам - И.И. Титоренко
Художник по куклам - И.И. Сарычев
Художник по свету - Р.В. Майоров
Музыкальное оформление - А.А. Татаринский
Балетмейстер - А.А. Любашин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

СМИ о спектакле:
Газета Бизнес-класс. Архангельск: "Быть котом: дебютный роман Григория Служителя на сцене Архангельского театра драмы"
Правда Севера: В Архдраме поставили спектакль по роману Григория Служителя «Дни Савелия»
ПТЖ: Кошачья история выходного дня
Отзыв Андрея Петрова о спектакле "Дни Савелия"
ГТРК "Поморье": Спектакль «Дни Савелия» на фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске взял сразу шесть наград

Подробнее
12+
III Ломоносов Фест представляет: 
Режиссер - Никас Котич

Продолжительность - 63 минуты

Фильм-наблюдение о человеческих проявлениях – чувствах, эмоциях, словах, поведении – об их значении и влиянии на качество жизни. Героями фильма стали люди разного возраста, образования и профессий. Их объединяют сложные жизненные обстоятельства, высокая чувствительность, активное стремление найти решение проблем.



Подробнее