Правда Севера. Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
Автор: Елена Ирха
Второй раз московский режиссёр Рената Сотириади ставит в Архангельском театре драмы спектакль
И второй раз берёт произведение, которое знают чуть ли не наизусть большинство российских зрителей. Первый раз – это спектакль «А зори здесь тихие…», и вот нынче – «Собака на сене». Именно по ним созданы не какие‑нибудь, а эталонные советские фильмы. Ну кто не смотрел фильм 1977 года «Собака на сене» с Тереховой и Боярским в главных ролях?..
В тревожные времена борьбы с коронавирусом в театре прибегли к старому испытанному способу – поставить комедию, чтобы развлечь зрителей. Но если кто‑то ожидает на архангельской сцене «копии» фильма «Собака на сене» с накалом драматических страстей, то, пожалуй, вам не сюда.
Спектакль сразу задаётся как нарочито театральное действо: графиня появляется с маской на лице. Ну соскочила с постели из‑за шума в доме, который произвели неизвестные в чёрных плащах, а на лице – маска из крема или чего‑то там полезного для лица. А может, сразу заявка на комедию дель арте, комедию масок?
Костюмы на актёрах, надо сказать, – ярчайшие, но из разных эпох. Однако всё вместе это создаёт впечатление непрерывного итальянского карнавала. Иронию задаёт и оформление программки: миниатюрный йоркширский терьер в бантиках и кружевном воротничке… нет, не на жухлом сене, а в сладких апельсинах.
Эти апельсины «разбросаны» по всему спектаклю: в декорациях, в руках актёров. Апельсин в Испании считается символом любви и счастья, если верить интернету.
Действо получилось чрезвычайно динамичное, с живым вокалом, музыкой, хореографическими и пластическими номерами. Особенно порадовал зрителя Александр Дубинин в роли престарелого графа Федерико, походившего на раскрашенную куклу, к месту и не к месту падающего в обморок. Второй жених маркиз Рикардо (Александр Субботин) предстал в не менее пародийном виде – с нелепыми восторженными позами при виде красавицы Дианы.
Диана в исполнении Марии Новиковой в спектакле представлена очаровательной куколкой, капризной и недалёкой. Теодоро (Дмитрий Беляков) кажется простоватым парнем, жертвой красавицы, склонной к измене настроения. Вот ловкий Тристан (Иван Братушев) в архангельском спектакле и есть тот самый слуга из итальянской комедии масок, который не только помогает любовным делам своего господина, но и заправляет им как хочет.
На протяжении всего спектакля в нужные моменты появляются три чопорные дамы-музыкантши в чёрном (Елена Смородинова, Наталия Латухина, Татьяна Боченкова), руководящие действом, как дирижёр оркестром. В программке они обозначены как «дуэньи», которые, видимо, должны присматривать за любовными чудачествами молодых.
Не очень, на мой взгляд, вписались в комедию реплики об Архангельске и статье уголовного кодекса за сквернословие в общественном месте, а также некий нетрадиционный намёк жеманного графа Федерико. И без того карусель ярких красок, искромётных диалогов великого Лопе де Вега и праздничная игра актёров создали зрителям приподнятое настроение.