Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Регион 29. Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»

10.10.20
Источник: Регион 29
Автор: Мария Атрощенко

Постановку неаполитанской истории о любви вдовствующей графини Дианы де Бельфлор к своему секретарю Теодоро и её метаниях к нему и от него осуществила режиссёр Рената Сотириади, которая ставила сказки в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, «А зори здесь тихие» в «архдраме» и недавно пришла в МХАТ имени Горького, где выпустила музыкальный спектакль об Исааке Дунаевском «Красный Моцарт». 

Комедию «плаща и шпаги» испанского драматурга Лопе де Вега она смешала с итальянской комедией дель-арте, рассыпав по спектаклю «пасхалки» к «Любви к трём апельсинам» Карло Гоцци. 

Для начала, слово «апельсины» в комедии ни разу не упоминается, а в спектакле они то тут, то там. Герой-любовник «с кожурою апельсины готов съедать в тоске». Апельсиновые деревья с бутафорскими плодами и пластиковой листвой на сцене высадил художник спектакля и главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. Одно из них Диана, мучимая ревностью, раздражённо трясёт. А всю рощу в начале второго акта выстраивают в аллею, лишний раз акцентируя на фруктах внимание.

Мария Новикова в роли Дианы.Мария Новикова в роли Дианы.

Настоящими съедобными апельсинами угощали зрителей в антракте. Коробку с ними вынесли на авансцену — разве что без йорка. Правила игры были понятны: чтобы взять, надо было только бросить мелочь в шляпу, «случайно» забытую там же. Помнится, на «Принцессе Турандот» в антракте зал тоже обходили со шляпой. Совпадение? Не думаю! «Собака на сене» в репертуаре «архдрамы» появилась отчасти на замену «Турандот», так что фокус со шляпой выглядит как реверанс спектаклю Александра Горбаня, который тот поставил по вахтанговскому варианту сказки Карло Гоцци.

Анна Рысенко в роли Марселы.Анна Рысенко в роли Марселы.

На сцене выросла двухуровневая декорация — дворец графини с балконом, арками и колоннами. На синем небе — огромная луна — будто шарик из скомканной фольги повесили. Посреди этого своеобразного курдонёра (парадного двора во дворце) — действующий фонтан. В нём графиня и её секретарь время от времени охлаждали свой пыл, разрываясь между любовью и честью.

Несмотря на кажущиеся масштабность и пышность, при взгляде на сценографию преследует ощущение дешевизны, что бывает крайне редко, когда спектакль оформляет Андрей Тимошенко, декорации которого всегда продуманы и декоративны. Псевдомраморные фонтан и скамьи выглядели пенопластовыми, дворец Бельфлор — картонным и хлипким. То ли коронакризис, то ли специально создавали кукольный домик, ориентируясь на простоту в оформлении комедий дель-арте.

Актёры тоже отчасти напоминали куклы-маски. Ну, не могли талантливые и обычно органичные «ломоносовцы» ни с того ни с сего заиграть с таким перехлёстом: наверное, это режиссёр задала курс на буффонаду, а получилось чересчур. У каждого персонажа был характерный донельзя дурацкий жест, движение или гримаса. 

Диана (Мария Новикова) и Теодоро (Дмитрий Беляков).Диана (Мария Новикова) и Теодоро (Дмитрий Беляков).






У Дианы (на предпоказе её играла Мария Новикова, но эту роль с ней в двойке исполняет Мария Беднарчик) — беспрестанное хлопанье ресницами. Ресничищи дрожали, как бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, выдавая капризную натуру и непостоянство. Глядя на них, так и хотелось пропеть: «Хлопай ресницами и взлетай!». Впервые графиня появилась на сцене комичной фурией с дольками огурцов на лице, неистово размахивающей шлейфом будуарного платья. После сварливая хозяйка перевоплотилась в то строгую, то кокетливую Мальвину (особенно мальвиниста актриса была в голубом платье, сшитом по эскизу художника по костюмам Ирины Титоренко).

Теодоро (Дмитрий Беляков).Теодоро (Дмитрий Беляков).

У Теодоро (Дмитрий Беляков) таким жестом стало чуть что — размашистое, молодцеватое припадание на одно колено, которое, наверное, должно было говорить о благородстве, галантности молодого слуги и его готовности услужить госпоже. Правда, когда он убедился, что графиня положила на него глаз, услужливости у него поубавилось, а уверенности — прибавилось. Его Ирина Титоренко нарядила настоящим кабальеро: Неаполь в годы написания комедии принадлежал Испании. 

Слева — маркиз Рикардо (Александр Субботин), в центре — граф Федерико (Александр Дубинин).Слева — маркиз Рикардо (Александр Субботин), в центре — граф Федерико (Александр Дубинин).

Поклонники Дианы — один другого глупее: жеманный граф Федерико (Александр Дубинин) чуть что изображал обмороки, а маркиз Рикардо (Александр Субботин) делал страшные глаза, скалил зубы и от глубины обожания стоял на одной ножке. Отвергнутая, не выдержавшая сравнения с графиней служанка Марсела (Анна Рысенко) вся дрожала от возбуждения, широко открывая рот и взмахивая волосами. Ловкий слуга, этакий «решала» Тристан (Иван Братушев), разодетый как пират, своей предприимчивостью порой напоминал Труффальдино из фьябы Карло Гоцци.

Тристан в образе бандита (Иван Братушев).Тристан в образе бандита (Иван Братушев).

Когда маркиз Рикардо выпалил: «Настоящие испанцы любят музыку и танцы!», — стыдно стало вот именно, что по-испански. Но эта фраза довольно красноречиво описала характер постановки, в которой, действительно, было много песен и танцев. «Собака на сене» стала для Ренаты Сотириади четвёртой музыкальной постановкой. Важными участницами спектакля стали три чопорные дуэньи-музыкантши. Дуэньями в Испании называли старых дев, блюдущих моральный облик девушек на выданье или молодых дворянок. Вот и эта троица (Наталия Латухина, Татьяна Боченкова и заслуженная артистка России Елена Смородинова) зорко следила за Дианой и чуть что начинала вопить: «Ай, ай, ай, ай!». При этом, Теодоро они явно потворствовали: даже на гитаре поиграть дали.

Конфузили и некоторые другие придумки режиссёра: то «шпионская» авантюрная музыка, то гитарные переборы фламенко, то арабские мотивы, то мультяшная беготня, то танцы с веерами, то пляски в стиле танцора диско с пассами рукой крест-накрест, то впечатляющий театр теней двух влюблённых, то оторванная грудь, то ни к селу ни к городу статья УК РФ про нецензурную брань в общественных местах… Всё эти странно сочетающиеся друг с другом кунштюки смешивались в какой-то винегрет.

Графа Лудовико (Евгений Нифантьев), обретшего в лице Теодоро фейкового давно потерянного сына, режиссёр превратила в оживший спойлер, персонажа-интермедию. Он служил связующим звеном не только между сценами, но и между влюблёнными. Когда Диана узнала, что её возлюбленный — графский сын, а, значит, нет причин не выйти за него замуж, — она потянулась к Теодоро с объятиями, вскарабкиваясь на колени к старому графу. Он для неё стал ступенькой, ведущей под венец. И в финале жители Неаполя праздновали свадьбу. А жители Архангельска — воссоединение со зрителями.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее