Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск. Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы

30.09.21
Источник: Бизнес-класс
Автор: Ольга Истомина

Режиссер осуществил смелую задумку, сделав спектакль по всему роману целиком, не выделяя какую-либо сюжетную линию и не концентрируясь на том или ином периоде жизни персонажей. Главными героями этой истории становятся не только сам Юрий Живаго (Дмитрий Беляков) и люди, с жизнями которых скрещивается его собственная судьба – Тоня, Лара, Павел Антипов, но и вся Россия – страдающая, претерпевающая исторические катаклизмы и не дающая никому покоя.

Судьба страны становится одной из тех линий, скрещение с которой неизбежно для каждого из живущих в ней, как в прошлом веке, так и сегодня. Неоднократно в спектакле прозвучат слова о том, что человек существует не в природе, а в истории. И не случайно в финале спектакля в звенящей тишине прозвучат слова: «Храни страну нашу Россию».

В почти пустом, пустынном и холодном по ощущениям пространстве (сценография Андрея Тимошенко) будут разворачиваться страницы романа «Доктор Живаго». В начале действия Дмитрий Беляков играет и фигуру из вечности – автора стихотворений, наблюдателя-провидца, который знает, «что случится на его веку», и в то же время переносится в прошлое и проживает его заново вместе со своим героем.

zivago_arhdrama_2.jpg

Так происходит в первой сцене спектакля — зрители погружаются в пространство романа с первой же страницы: «Шли и шли и пели «Вечную память». По наклонному широкому помосту процессия в темных одеждах с высоко поднятыми лопатами в руках (по-видимому, вместо хоругвей; в дальнейшем эти лопаты в руках артистов будут и крестьянским инструментом, и оружием в руках бунтовщиков) медленно движется вслед за гробом…

Смерть матери становится большим испытанием для Юры Живаго, и тогда впервые он задается вопросами о жизни и смерти, сиюминутности и вечности, именно это испытание заставляет мальчика другими глазами посмотреть на окружающий мир. Пока он еще только внимательно вслушивается в слова дяди – Николая Николаевича Веденяпина (Евгений Нифантьев) о том, что человек открывает математические законы и пишет симфонии не просто так – все это путь к бессмертию. Но уже здесь берет начало его собственная философия и намечается путь к вечности – через «творчество и чудотворство».

Первое появление адвоката Комаровского (Иван Братушев), который не раз сыграет роль злого рока в судьбах главных героев, становится встречей с темной стороной мира. В костюме с иголочки и в белой шляпе с черной лентой («породистое животное», как оценивают его окружающие), он предстает в образе абстрактного, почти инфернального зла, с которым бессмысленно бороться.

zivago_arhdrama_3.jpg

По его злой воле погибает на железной дороге отец Юрия Живаго, и он же становится демоном-искусителем для светлой и чистой Лары Гишар (Нина Няникова). В начале она предстает на сцене наивной девочкой в форме гимназистки, ловко прыгающей через скакалку, – пока ее еще ничто не заботит. Но с появлением Комаровского среди привычного и уютного мира в ней начинает что-то ломаться. И вот уже скакалка становится не символом детской беззаботности, а средством порабощения ее взрослым мужчиной. Прыгать легко и свободно у Лары уже не получается. Под недобрым взглядом незнакомца ее движения начинают сбиваться, пока в этой игре она не подчиняется Комаровскому под требовательные такты страшного вальса, повторяемые вкрадчивым шепотом: «раз-два-три». В этой сцене Живаго, как всевидящий автор, становится свидетелем совершающегося, но он не в силах уберечь девушку. Остается только воскликнуть в отчаянии, с мольбой к Всевышнему: «Чашу эту мимо пронеси»… Но чашу приходится испить полностью.

Темные и светлые события в жизни героев романа происходят в тяжелое и смутное для страны время: стачки рабочих, нарастающие напряжение, приближающаяся война. Вместе с режиссером мы словно перелистываем страницы книги – «народные» сцены (забастовки, революционные мятежи, поле боя – среди раскинутых ярко-красных полотнищ появляются солдаты в шинелях и противогазах) сменяются домашними, личными, интимными.

Среди этих сцен – несколько эпизодов в доме профессора Громеко, где проходит детство Живаго. На сцене появляются высокие окна с узорчатыми рамами, вызывающие в воображении уютный дом москвичей-интеллигентов, и в этой обстановке завязываются отношения Юры с его будущей женой Тоней, отзывчивой и открытой девушкой, словно созданной для того, чтобы упрощать жизнь, а не усложнять ее (Екатерина Зеленина). Один из важных смысловых моментов – разговор еще только учащегося на врача Живаго с умирающей матерью Тони (Анна Патокина) о том, что «смерти не будет», потому что это «старо и надоело», а впереди новое – жизнь вечная.

Философские рассуждения Юрия Живаго о том, что есть сознание, творчество, в чем предназначение человека, в спектакле звучат и через стихотворения, вплетаемые в действие после событийных сцен как некий вывод и ступень к дальнейшему постижению мира. Текст романа в спектакле занимает едва ли не самое важное место и заставляет вслушиваться в него. На сцене в это время – торжество визуальных образов, из которых складываются картины происходящих событий. 

zivago_arhdrama_4.jpg

Так параллельно выстраивается на сцене свадьба Юрия и Тони, Лары и беззаветно влюбленного в нее Павла Антипова (Александр Субботин). Пары торжественны и печальны, словно каждый из них видит вдали трагические скрещения жизненных дорог. Через визуальные образы раскрываются и в дальнейшем характеры и нюансы судеб героев – по локоть в крови окажутся руки Патули (как его нежно называла Лара) Антипова, от отчаяния и внутренней обиды бросившегося на путь идейного революционера под новым именем Стрельников. Новые и новые приказы «расстрелять» будут «заверены» кровавой «печатью» его рук.

Несмотря на все испытания, светлой и чистой останется Лара. Белое, невесомое платье с тонкой кружевной отделкой кажется чем-то невозможным в дни кровавого раскола в стране и жизни на далеком Урале. Однако именно такой она предстает во время новых встреч с Юрием Живаго. Ее появление в белом платье, пусть и с коромыслом на плечах (которое кажется и возложенным на нее грузом, и намеком на еще не расправленные крылья) воспринимается явлением иного порядка, чем все окружающее.

Светом и чистотой наполнены сцены сближения Юры и Лары, которые подарят им бесценные мгновения простого человеческого счастья. Кажется, что их встреча происходит под благословение засыпавшего все вокруг снега, как в стихотворении «Свидание»: «Засыпет снег дороги, / Завалит скаты крыш. / Пойду размять я ноги: / За дверью ты стоишь». Но это и торжество условного приема – игры света (художник по свету Ольга Раввич) и рассыпающегося «театрального» снега, который становится беспроигрышным визуальным решением романтической сцены.

Рассказать историю взаимоотношений хотя бы основных персонажей романа Бориса Пастернака во всех подробностях даже в постановке на три с половиной часа – задача практически невыполнимая. Поэтому спектакль «Доктор Живаго» оказывается скорее путешествием по страницам романа, воссоздающим «узловые» точки, основную канву событий, происходящих с героями на фоне событий исторических. Такие «картины» позволяют следить за сюжетом, охватывающим практически всю человеческую жизнь, не всегда при этом вскрывая мотивации поступков и характер героев, о которых незнакомый с текстом романа зритель будет скорее догадываться. А читавший роман – вспоминать и достраивать в своем воображении.

Трагический финал спектакля – расставание родных людей, смерть Юрия Живаго, прощание со всей прошедшей жизнью — уравновешивается главной мыслью спектакля. Мыслью о том, что человек созидающий – бессмертен. В заключительной сцене сверху спускаются кресты – каждый из действующих лиц получает свой крест как символ своей судьбы. Живаго, он же снова всевидящий автор, обходит это живое кладбище близких людей или случайных встречных, может быть, мысленно обращаясь к каждому из них. Но только у него самого нет креста: он словно растворен в мире вообще и запечатлен в чем-то невидимом – мысли, слове, стихотворении.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Волшебное путешествие (камерная сцена)
А.С. Пушкин
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 55 минут (без антракта)

«Сказка о царе Салтане» продолжает размышления о вечных ценностях, которые мы воспитываем в своих детях: победе добра над злом и тем, что справедливость всегда берёт верх, а жадность и зависть ждёт наказание.

Постановка по Александру Пушкину «Сказка о царе Салтане» (режиссёр - Алексей Ермилышев) приглашает самых маленьких зрителей на камерную сцену. С первых минут просмотра спектакль намекает, что скучать не придётся, - здесь и динамичные пластические рисунки, и мультфильм прямо на декорации, и театр теней, и чревовещание, и летающий над зрителями комар, и преображения артистов из роли в роль прямо на сцене...А прекрасный добрый юмор особенно заинтересует взрослых.

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр театра: 

«Получился целый мультфильм. Он украсил нашу постановку, ориентированную на самых маленьких: огромные корабли ходят перед самым носом у зрителей. Задействуем приём 3D-мэппинга. Спектакль получился волшебным, как вечер, когда для детей читают сказку перед сном. Вообще, в создании сказки много свободы. Законы для сохранения «сказочности» придумали сами и им следуем. Интерактив, который мы приготовили для детей, также вписался в эти рамки, не нарушив атмосферу».

Интересный факт: вязаные элементы костюмов и реквизита принадлежат ловким рукам актрисы театра и засл.арт. РФ Елены Смородиновой, исполняющей в спектакле роль Ткачихи.

СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: «Гвидон носа не подточит: «архдрама» превратила «Сказку о царе Салтане» в 5D-мультфильм»

Премьера состоялась 23 декабря 2018 года

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Сценография, костюмы - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Михаил Юданов 
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Хореограф - Ольга Мурашова
Видеоконтент - Александр Менухов, Сергей Жигальцов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Таисии Бурлаковой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"

Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее