Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера: За цветами в зимний лес

30.12.24
Источник: За цветами в зимний лес

Автор: Елена Ирха

В Архангельском театре драмы новогодняя премьера «Двенадцать месяцев» по пьесе-сказке Самуила Маршака

Не знаю, как современные дети, а советские дети знали эту сказку чуть не наизусть. Одноимённые мультфильм и двухсерийный телефильм показывали по телевизору каждые новогодние каникулы.

В предисловии к одному из книжных изданий автор написал: «В основу этой драматической сказки положены мотивы славянской народной поэзии». Поскольку сказка славянская, то в ней всё было понятное: декабрьский мороз, заснеженный лес, братья-месяцы, одетые в шубы и шапки или в расшитые цветными узорами кафтаны, новогодний костёр, у которого можно погреться хорошему человеку. Словом, что‑либо трудно изменить, если автор Самуил Маршак всё подробно описал в своём произведении, в том числе и кто как одет.

Но в спектакле, который поставил режиссёр Пётр Куртов, действие сказки переносится, допустим, во Францию. Возможно, её рассказывает Шарль Перро. В спектакле в «королевском дворце» – гобелены с единорогами и канделябры, в костюмах героев просматриваются мотивы западноевропейской моды прошлых веков.

Что касается сюжета, то юная Королева, как и положено – капризная и своенравная, чем доставляет немало огорчений Профессору, который никак не может заставить вредную ученицу выучить таблицу умножения.

Образы Мачехи и её Дочки сыграны самым классическим образом. Правда, актрисы уж очень миловидные и в их лютую злость как‑то не верится. Интересно, что Падчерица к ним относится как к своей семье, пытается обнять и радуется, видя их весёлыми. Но они, конечно же, безжалостно отправляют бедняжку в зимний лес за подснежниками.

Там она встречает братьев-месяцев, а это рыцари в полной рыцарской же амуниции, творящие какое‑то заклинание вокруг условного костра (или круглого стола?). Их лица скрыты забралами, и кто из них летние месяцы, кто – зимние, или осенние, или весенние – неясно. Возможно, цветные плюмажи (украшения из перьев) на шлемах это объясняют.

Один только рыцарь Апрель поднял забрало своего шлема перед приглянувшейся ему девушкой и сам оказался прекрасным юношей. Он подарил бедной Падчерице колечко с сияющим камнем. Пусть колечко волшебное, предназначенное для того, чтобы вызволить из беды, но в то же время оно и обручальное. Во всяком случае, так и в пьесе Маршака.

Спектакль яркий, красочный и к тому же музыкальный. Слова песен Маршака – из его же классической пьесы-сказки, а музыку к спектаклю написал Артём Татаринский. Команда, с которой работает Пётр Куртов, постоянная: сценограф – Андрей Тимошенко, он же главный режиссёр театра драмы, художник по костюмам – Ирина Титаренко, художник по свету – Алексей Расходчиков, а вот балетмейстер в архангельском спектакле новый – Елена Кудряшова, педагог по хореографии из Петербурга.

На вопрос, как поставить классическое произведение так, чтобы оно зазвучало свежо и было интересно современному ребёнку, избалованному доступностью любого фильма или мультфильма, Пётр Куртов ответил:

– Да, найти новое звучание, новую форму для классического произведения – задача любого режиссёра. Чем отличаются классические литературные произведения от проходящих? Тем, что заложенные автором идеи всегда актуальны. Главное для режиссёра – эту актуальность «вскрыть», понять, нафантазировать и придать ей новую форму. Можно и на пустой сцене поставить что‑то такое, что зрителю будет интересно, а можно «захламить» всю сцену, а ребёнок-зритель ничего не поймёт. Словом, для сегодняшнего дня задача более чем сложная. Конкурировать с гаджетами сможет только искренность, честное живое общение со зрителем. Надеюсь, у нас это получилось…
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Культурный центр «Фенестра» (Санкт-Петербург)

По мотивам прозы и поэзии А. Милна
Режиссёр - Анна Бессчастнова

Продолжительность - 45 минут (без антракта)

Это очень трепетный и чуткий спектакль об ушедшем в детстве, в которое навсегда остается внутри нас.

Вы знаете, где живёт детство? Оно живёт в Волшебном лесу. Там на ветках деревьев притихли белые пчёлы. Там шаги хрустящие, как вафли. Там тепло сидеть около камина, вдыхая медовый аромат чая. Там в одном маленьком домике днём и ночью не выключается лампа, потому самый лучший на свете медвежонок ждёт, когда ты снова придёшь в Волшебный лес…

Мы действуем по правилам прозы и поэзии Милна и при этом позволяем Винни Пуху и Пятачку остаться игрушками, Лесу - обрести голос, Кристоферу Робину быть обыкновенным мальчиком, а Энни - выйти из тьмы забвения и разделить со зрителями радость существования здесь и сейчас.

Спектакль сопровождается живой музыкой.

Автор инсценировки, режиссёр и художник - Анна Бессчастнова
Композитор - Александра Харинова
Художник по свету - Даниил Мищенко


 

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена и средний формат)
П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии. Участник фестиваля «Детский weekend» (2020 г.)

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика

Информационный портал "Пинежье": В районном центре состоялись спектакли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая


Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее