Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Андрей Петров. О спектакле "Холодец"

31.12.24
Алексей Марусов "ХОЛОДЕЦ"
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова (Абрамовский зал), 2024.
Режиссер - Иван Братушев.

В Абрамовском зале театра построен помост, на который выходит пять дверей по количеству участников спектакля – это коммуналка, причем двери могут открываться по-разному: и традиционно, и как вертушка вокруг своей оси (художник-сценограф – Андрей Тимошенко). Перед сценой натянута бельевая веревка. Выходит старушка, несет в тазике выстиранное белье, развешивает его на веревке, это красные трусы с серпом и молотом и красные же рейтузы – чем не советский флаг (элементы красного еще не раз появятся в костюмах персонажей). В это время на трех экранах вверху демонстрируются кадры, на которых президент Горбачев слагает свои полномочия, а в Беловежской пуще объявляют о ликвидации СССР (художник мультимедиа – Александр Дроздецкий). Слышен удар курантов, бабулька вздрагивает, начинает истово креститься. Это сквозной персонаж представления Нина Акимовна (Нина Няникова, она же художник по костюмам). Бельевая веревка резко обрывается. Кончилась эпоха!

Так начинается спектакль «Холодец», жанр которого определен автором инсценировки и режиссером Иваном Братушевым как социальный калейдоскоп. В программке можно прочитать такие строки: «Колоритные характеры персонажей рассказов Алексея Марусова и их жизненные перипетии как яркие стеклышки калейдоскопа складываются в причудливые картины на фоне эпохи перемен». Как в калейдоскопе меняются образы героев, каждый актер играет по несколько самых разных ролей, моментально перевоплощаясь.

Вот утро в коммуналке: «Каждое буднее утро коммунальная кухня приобретала атмосферу общего молекулярного противостояния». Очередь в туалет, халаты, бигуди, треники с вытянутыми коленками, майки, тайные свидания, препирательства соседей перерастают в потасовку, «резались хлеб и пальцы спросонья, наступали ноги на ноги, сталкивались тазобедрия, ехидно приносились извинения», в общем, «утро проходило и в тесноте, и в обиде». Зазвучавшая с телеэкрана музыкальная заставка передачи «В мире животных» спровоцировала жителей коммуналки на романтический танец (балетмейстер – Анастасия Змывалова).

Но вот одно происшествие привлекает всеобщее внимание: Толика Караваева уличили в краже вареной картофелины из чужой кастрюли. Тут же последовало наказание – целый месяц мыть общий коридор, который «начинался в прихожей, а заканчивался где-то под Туапсе». Итак, главный герой первой части спектакля – опустившийся интеллигент Толик Караваев (Артур Чемакин), резонер, бьющийся «о стену местного непонимания», излишне грамотный, но бедный, а потому горько оплакивающий свою незадачливую судьбу. Крупно заработал он в первый рабочий день на кладбище, куда его пристроил сосед, произнеся жалостливую проникновенную речь над могилой одного из покойных: «Мятежная душа уходит, нам оставляя пустоту». А потом вдохновенно исполнил легендарную песню: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

Следующий герой представления – запойный сантехник Мирон Маслов (Артем Пребышевский) «от осознания безнадежности ближайшего займа» крикнул: «Господи! Не хочу пить! Исправи жизнь мою!» И случилось чудо: сами собой нашлись друг за другом три пятерки. Велико было искушение потратить их на спиртное: то тут, то там мерещились ему заветные бутылки с веселящей жидкостью. Однако невесть откуда взявшееся самообладание взяло верх, и Маслов решается потратить неожиданный Божий дар на покупку кастрюли, на стрижку, на предложение закройщице Райке «коптить небо совместно». Но кардинальные жизненные перемены не последовали, поскольку, чтобы привести мысли в порядок, была приобретена бутылка портвейна, а потом и вторая. И ни к чему оказались ни кастрюля, ни стрижка, ни Райка. От переполняющих его чувств самозабвенно спел Мирон песню о том, «Как мы на чертовом крутились колесе, а теперь оно во сне», сопровождая пение энергичным танцем.

А вот некрасивая девушка Люда по прозвищу «Ничего Страшного» (Анастасия Волченко) с остервенением трижды прокручивает кадры своего выноса из роддома в окружении счастливых родственников, вспоминает о том, как в детстве своим внешним видом распугала в парке белок, поскольку ей «досталось вечное бемольное выражение лица». Как будто слетела к ней с телеэкрана древнекитайская маска с жабой на голове, ставшая когда-то логотипом телекомпании «ВИД», она носит ее на груди, периодически напяливая на лицо. Мечтала Люда стать прокурором, чтобы всех красивых людей посадить в тюрьму, но стала раздатчицей супов в столовке. И тут-то она обрела любовь своей жизни в облике неказистого будьдозериста из Норильска Бориса, признавшегося ей: «Ты большая и добрая, Люд, как мой бульдозер». И побоку тогда томного «Джо Дассена» с плаката с его чувствительной французской песней.

И наконец, главный герой рассказа «Холодец», давшего название всему спектаклю, – живущий на Богом забытой окраине города доморощенный философ, «ревностный апологет минимализма», которого абсолютно устраивает его «индивидуальная безответственность», Жорка Вагин (Евгений Нифантьев). Он решил на свой день рождения приготовить холодец, для чего заказал другу свиную голову: «Примитивизм приготовления макарон заставляет топтаться на месте, а я за развитие». Однако холодец, в конце концов, сварит неутомимая и вездесущая Нина Акимовна, поскольку надо же ее как-то отвлечь от обрушившегося на нее горя вдовства: «Сейчас холодец сварит, а потом движок у моего мотоцикла переберем».

И вот все герои спектакля собрались вместе, чтобы отпраздновать Новый год, – поддерживают друг друга, спасают тарелку пресловутого холодца, поскольку с каждым ударом курантов то один, то другой стремится упасть, как подкошенный: «Но ведь держимся все-таки! Держимся!» А значит, всё будет хорошо. Продержимся еще! Таков вот социальный калейдоскоп.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

Лирическая драма (камерная сцена\средний формат)
Л. Зорин
Режиссёр —  Александр Дубинин


Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта)


Она — студентка консерватории, будущая известная польская певица, он — простой советский парень. Они влюблены, но не могут быть вместе из-за установленного запрета на браки между гражданами разных стран. Это послевоенная история любви, которая, по словам автора, обречена — «потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком…» Но спектакль все же не о государственной машине, а о человеческих отношениях. Потому что в первую очередь от нас самих, от нашего выбора, желания и силы воли зависит, какая судьба будет у нашей любви…


ТРЕЙЛЕР






Премьера состоялась 24 мая 2015 года 


Художественный руководитель проекта, сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко 
Музыкальное оформление — Леонид Лещёв
Световое оформление — Алексей Расходчиков 


Спектакль ведет Полина Савчук

Подробнее
16+
(Абрамовский зал) 
Н. Коляда
Режиссёр — Иван Братушев 

Продолжительность — 1 час 20 минут (без антракта) 

Сюжет пьесы «Венский стул» строится на необычных обстоятельствах, в которых оказались абстрактные он и она. Героев пьесы поместили в комнату, далекую от каких-либо конкретных жизненных реалий и опознавательных знаков. Единственным предметом в пустом помещении оказывается венский стул. Где именно очутились персонажи? Почему это с ними произошло? И чем это для них обернётся? Одноактная пьеса «Венский стул» Николая Коляды рассказывает о мужчине и женщине волей случая встретивших друг друга.

«Довольно сентиментальный сюжет пьесы Николая Коляды мы поместили в жёсткие предлагаемые обстоятельства лабораторного эксперимента, проводимого над двумя людьми. Зрителю мы предложим стать его участниками. А каким образом, что за эксперимент и кто его проводит — узнаете, когда придёте на спектакль. Говорить мы будем, конечно, о любви, о её хрупкости, об одиночестве как «душевной слепоте», не позволяющей порой рассмотреть щедрые подарки судьбы», — рассказывает режиссёр спектакля Иван Братушев.

Режиссёр-постановщик — Братушев И.Н. 
Художник-сценограф — Тимошенко А.Н.
Художник по костюмам — Тимошенко А.Н.
Художник по свету — Расходчиков А.В. 
Музыкальное оформление — Братушев И.Н.

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Премьера состоялась 26 мая 2022 г. 

Наталья Щербакова, член секции критиков СО СТД РФ, театровед, кандидат искусствоведения: «Мне показалось, что вы попытались из этой в общем бытовой пьесы сделать романтическую притчу. Правда, в финале она у вас свелась к любовной драматической версии. Но по движению действия было придумано много интересных вещей. Вы очень доверяете своим артистам. Весь спектакль строится на взаимоотношении артистов, на то, как они обживают достаточно сложные предлагаемые обстоятельства. Все взаимоотношения внутри возникают, потому что каждый из них умеет разбудить свое воображение, поделиться тем, что у него внутри, друг с другом и с воображаемым для них свидетелем. Очень удачно использован прием памяти физических действий. Нам он дает возможность отстраниться от быта и перейти в историю внутреннюю, эмоциональную, человеческую. Актеры прекрасно владеют этим навыком. У вас в театре есть очень хорошая актриса на женские роли с великолепным голосом, хорошей дикцией и с нутром. В спектакле удачное партнерство. Спектакль убедительно построен. За ним интересно наблюдать».

Лилия Немченко, доцент УрФУ, кандидат философских наук, директор международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба»: «…Это была трогательное от части, очень в движении, в динамике постижение друг друга, оттаивание. Прекрасная Татьяна Сердотецкая. У вас настолько часто было ироническое отношение. Мне это безумно понравилось в спектакле. Вадим Винтилов из сначала бунтаря превращается в полностью управляемого. И вроде это поражение. А на самом деле, в логике Коляды это и есть гармония, когда кто-то на время друг другу предлагает, дает возможность, уходит с первой позиции и встает на вторую – и возникает гармоничное единение».

Елена Ильина, театральный критик, координатор фестиваля «Ирбитские подмостки», член жюри международного фестиваля Мартина Макдонаха: «…Замечательные актерские работы, особенно женская. Попадание. Убедителен даже сентиментально бы прозвучавший в других устах текст».

Маргарита Гриня, театральный критик, член жюри творческой лаборатории театра «Человек», постоянный участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка», обозреватель интернет-проекта Maskbook фестиваля «Золотая маска»: «Я очень боялась смотреть спектакль, потому что пьеса очень непростая. Эта пьеса 1991 года, а пьесы Николая Коляды того времени сегодня не получается поставить, трудно понять современным мышлением. Но я боялась зря. Все получилось здорово. Текст мне казался чем-то от Ионеско и Сартра, что необычно для Коляды. Вы оттолкнулись чуть ли не от античности и перешли этапы к экзистенциализму и потом к чисто колядовскому романтическому финалу. На выходе, красиво. Вы вовлекаете зрителя. Я с самого начала поймала себя на мысли, что не хочу помогать героям. Пусть разбираются сами. И это тоже про современную изоляцию нас всех друг от друга. К финалу открыть и отпустить их, когда они нашли друг друга, желание возникает. О декорации: клетка находится внутри театрального пространства. Получается зазор между заточенными и театральностью. Это мне тоже очень понравилось. Они играют друг для друга, чтобы соприкоснуться. Эта игра их сводит. Это получается очень красиво. Жест, когда спичку бросают наружу, будто декларация: мы спалили все вокруг, нам никто не нужен, теперь можем жить и летать – это тоже красиво».

Галина Брандт, профессор Гуманитарного университета, доктор философских наук, театральный критик: «Такой сильнейший символ – в клетке слепые люди. Они прозревают только через друг друга, видят, что они в клетке. Разговоры «Я всегда соглашаюсь» - «А я не буду соглашаться» - сильное начало. Напряжение между внешним каркасом и внутренней чисто человеческой историей, когда у людей постепенно действительно очищаются лица в тот момент, когда они взаимодействуют друг с другом. Сначала их реакция происходит на то, что происходит извне, а затем они начинают быть интересны друг другу. Спектакль переходит в философский план. Текст все время находится в перпендикуляре с действиями, явно происходит игра с совершенно отстраненным от текста действием – за этим возникает очень привлекательная странность. Как здорово, как не по-бытовому решаются вещи, о которых говорится. В этом всем можно жить только в экзистенциальной связи, которая начинает у них возникать. Вроде ты знаешь текст Коляды, знаешь, что в итоге они сольются в полете. Но через такие отстраненные вещи это происходит совершенно по-другому. Сделать интеллектуальный театр из бытовой пьесы – это очень интересная попытка».

*Участник фестиваля «Коляда-plays» в Екатеринбурге (2022 год)

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: «Венский стул» - майская премьера в Архдраме
Пресс-служба театра: «Венский стул»: Вадим Винтилов и Татаяна Сердотецкая о премьере
ГТРК «Поморье»: Сегодня в Архангельском драматическом вновь премьера — «Венский стул»
Пресс-служба театра: Спектакль-эксперимент: премьера «Венского стула» в Архдраме
ИА «Регион 29»: Двое в клетке: архангельский театр драмы попытался превратить мелодраму в антиутопию, но мелодрама всё равно победила
ИА DVINA29: Двое в клетке, не считая стула: в Архдраме поставили «эксперимент» над зрителями
Пресс-служба театра: Екатеринбург увидел "Венский стул" Архангельского театра драмы
"Театральная газета" фестиваля "Коляда-plays": "Мне нравится, что вы мне светите"
"Театральная газета" фестиваля "Коляда-plays": "Что ты сделал с моим детищем?"

Подробнее
18+
(Средний формат)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 3 часа 45 минут (с антрактом)

"СТОЛЕТВМАКОНДО" это спектакль необычный  и во многом экспериментальный. Вслед за происходящим на сцене зритель пройдёт по лабиринту событий, в которых фантазия тесно переплетается с реальностью. 
Масштабное полотно, над которым режиссёр Андрей Тимошенко работает уже давно, поставит перед зрителем вопрос - какое место человек занимает во вселенной?


«Это не психологический спектакль, где в центре внимания  взаимоотношениях между людьми. Это спектакль художественных образов и символов. Это не про город, и не про семью. Но про ту точку во вселенной, где ты находишься», - рассказывает режиссёр Андрей Тимошенко.


«Спектакль оставляет совершенно чудесное ощущение, очень редкое сегодня в театрах, потому что он живой и очень глубокий. Сам художественный язык романа, который является величайшим романом XX века, как мне кажется, передать вообще невозможно на сцене. Каким образом это удалось сделать Андрею Тимошенко, я не знаю. Это такая огромная художественная человеческая и профессиональная победа архангельского театра. Очень важно говорить с человеком сегодня, поднимаясь над бытом, говорить высокопоэтическим, сложным, метафорическим языком», - отметила Елена Дунаева, помощник художественного руководителя по творческим вопросам Театра им. Евг. Вахтангова, заведущая кафедрой искусствоведения института им. Бориса Щукина.


Премьера спектакля состоялась 27 октября 2022 г.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор пьесы, сценографА. Тимошенко
Художник по костюмамИ. Титоренко
Художник по свету — О. Раввич
Режиссер по пластике  — О. Жуковский
Хормейстер — О. Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей


СМИ о спектакле:
Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Спектакль-аттракцион в Архдраме: театральные чудеса против магического реализма" Отзыв Андрея Петрова о спектакле Петербургский театральный журнал: "Разрывная нить запутанного лабиринта крови" Театрал: Маркес на все 360: Архдрама сыграла «СТОЛЕТВМАКОНДО» в Вахтанговском
Mesecube: СТОЛЕТВМАКОНДО: Голова кругом. Дождь и бабочки. Архангельский хроники Макондо
Станислав Соколов: СТОЛЕТВМАКОНДО" Режиссёр — Андрей Тимошенко. Архангельский театр драмы им. Ломоносова
Культура: Архангельский театр драмы впервые в Москве
Культура: В Москве завершились гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова
Театральный журнал: Одиночество по кругу


Подробнее