Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Регион29: «Холодец» с горчинкой: размышления о новогодней постановке

14.01.25
Источник: «Холодец» с горчинкой: размышления о новогодней постановке
Автор: Роман Филковский

Отгремели новогодние кампании в театрах Архангельска. Уже подсчитано количество зрителей и выручка, дети съели конфеты, а взрослые выбросили прошлогодние салаты и отправились на работу. Попробуем рассмотреть общую атмосферу наступившего Нового года на примере одной из постановок Архангельского театра драмы — спектакля «Холодец».

Традиции ставить новогодние постановки «для взрослых» в Архангельске уже не один год. В новогоднюю кампанию 2024-2025 спектакли для старшего поколения показали сразу два главных городских театра: Архдрама и Молодёжный. Судя по некоторым новостям, чтобы не отставать от коллег, с заметным запозданием, свою премьеру с пометкой «18+» в конце января покажет и Театр кукол.

Чем же принципиально отличается «театр для взрослых» от обычного, того, в котором играют условно «обычные» постановки по мотивам Абрамова и Шекспира? Тут сразу стоит выделить ряд отличительных особенностей: употребление героями постановок бутафорского алкоголя, сценами «курения»*, ненормативной лексикой и чёрным юмором. Произведения для таких постановок берутся не самые известные, авторские, от режиссёра, либо производится полная переработка и переосмысление на современный лад классики, как в случае с «Пьяным Шекспиром».

И, пожалуй, всё.

Нельзя сказать, что всего этого нет в «обычных» постановках Молодёжного или Архдрамы: сцены «курения» и употребления бутафорской спиртосодержащей продукции порой мелькают то тут, то там — дело уже почти привычное для зрителей. От осовременивания тоже никуда не деться. Исходя из этого, самым интересным в новогодних «взрослых» спектаклях является общая атмосфера постановки.

Холодец» Архдрамы — грустная лакмусовая бумажка текущего состояния нашего общества. Постановка базируется на рассказе Алексея Викторовича Марусова. Несколько лет назад по ней даже сняли фильм. Книжку с рассказами и характерным заголовком «Юмор из стеклотары» (18+) зрителям Архдрамы предлагали приобрести на входе в зал. Истории короткие, незамысловатые и читаются гораздо быстрее этой статьи.

Жёлтая и тонкая, больше похожая на блокнотик книга не вызвала какого-то знакомого вау-эффекта или трепета. Её не хочется сразу же взять в руки, раскрыть, полистать, немного залипнуть в глубокую мысль и купить. Кегль крупный, рубленные, резкие диалоги и забавные на первый взгляд описания совсем незабавных вещей. Внутри шесть или семь рассказов, четыре из которых без проблем уместились на сцене Архдрамы в полтора часа. Это грубоватая литература, чем-то напоминающая довлатовскую прозу, а местами — работы Чарльза Буковски.

Это вовсе не плохая литература, но будто бы выпадающая из концепции новогоднего чуда, времени перемен, светлого семейного праздника.

Начался спектакль не с «Холодца», а с рассказа «Коммуналка». Оба рассказа максимально депрессивные, хотя активно пытаются это маскировать под слоем безнадёги, бытовухи и чёрного юмора. Где-то встречается ругань, суетливые диалоги, абсурд. Последнее — главное достоинство всех этих историй.

Начинается «Коммуналка» Архдрамы с балета по телевизору. Параллельно зрители слышат речь одного известного экс-телеведущего телеканала НТВ про развал СССР. Заканчивается сцена словами старушки, вывесившей штаны с серпом и молотом на бельевую верёвку: «Всё развалилось». Свет гаснет. Верёвка вместе с красными штанами падает, обнажая историю, подобно рухнувшему «железному занавесу».

Не вникая сильно в имена и истории действующих лиц (их всего порядка 25 во всём спектакле), расскажу максимально коротко: «Коммуналка» это история про психологические травмы старшего поколения, пережившего «лихие» девяностые, коммуналки, грязь, безнадёгу, разочарование в окружающих и себе самих. Всё это в спектакле настолько выкристаллизовалось, что из сопоставимых литературных описаний на ум сразу приходят сцены булгаковской Москвы 20-30-х годов ХХ века или нищий, грязный быт героев Достоевского и уже упомянутые герои из рассказов Сергея Довлатова, но в упрощённом формате.

Первая новелла «Холодца» — «Коммуналка». Образцовая история про падение идеалов.

Главный герой истории — интеллигент, сирота и тунеядец Толик Караваев (роль исполняет актёр Артур Чемакин). В начале рассказа молодой человек упрекает соседей по коммуналке в умении наживаться на чужом горе.

В последствии по блату эти же люди устраивают его работать на кладбище, где юноша раскрывает в себе талант в раздаче лестных и трогательных прощальных речей, для родственников мертвецов, которых лично никогда не знал. Разумеется, за деньги.

Если убрать шутки, то получается история о постепенном отказе от себя. История, где много метафор, глубоких мыслей, сказанных простыми и иногда бранными словами. Заканчивается новелла композицией «Есть только миг» в исполнении Артура Чемакина.

На протяжении всего «Холодца» актёры максимально стараются отыгрывать свои роли. Если их текст где-то и выглядит странно или нескладно, то это из-за особенностей литературного первоисточника. Все они мастерски вжились в историю, неоднократно исполнили музыкальные и танцевальные номера. Более того, каждый из пяти артистов, задействованных в спектакле, исполнил от четырех до пять ролей, главных и второстепенных. Учитывая общий хронологический размер постановки в 1 час 40 минут, артисты полностью перевоплощались каждые 20 минут, при этом не теряя общий темп повествования.

Браво!

Немного непонятно и скомкано на общем фоне выглядит вторая новелла — самая короткая из четырёх. В ней рассказывается про рукастого, но запойного алкоголика Мирона Маслова в исполнении актёра Артёма Пребышевского.

Мирон даёт обещания исправиться и перестать пить. Обещания эти он даёт не абы кому, а самому Богу. Разумеется, эта история тоже заканчивается плачевно. Главный герой предсказуемо срывается. Никакого роста персонажа нет, только замкнутый круг несбыточных обещаний перед самим собой и новый запой.

Тема алкоголизма сквозной нитью проходит сквозь все четыре новеллы «Холодца» и, несмотря на внешнюю комичность, она является смешной лишь с самой грубой натяжкой. Просто напомню: ежегодно от алкоголя погибает порядка 200 тысяч россиян, из которых примерно 42% приходятся на самоубийства, 72% — на убийства. Почти 68% смертей от циррозов печени в России обусловлены алкоголем. Сюда же идут проблемы разводов и жутких трагедий на дорогах страны и т. д.

Алкоголь — это запускающий практически все истории спектакля и книги «Юмор из стеклотары» триггер. Триггер, который в глобальном плане далеко не про шутки, который, к сожалению, пока является исключительной нормой для нашей «взрослой» аудитории.

Но вернёмся к спектаклю. Хочется отметить то, какие фантастические трюки исполняет Артём Пребышевский. Мне было больно смотреть, когда он с грохотом падал с метрового помоста на голый пол, а после сразу же встал, продолжал играть и даже задорно исполнил «Яблочко». А теперь представьте, что так необходимо делать на протяжении нескольких недель новогодней кампании и даже после!

Физическое состояние артистов Архдрамы определённо заслуживает отдельной похвалы.

Третья новелла «Люда «ничего страшного». Единственная история в спектакле, которая своей трогательностью подачи и глубиной задумки, наконец, вызывает безусловную симпатию.

Это вполне типичная история про «гадкого утёнка» — девушку Люду Сорокину, всю жизнь страдавшую из-за своей невыразительной внешности. Именно эта героиня в исполнении артистки Анастасии Волченко вызывает симпатию своим развитием и внутренним ростом, состраданием к ближним. Несмотря на плохое отношение окружающих и появление своеобразного защитного «панциря» в виде маски жуткой телекомпании «ВИД» из 90-х, Люда Сорокина находит свою любовь и уезжает в с бульдозеристом жить в сказочный Норильск.

Стоит отметить, что оригинальный рассказ Алексея Марусова «Люда «ничего страшного»», выпущенный на заре 20-х годов, подробных деталей развития героини не содержит. Стоит предположить, что все лирические сцены являются доработкой режиссёра постановки Ивана Братушева.

Четвёртая новелла — тот самый «Холодец». Что характерно, история вновь играет с темой смерти и потери близких.

По сюжету главный герой (Артур Чемакин) отправляется на день рождения к своему другу философу Жорке Вагину (роль исполняет Евгений Нифантьев). В качестве подарка Жора просит главного героя привезти самую неожиданную вещь — свиную голову.

Как окажется позже, голова была не столько для самого друга, а для его соседки — хрупкой старушки Нины Акимовны, которую в спектакле сыграла актриса Нина Няникова. Акимовна недавно похоронила мужа и сама была на грани. Весь смысл своей вдовьей жизни старушка находит в помощи Вагину. Чтобы поддержать её, он постепенно нагружает пенсионерку различными бытовыми хлопотами. А она и не против. Жора решает поддержать её необычным способом — отвлечь от плохих мыслей готовкой холодца.

Завершается постановка «Холодец» своеобразным стоп-кадром под бой курантов. Сперва, пошатнувшись, едва не падает Нина Акимовна, потом Жорка Вагин, а потом и другие герои истории в образе гостей, приехавших к старушке на Новый год. Все они осторожно, по очереди подхватывают друг-друга и кричат: «Держимся!». В конце вновь начинает играть знакомая всем нам труба — звучит композиция «Есть только миг» Олега Анофриева.

В оригинальной истории этого эпизода тоже не было, ведь главный герой ехал на день рождения друга. Новогодняя часть — это также доработка режиссёра постановки.

По итогу весь «Холодец» слегка горчит. Чёрный юмор этой истории зачастую связан с темой смерти и потери близких. Что характерно, зрители смеялись во время сцены на кладбище (эпизод из «Коммуналки») в которое «лёгким движением руки» превращается злосчастная коммуналка. Смеялись и над нелепой свиной головой.

Чёрный юмор — это прекрасная возможность посмеяться над наболевшим, особенно когда иного выбора просто не остаётся. Театр — это индикатор общественного запроса и актуальных проблем. Видимо, наши зрители так устали от трагических новостей и постоянной близости темы смерти, уже практически посилившейся в наших квартирах и витающей где-то рядом, что в них включился своеобразный защитный механизм. Режиссёры чувствуют подобные вещи, это было отчётливо видно по реакции сидевших в зале людей.

Подводя итог, можно сказать, что «Холодец» — это не слишком праздничная и тем более не новогодняя история, юмор которой оказался пугающе симптоматичен и уместен в Новом 2025 году.

Видимо, в наступившем году действительно остаётся только посмеяться над злой действительностью… И держаться.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее