Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Регион29: «Медведь» и нарты: в Архангельске показали спектакль про СВО

12.02.25
Источник: https://region29.ru/2025/02/11/67ab40c65b90ad963307cf22.html
Автор: Роман Филковский

В новой постановке Архангельского театра драмы встретились древние легенды Кавказа и трагичная история нашей повседневности.

8 февраля на камерной сцене Архангельского театра драмы состоялась премьера спектакля «Медведь» режиссёра Андрея Тимошенко. Явление без малого уникальное. Спектакль повествует о реальном человеке, участнике всё ещё продолжающегося события, развязки которого мы пока не знаем, но о котором однажды обязательно будут рассказывать в кино и учебниках истории. Речь идёт об СВО и его участниках. Автором истории, лёгшей в основу постановки стал директор Архдрамы Сергей Самодов.

История позиционируется театром как «былина нашего времени», что связано с её кавказскими корнями, а конкретно с нартским эпосом, повествующем о богатырях — нартах. Эпос распространён у ряда народов Кавказа, например, у абхазо-адыгских народов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев, а отдельные эпизоды можно встретить у грузин (сванов, хевсуров, рачинцев) и некоторых народов Дагестана. Опираясь на имена героев эпоса, которые у разных народов отличаются, можно предположить, что героем «Медведя» стал уроженец Северной Осетии, в спектакле представленный как — Артур. Имя героя, не вымышленное, образ в некоторых моментах собирательный, хотя у него имеется реальный прототип.

Начинается история с воспоминаний о тяжёлом детстве главного героя, о раннем взрослении, необходимости зарабатывать, чтобы обеспечить семью, живущую без отца. После следует небольшой эпизод с местью обидчикам любимой мамы. После — армия. А потом — месть за друга.

А после идут потеря товарищей, неисчислимые смерти, потрясения, атаки белым фосфором, снова смерти. Полные боли, истории с полей сражений, где «либо ты — либо тебя», мертвецы, которые помещаются в пустую пачку сигарет… Неравная схватка с танком «Абрамс», потеря ноги и письмо неизвестной маленькой девочки: «Дорогой мой друг, я тебя не знаю и, возможно, никогда не узнаю. Но я тебя так люблю». Всё это рассказывается подробно, в деталях и без украшательств.

Женщины плакали, обнимали актёра. Зал аплодировал на протяжении нескольких минут, не прекращая.

Роль Артура в спектакле исполнил Артём Пребышевский. Артист прожил тяжёлую историю, буквально пропустил её сквозь себя, чем вызвал бурный отклик зрителей.

— Это был первый спектакль. Было тяжело, но интересно, потому что в основе истории — настоящая тема. Я там, естественно, не был и не знаю, как это чувствуется изнутри. Как актёр я могу лишь представить, вообразить. Я смотрел хроники, сводки новостей, репортажи военкоров, жестокие видео, потому что в спектакле присутствуют определённые жестокие моменты. Понятно, что зритель может скептически отнестись к тому, что какой-то пацан рассказывает про события, хотя он там даже не был. Поэтому я стараюсь держаться в этой истории немножечко как рассказчик, передавать от третьего лица, а иначе это будет обман. Не знаю, удалось ли уловить дух этой истории. Об этом лучше судить тем, кто там был. Моя задача была донести эту историю, память о настоящих людях — бойцах, мужьях, отцах, детях, — поделился Артём Пребышевский сразу после спектакля.

Роль мамы главного героя в спектакле исполнила артистка Мария Павлова. Образ мамы в повествовании появляется как бы во сне, не в реальном мире, а в воспоминаниях Артура. Это лучшее и самое ценное, что есть у главного героя «Медведя». Это тот светлый собирательный образ матери-одиночки, матери-героини, сильной в быту, но беззащитной перед внешним миром. Образ получился чувственным, тревожным и трепетно любящим. И именно благодаря этому образу и сценографии спектакля, оформленной в виде своеобразной белой коробки, зритель понимает, что происходящее — это тот самый момент, когда главный герой теряет сознание и находится в каком-то ином измерении и «жизнь проносится перед глазами». Это место встречи с воспоминаниями — момент сразу после схватки с «Абрамсом».

Сценическое пространство «Медведя» в целом интересно перекликается с игрой Артёма Пребышевского: вот он, маленький ребёнок, вспоминает, что в его доме детства (самом лучшем на свете!) была коробка любимых солдатиков (их было ровно 47 штук), танк и игрушечное ружьё. А чуть погодя мы видим самого Артура внутри другой огромной коробки — сценической. Происходит настоящая драма — история простого человека, солдатика этой истории, поставленного в непростую ситуацию выбора более могущественными глобальными силами. Благодаря этому мы видим чёткое разграничение эпоса и реальной истории, а спектакль звучит без пафоса и лжи. Он действительно очень прямой и честный. Местами — пугающе честный.

«Медведь» как бы закольцован и заканчивается ровно в том же месте, где и начинается: Артур снова дома, мама снова рядом, пёс снова под столом. Всё, как было в начале. Кажется, что главный герой постановки всё-таки защитил себя, маленького, где-то внутри, сохранил свою внутреннюю целостность.

В спектакле перед зрителем предстаёт своеобразный хэпи-энд, немного искусственный, но трогательный. Автору хотелось бы, чтобы история Артура сложилась именно так. В суровой правде жизни всё сложилось несколько иначе. Прототип главного героя, несмотря на тяжёлое ранение, не вернулся домой, а отправился обратно «за ленточку».

— Артисты очень хорошо отработали, очень профессионально. Для каждого из них это очень событийная роль, я бы даже сказал, судьбоносная. И Артём, и Маша открыли в себе что-то новое. Это была серьёзная работа. Конечно же, они теперь другие. Они выросли на этом спектакле. Я не хотел жалеть зрителей и рассказал им подлинную историю, непричёсанную. Это было сделано, чтобы у людей в зале проявилась эмпатия, чтобы они сопереживали герою, в чьей судьбе много острых моментов. Эти моменты мы могли причесать, но не стали этого делать. Мы были беспощадны к зрителю, чтобы люди услышали подлинную историю. И если у них болит, то пусть болит. Если текут слёзы, то пусть текут, — рассказал о премьере спектакля режиссёр постановки Андрей Тимошенко.

Отдельно стоит выделить игру света и звука в спектакле. Пока они доводятся до конечного, «идеального» вида, чтобы всё соответствовало темпоритму постановки. Однако уже сейчас спектакль имеет своё уникальное звучание, над которым трудился звукорежиссёр и композитор Артём Татаринский. В начале внимание зрителя может очень сильно перетянуть вальс № 19 в А-миноре Фредерика Шопена, однако, если вам доведётся попасть на показ, обязательно обратите внимание на звуковое сопровождение — авторские композиции Артёма, органично пронизывающие практически все основными события истории.

— Главный режиссёр поставил передо мною задачу: «Артём, для спектакля нужна такая тема, что за душу берёт и не отпускает до самого конца». Эта тема проходит красной нитью через всю постановку. Подобное вы могли видеть в постановке «Евгений Онегин». Сначала мы думали сделать её с упором на народные мотивы. Я изучал кабардинские произведения, но в итоге нашлась тема, звучащая лейтмотивом. Народных ноток пока нет, но в будущем, я думаю, они вплетутся ещё, будет маленькая редакция. Спектакль живёт, он может обновляться, — рассказал Артём Татаринский.

Любой спектакль — это живое, каждый раз новое, уникальное прочтение истории. В будущем темы «Медведя» будут дорабатываться и становиться лучше.

И напоследок хотелось бы сказать, что довольно сложно согласиться с возрастным цензом постановки «12+». Да, «Медведя» будут показывать по «Пушкинской карте» пятиклашкам.

Для сравнения: такой же ценз в Архдраме стоит у спектаклей «Вафельное сердце», «Обыкновенное чудо», «Витя+Рыба», «Ревизор» и «Василий Тёркин», «Игра о заячьем тулупчике», по произведению «Капитанская дочка». «Медведь» выглядит значительно взрослее, затрагивает гораздо более серьёзные и даже суровые темы и полностью выпадает из ряда «12+».

Разумеется, подобные вопросы решать руководству театра и его юристам, но стоит просто напомнить, что неловкие прецеденты с показом «суровой правды жизни» подросткам уже случались. Тема очень острая, для многих болезненная и резонансная. Что уж говорить, ведь даже некоторые взрослые со спектакля выходили в слезах…

P. S. После премьерного показа возрастной ценз спектакля всё же было решено повысить до «16+»
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Таисии Бурлаковой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"

Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
16+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр им. Алехандро Валенсио (Москва)
Ф.Достоевский 
Режиссер - Анастасия Крюкова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Однажды одному человеку стало «всё равно» и он захотел умереть. И действительно - то ли умер , то ли уснул. И побывал на неизученной планете , где живут "идеальные" люди, которым не известно ещё грехопадение. Этот рассказ Достоевского будто бы о вере в существование этого идеала. А что если не совсем об этом?

Почему в голову человека приходят мысли о суициде?

Что может спасти человека от ужасного шага? Мелочь ? Случайная встреча на улице? А быть может осознание того, что идеал всё таки невозможен в нашем мире и это нормально?

Подробнее
12+
Музыкально-литературный вечер от актрис Архдрамы


Всё, что только можно придумать о театре – песни, рассказы, басни и стихи современных авторов!
Музыкально-литературный вечер от наших прекрасных актрис подарит вам атмосферу театральной жизни и конечно же, приоткроет кулисы!

Веселиться и хулиганить вместе с вами будут Наталия Латухина, Мария Новикова, Мария Беднарчик, Мария Степанова и Кристина Ходарцевич.


Подробнее