Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Двина29: Архангельский театр драмы представил спектакль «Медведь» по мотивам реальной истории участника СВО

13.02.25
Источник: https://dvina29.ru/arhangelskij-teatr-dramy-predstavil-spektakl-medved-po-motivam-realnoj-istorii-uchastnika-svo/
Автор: Александра Коковина

Пьесу «Медведь» директор театра Сергей Самодов в соавторстве с коллегой Еленой Ильиной написал в рамках лаборатории «Актуальная драматургия по теме СВО» Академии творческих индустрий «Меганом» в 2023 году.

Это одно из двенадцати драматических произведений, которые будут поставлены в десяти городах страны. Все они объединены проектом «СВОи. Непридуманные истории», поддержанным Президентским фондом культурных инициатив.

В основу архангельского спектакля легла история реального человека Артура, который, отправившись в зону боевых действий, потерял ногу. По словам автора, в процессе сочинения пьесы он преследовал несколько целей: не только глубже погрузиться в специальную военную операцию, но и найти героя нашего времени.

«Для меня важно соприкоснуться самому с событиями, которые происходят на Украине. Не через телеграм-каналы и сводки. Как человеку, глубоко изучающему историю, как человеку-аналитику, мне важен первоисточник. Сейчас таким первоисточником стали ребята, которые воевали и реабилитируются после ранений, возвращаются в мирную жизнь», – поделился Сергей Самодов на своей странице «ВКонтакте» после завершения работы над текстом.

Окончательный вариант пьесы, воплощенный на сцене областного театра, претерпел некоторые изменения. По изначальному замыслу героем спектакля должен был стать актер, который примеряет на себя роль Артура. Но в итоге режиссер Андрей Тимошенко трансформировал этот сюжет и представил историю Артура без посредника…

Впервые зрители застают Артура (Артем Пребышевский) еще по ходу рассадки на свои места на камерной сцене театра. Он с помощью большого ножа вырезает из картонной коробки дом с окнами, крышей… Герой сидит в середине конструкции, построенной из белых деревянных досок и напоминающей по форме угол дома. Этот угол наклонен в сторону зрительного зала, что создает впечатление неравномерной осадки фундамента, а метафорически – перекоса жизни героя.

В подтверждение «нестабильности ситуации» звучит объявление о режиме тишины, заменившее привычное для театралов предупреждение об отключении звука в мобильных телефонах. Это настраивает зрителей на еще более тревожный лад.

Визуальное оформление спектакля (сценограф и художник по костюмам – Андрей Тимошенко) дает нам только полунамеки, где именно находится герой. Скорее всего, это его сознание, некое забытье, в которое он впал после рокового ранения. Об этом говорят звуковые эффекты – отдаленные взрывы снарядов и пролетающие самолеты, и световые – яркие вспышки света, пробивающиеся из-под стен угла (художник по свету – Алексей Расходчиков).

На условное чистилище намекает и внешний вид героя. Актер одет в черные брюки и длинную рубашку, на ногах только черные носки. Как будто он сам знает, что мир вокруг него – вакуум, а связь с реальностью он поддерживает только за счет воспоминаний и образов из прошлого, которые приходят к нему.

Самый четкий из образов принадлежит его матери (Мария Павлова). Она единственная, кто является к нему в собственном обличии. Она, кстати, тоже одета только в черные цвета. Особенно бросается в глаза платок на ее голове, делающий ее похожей на носящую траур женщину.

Но, несмотря на такой мрачный образ, все равно она вспоминается герою радостной, заботливой настолько, что кормит настоящими оладьями не только его самого, но и зрителей в зале. Вместе они оформляют свою тогдашнюю реальность – в промежутки между досками угла они втыкают картинки нарисованных домашних животных и деревьев. Именно это олицетворяет для Артура дом, уют, о которых он с трепетом мечтает.

Идиллия разрушается в один момент, когда в дом врываются наркоманы, которым ушедший из семьи отец задолжал деньги. Артур с матерью и старшей сестрой вынужденно покидают дом. Именно тогда герой впервые сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира.

Весь его последующий жизненный путь направлен как будто бы на сопротивление – обстоятельствам, судьбе, самой жизни. Как сам герой признается, он всегда выбирает «самый жесткий вариант». Отсюда, например, и обсценная лексика в его разговоре. А еще беспрекословно – по призыву, жестко – отправляется в армию, меняя при этом черную одежду на форму армии России, которая окончательно делает его воином.

В спектакле проводится параллель между историей Артура и легендой о Сослане – нарте, то есть богатыре, главном герое осетинского эпоса. По сказанию, он был рожден из камня и закален в молоке волчицы. Все его тело было из булата, только колени остались незакаленными, слабым его местом. Разница с Артуром лишь в том, что для Сослана его уязвимость была смертельной, а для нашего героя – нет.

Как признается сам Артур, он ехал на СВО уже мертвым. Особенно ярко это проявляется в его воспоминаниях о смерти одноклассника, видео с пытками которого он получил входящим сообщением. Бесчеловечность, с которой было совершенно это преступление, и последующая его огласка ожесточила героя, привела его в ярость.

Особенно сильно отпечаталось в его памяти то, что садисты прислали видео не только на телефон Артура, но и семье погибшего, в том числе его маленькой дочери. Он проводит параллель с собственной дочерью, которую он видел только один раз за свою жизнь, но при этом позаботился о ней, обеспечив квартирой.

По ходу боевых действий, в которых герой принимает участие, он сталкивается с потерями. В первую очередь это его сослуживцы. Он помнит их всех по позывным – сам он Медведь, а каждого из них ассоциирует с пачкой сигарет, в которых Артур вместе с оставшимися в живых однополчанами собирали ДНК погибших, чтобы доказать, что они реально убиты, а не сбежали. Надо сказать, что в спектакле в память о погибших уроженцах Архангельской области звучат их настоящие позывные, которыми поделились их вдовы.

Самый пик, наивысшая точка трагизма истории Артура – тот самый случай, когда герой получает судьбоносное ранение. Этому предшествует ожесточенный бой, обозначенный в спектакле взрывами снарядов: на актера сверху на веревках падают мешки с землей, которые он режет ножом. А они качаются из стороны в сторону и засыпают героя содержимым.

Но его жизнь не обрывается на этом. Ему является мать, которая спасает своего ребенка от ужасов войны, обнимая и пытаясь успокоить. Они сбивчиво поют песню, а перед ними стоит вырезанный из картонной коробки дом, только уже аккуратный и красивый – символ их простого счастья.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Таисии Бурлаковой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"

Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
16+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр им. Алехандро Валенсио (Москва)
Ф.Достоевский 
Режиссер - Анастасия Крюкова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Однажды одному человеку стало «всё равно» и он захотел умереть. И действительно - то ли умер , то ли уснул. И побывал на неизученной планете , где живут "идеальные" люди, которым не известно ещё грехопадение. Этот рассказ Достоевского будто бы о вере в существование этого идеала. А что если не совсем об этом?

Почему в голову человека приходят мысли о суициде?

Что может спасти человека от ужасного шага? Мелочь ? Случайная встреча на улице? А быть может осознание того, что идеал всё таки невозможен в нашем мире и это нормально?

Подробнее
12+
Музыкально-литературный вечер от актрис Архдрамы


Всё, что только можно придумать о театре – песни, рассказы, басни и стихи современных авторов!
Музыкально-литературный вечер от наших прекрасных актрис подарит вам атмосферу театральной жизни и конечно же, приоткроет кулисы!

Веселиться и хулиганить вместе с вами будут Наталия Латухина, Мария Новикова, Мария Беднарчик, Мария Степанова и Кристина Ходарцевич.


Подробнее