Двина29: Архангельский театр драмы представил спектакль «Медведь» по мотивам реальной истории участника СВО
Автор: Александра Коковина
Пьесу «Медведь» директор театра Сергей Самодов в соавторстве с коллегой Еленой Ильиной написал в рамках лаборатории «Актуальная драматургия по теме СВО» Академии творческих индустрий «Меганом» в 2023 году.
Это одно из двенадцати драматических произведений, которые будут поставлены в десяти городах страны. Все они объединены проектом «СВОи. Непридуманные истории», поддержанным Президентским фондом культурных инициатив.
В основу архангельского спектакля легла история реального человека Артура, который, отправившись в зону боевых действий, потерял ногу. По словам автора, в процессе сочинения пьесы он преследовал несколько целей: не только глубже погрузиться в специальную военную операцию, но и найти героя нашего времени.
«Для меня важно соприкоснуться самому с событиями, которые происходят на Украине. Не через телеграм-каналы и сводки. Как человеку, глубоко изучающему историю, как человеку-аналитику, мне важен первоисточник. Сейчас таким первоисточником стали ребята, которые воевали и реабилитируются после ранений, возвращаются в мирную жизнь», – поделился Сергей Самодов на своей странице «ВКонтакте» после завершения работы над текстом.
Окончательный вариант пьесы, воплощенный на сцене областного театра, претерпел некоторые изменения. По изначальному замыслу героем спектакля должен был стать актер, который примеряет на себя роль Артура. Но в итоге режиссер Андрей Тимошенко трансформировал этот сюжет и представил историю Артура без посредника…
Впервые зрители застают Артура (Артем Пребышевский) еще по ходу рассадки на свои места на камерной сцене театра. Он с помощью большого ножа вырезает из картонной коробки дом с окнами, крышей… Герой сидит в середине конструкции, построенной из белых деревянных досок и напоминающей по форме угол дома. Этот угол наклонен в сторону зрительного зала, что создает впечатление неравномерной осадки фундамента, а метафорически – перекоса жизни героя.
В подтверждение «нестабильности ситуации» звучит объявление о режиме тишины, заменившее привычное для театралов предупреждение об отключении звука в мобильных телефонах. Это настраивает зрителей на еще более тревожный лад.
Визуальное оформление спектакля (сценограф и художник по костюмам – Андрей Тимошенко) дает нам только полунамеки, где именно находится герой. Скорее всего, это его сознание, некое забытье, в которое он впал после рокового ранения. Об этом говорят звуковые эффекты – отдаленные взрывы снарядов и пролетающие самолеты, и световые – яркие вспышки света, пробивающиеся из-под стен угла (художник по свету – Алексей Расходчиков).
На условное чистилище намекает и внешний вид героя. Актер одет в черные брюки и длинную рубашку, на ногах только черные носки. Как будто он сам знает, что мир вокруг него – вакуум, а связь с реальностью он поддерживает только за счет воспоминаний и образов из прошлого, которые приходят к нему.
Самый четкий из образов принадлежит его матери (Мария Павлова). Она единственная, кто является к нему в собственном обличии. Она, кстати, тоже одета только в черные цвета. Особенно бросается в глаза платок на ее голове, делающий ее похожей на носящую траур женщину.
Но, несмотря на такой мрачный образ, все равно она вспоминается герою радостной, заботливой настолько, что кормит настоящими оладьями не только его самого, но и зрителей в зале. Вместе они оформляют свою тогдашнюю реальность – в промежутки между досками угла они втыкают картинки нарисованных домашних животных и деревьев. Именно это олицетворяет для Артура дом, уют, о которых он с трепетом мечтает.
Идиллия разрушается в один момент, когда в дом врываются наркоманы, которым ушедший из семьи отец задолжал деньги. Артур с матерью и старшей сестрой вынужденно покидают дом. Именно тогда герой впервые сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира.
Весь его последующий жизненный путь направлен как будто бы на сопротивление – обстоятельствам, судьбе, самой жизни. Как сам герой признается, он всегда выбирает «самый жесткий вариант». Отсюда, например, и обсценная лексика в его разговоре. А еще беспрекословно – по призыву, жестко – отправляется в армию, меняя при этом черную одежду на форму армии России, которая окончательно делает его воином.
В спектакле проводится параллель между историей Артура и легендой о Сослане – нарте, то есть богатыре, главном герое осетинского эпоса. По сказанию, он был рожден из камня и закален в молоке волчицы. Все его тело было из булата, только колени остались незакаленными, слабым его местом. Разница с Артуром лишь в том, что для Сослана его уязвимость была смертельной, а для нашего героя – нет.
Как признается сам Артур, он ехал на СВО уже мертвым. Особенно ярко это проявляется в его воспоминаниях о смерти одноклассника, видео с пытками которого он получил входящим сообщением. Бесчеловечность, с которой было совершенно это преступление, и последующая его огласка ожесточила героя, привела его в ярость.
Особенно сильно отпечаталось в его памяти то, что садисты прислали видео не только на телефон Артура, но и семье погибшего, в том числе его маленькой дочери. Он проводит параллель с собственной дочерью, которую он видел только один раз за свою жизнь, но при этом позаботился о ней, обеспечив квартирой.
По ходу боевых действий, в которых герой принимает участие, он сталкивается с потерями. В первую очередь это его сослуживцы. Он помнит их всех по позывным – сам он Медведь, а каждого из них ассоциирует с пачкой сигарет, в которых Артур вместе с оставшимися в живых однополчанами собирали ДНК погибших, чтобы доказать, что они реально убиты, а не сбежали. Надо сказать, что в спектакле в память о погибших уроженцах Архангельской области звучат их настоящие позывные, которыми поделились их вдовы.
Самый пик, наивысшая точка трагизма истории Артура – тот самый случай, когда герой получает судьбоносное ранение. Этому предшествует ожесточенный бой, обозначенный в спектакле взрывами снарядов: на актера сверху на веревках падают мешки с землей, которые он режет ножом. А они качаются из стороны в сторону и засыпают героя содержимым.
Но его жизнь не обрывается на этом. Ему является мать, которая спасает своего ребенка от ужасов войны, обнимая и пытаясь успокоить. Они сбивчиво поют песню, а перед ними стоит вырезанный из картонной коробки дом, только уже аккуратный и красивый – символ их простого счастья.