Андрей Назарьев. «Ну, допустим ква» (из анекдота)
24.03.25
Автор: Андрей Назарьев
Посмотрел и не нашёл ни одной читательской рецензии на новогодний спектакль по мотивам Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Возникает вопрос: откуда режиссёр Михаил Кузьмин черпает своё вдохновение для своих постановок. В нас ещё бьётся рефлексия от «Вафельного сердца», не зажил ещё один рубец на сердце от «Обыкновенного чуда», а Михаил Николаевич выдаёт нам очередной ни разу не детский спектакль, в котором хочется плакать. Шучу, всё было под стать новогоднему спектаклю: и снег, и слёзы, и любовь.
Первый раз, как и многие другие, посмотрел с детьми после 1 января. Впечатление было сугубо положительное как домашний оливье на столе 31 декабря или коньяк с директором 1 января в 3 ночи. Сегодня же захотелось посмотреть на детали и диалоги. Скажу сразу: фильм не смотрел, книгу не читал. Чтобы найти такое надо быть Мишей Кузьминым да простит меня режиссёр за такую фамильярность.
В «НПЖ» мы переносимся куда-то в район начала 20 века, как мне показалось. Хотя и некоторые детали могут указывать нам и более поздний период. Одно точно: мы где-то в Great Britain. У которого столица из Ландон. Всё подчёркивает антураж старой доброй Англии (хотя у автора произведения это Шотландия как оказалось): и Кротти (Николай Варенцов), у которого 5 o`clock, и клетка костюма у Крысси (Константин Мокров), и ТВ в норе у Барсука (Александр Субботин). Даже стойка микрофона, за которой пел Хорёк (точнее хорьки), в исполнении Марии Беднарчик, прям из «Великого Гэтсби». Стоить отметить, что Мария в спектакле играет 1 основную роль и ещё кучу вспомогательных. То ещё «сборище» (Барсук).
Действие же спектакля не хуже Архангельска и точечной застройки строительного (практически) монополиста нашего города. «Город алчности» как было сказано главным героем, сидя в тюрьме. Что же случилось такого, что привело его в такое место? Самое простое слово, которое приходит на ум – это мотовство. Получив наследство, Жабс (Артур Чемакин) начинает его проэферивать направо-налево. Девушки, выпивка, азартные игры… Всё это прошло мимо нашего героя. «Автомобильное безумие» - вот что захлестнуло его настолько, что пришлось продать свой «Вишнёвый сад», а точнее землю вокруг, а в дальнейшем и само родовое гнездо. А продав землю, Жабс обрекает своих друзей на проблемы с жилплощадью.
Весь спектакль традиционно адаптирован для внимательного зрителя, родившегося в 80-х: тут тебе и шутки из советских мультфильмов, и уже характерная разнообразная музыка: от свинга до title из «Полицейской академии», от «Голубого Дуная» до The Clash в конце, когда хочется прыгать как будто ты в фан-зоне на квартирнике). «В ногах правды нет как говорят лгуны» шутит кто-то из артистов. Поэтому присядем). Шуток в спектакле очень много и их надо успевать отслеживать. Иначе вас могут «отдать кроликам, а они не будут медлить и церемониться».
Образ положительного, если можно так выразится героя, на мой взгляд, полностью раскрыт Артуром: в начале он как герой Джима Кэрри из «Маски» живёт по принципу «Твори бардак – мы здесь проездом» и лишь после попадания за решётку начинает осознавать что же всё-таки натворил. «Что вы знаете о жизни и о свободе?» - восклицает Жабс на суде. И лишь в банке шпрот, которая является в спектакле универсальной декорацией и может служить как автомобилем, так и лодкой с тюрьмой, к нему приходит понимание произошедшего.
Финал мил и логичен: здесь и подвиг в драке против хорьков, и бокс (мы же в Британии, читатель), и чай с «самыми близкими тебе людьми».
Вот такой театральный пикник с младшими детьми посреди зимы в субботнее весеннее утро!