Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Андрей Назарьев. "Любовь под маской походит на огонь под пеплом" (Карло Гольдони)

31.03.25
Источник: "Любовь под маской походит на огонь под пеплом" (Карло Гольдони)

Театр начинается с вешалки. Но это вы и так знаете. Первый русский театр, основанный Фёдором Волковым, и пьесы итальянского мастера идут вровень друг с другом. Кто такой Гольдони для театра? Это база, фундамент, аншлаг… Равно как и Островский, который пытался его переводить и адаптировать для России, а потом плюнул и решил писать свои. Пьесы старика Карло ставят везде и всюду. Нет Гольдони в репертуаре – считай не театр, а так, студия в местном ДК.

За последние полгода это была уже 3 постановка итальянского драматурга, которые я посмотрел в театрах нашей необъятной. В Ярославле, вроде бы, понятно зачем и почему; в Пскове решили эпатировать публику (они это любят) красотой костюмов 70-х (рецензия здесь). У нас же режиссёр Пётр Куртов пошёл по другому пути, а именно расширить и углубить. При чём углубить так чтобы вырвать самого Гольдони из цепких лап Сатаны (мало ли мастер комедий положений отправился именно туда).

Понятное дело, что непритязательный зритель, который идёт в целом на спектакли венецианского драматурга привык мыслить примерно так: Гольдони-комедия положений-смешно. «Mama mia! Che sciocchezza!*» кричит Пётр, и мы погружаемся в 2,5 часовую трагикомедию, в которой преобладает первое.
Метафору, что «весь мир – театр» знает любой маломальский культурный человек. Продолжение этой метафоры уже для истинных ценителей Мельпомены. «…В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль». В нашем «Слуге» не надо искать комедию. Она прекрасно представлена Константином Райкиным, Натальей Гундаревой и другой россыпью наших «народных». В поморской же версии комедии дель арте зрителю предлагают кому-то снять, а кому-то надеть маску и увидеть, что в жизни героев «радости очень мало»: с одной стороны мы паяцы и Арлекины с ужимками и прыжками, а с другой – настоящими мы становимся только когда их снимаем. Готов ли зритель был увидеть такое? Не все, не все…

Паблик театра Драмы после премьеры пестрил диаметрально противоположными мнениями: кому-то показалось слишком много фаллических символов (спектакль, напомню, 16+), кому-то работа со зрителем (как это и было в театрах эпохи Гольдони) показалась в лучших традициях телеканала ТНТ; кому-то физиология не зашла.. Но театр сегодня – это не традиционное «кушать подано» и выстрел ружья во 2 акте. Классика, как бы не хотели консерваторы и адепты бабушки с колокольчиком, уходит на второй план. Как говорил Макмёрфи в «Пролетая над гнездом кукушки»: «- Но я всё-таки попытался, черт возьми. Я хотя бы попытался.» Вот и Пётр пытается уйти в глубину, а не прыгать по верхам комедии.

Аскетичность декораций – отлично! Мы же в Венеции? Пусть место гондол будут карбасы? Прекрасно, мы же на Севере! Музыки мало? Ничего страшного, значит мы готовы смотреть именно на актёрскую игру. И здесь, конечно, выделяется пластикой главный герой в исполнении Александра Зимина. Он то показывает алфавит, стоя на барабане, то играет милого котика, сидя на коленях хозяйки. Снимая же маску, Труфальдино подобен Бегемоту в последней главе «Мастеры и Маргариты»: «Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире.»

Впрочем не надо думать, что в постановке нет юмора. Конечно, он есть: тут тебе и интермедиа в лучших традициях «Готовим вместе»; и песня, в припеве которой рыбаки 9го ряда дружно хмыкнули («весь твой улов протухнет, если ты холостой»). В спектакле много фраз, которые просто надо слышать, а иногда и чуть-чуть вспоминать советский кинематограф. Здесь тебе и «Гусарская баллада»(Царствие Небесное Ларисе Голубкиной), и «Формула любви». Да я даже нашёл сходство с «Ералашем», когда «я тебе рубль дал? Кефира не было».

Самой сильной сценой, на мой взгляд, стало спасение Беатриче и Флориндо: там и глубина, и свет, и милый юмор. Даже в этой сцене главный герой надевает спасительную «маску»…

Да, возможно ушедшие в антракте скажут друг другу: «Che barba!**», но, повторюсь: современный театр будет всё больше и больше менять привычные для нас образы. Театр точно также выходит из привычной для нас зоны комфорта. Поэтому, дорогой зритель, если ты «маленько застенчивый», то тогда, конечно, можно сходить на «Скупого», а если готов к новизне, то добро пожаловать в наш театр! 100 дукатов тебе и 4 порции риса!

Снимите маски, господа...а то исчезнут ваши лица...

*-Che sciocchezza! - Какая глупость!
**- Che barba! - Какая скука! Скукотища!

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее