Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Двина29: В Архангельске состоялись премьеры двух спектаклей «Завтра была война»

01.05.25
Источник: В Архангельске состоялись премьеры двух спектаклей «Завтра была война»
Автор: Александра Коковина

80-летие Победы в Великой Отечественной войне широко отмечается по всей стране. Концерты, фильмы, памятные акции… Архангельские театры тоже не остались в стороне.

И в Архангельском театре драмы, и в молодежном выбор пал на повесть советского писателя Бориса Васильева «Завтра была война». Только театр драмы обратился к этому произведению впервые, а молодежный представил третью редакцию спектакля, но, разумеется, с новыми артистами.

Одно название в двух разных театрах столицы Поморья в одно время – довольно редкое явление. Да и в целом такая ситуация в драматических театрах Архангельска нетипична. За последние десять лет это было только один раз, когда оба коллектива с разницей в три года представили постановки по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Сейчас очередь дошла до военной прозы.

Линии жизни на школьной доске

Первой архангельские зрители увидели третью версию спектакля художественного руководителя молодежного театра Виктора Панова, в котором роли учеников 9 «Б» класса исполнили студенты, обучающиеся в областном колледже культуры и искусства по специальности «Театральное творчество».

Сначала он поставил этот спектакль в 1980-х годах, тогда еще со своими студийцами. В 2000 году он обратился к повести во второй раз, когда его коллектив уже имел статус государственного театра. В преддверии 80-летия Победы Виктор Петрович третий раз решил поставить историю школьников, чье детство выпало на предвоенное время.

По его мнению, для большей реалистичности подростков должны играть подростки. Поэтому были отобраны десять студентов колледжа 1, 2 и 3-го курсов, один из которых уже состоит в труппе пановцев.

С ними вела работу актриса молодежного театра и по совместительству мастер 3-го курса Наталья Малевинская. В этом есть преемственность: в первой редакции она играла Искру Полякову, во второй – ее мать, а в третьей – осталась, скажем так, за кулисами, выступив в роли режиссера-педагога для молодого поколения.

Сделав ставку на юность исполнителей, их возрастное соответствие ученикам 9 «Б», Виктор Панов вместе с художником Фагилей Сельской выбрали для визуального оформления спектакля типичный атрибут любого класса – школьную доску, шириной и высотой во всю сцену.

Белый мел – пожалуй, главный реквизит этого спектакля. Им герои оставляют следы, пишут то, что считают нужным. Каждый на этой доске чертит рисунок своей жизни. На ней – список учеников, приглашенных на день рождения к одному из учеников Артему Шефферу. На ней – самолет, который Саша Стамескин рисует, мечтая о карьере авиаконструктора. На ней – не дописанная Жорой Ландысом надпись «Завтра была»: конец мы знаем сами.

Герои то и дело открывают и закрывают две створки, за которыми ровно посередине стоит высокое темное зеркало. Это еще один символ – мутного будущего, в котором отражение едва ли можно уловить.

Но таких девушек, как Зиночка Коваленко (Милена Сыч), даже это обстоятельство не пугает. Мы застаем ее крутящейся в неглиже перед зеркалом, когда к ней заходит Искра (Виктория Федосеева). В этой сцене сразу видится разница между девочками: строгая Искра с жесткими чертами лица, которые подчеркиваются заплетенными в тугую косу волосами, и рыжая бесстыжая Зина, слишком рано почувствовавшая себя взрослой. Чуть позже появится романтичная и нежная Вика Люберецкая (Кристина Бутвина), утонченность образу которой придают длинные локоны. Даже в черных фартуках, которые девушки носят поверх школьных коричневых платьев, улавливаются их характеры – у Зины и Вики они с крылышками, а у Искры – на прямых лямках.

Отношения этих трех героинь, история их дружбы выходят в спектакле на первый план, что подчеркивается камерностью зала театрального особняка и близостью действия к зрителям. На эту же идею работает мужская половина 9 «Б». Особенно ярко это видно в школьных сценах, когда юноши становятся высокой стеной за впереди стоящими девушками, которые все примерно одного невысокого роста.

Таким же фоном видится взрослый мир этого спектакля, в котором родителей и учителей играют актеры театра Панова. Но и здесь личные отношения особенно выделяются.

Наиболее яркой парой становятся классный руководитель 9 «Б» Валентина Андроновна (Дарья Тюрикова) или Валендра, как сокращенно называют ее ученики, и директор школы Николай Григорьевич Ромахин (Александр Берестень). Валендра подчеркнуто состарена прической, представляющей собой два валика, похожих на рога, а краснолицый Ромахин, наоборот, молод, но уже потрепан жизнью и, кажется, пристрастием к спиртным напиткам.

Несмотря на свою разность, они существуют в одной школьной системе координат, чего не скажешь про родителей главных героинь – Леонида Сергеевича Люберецкого (Степан Полежаев) и товарища Полякову (Мария Гирс). Насколько близко стоит отец Вики к Зине и Искре, когда те приходят в гости к однокласснице, настолько же далеко находится от дочери товарищ Полякова, ведя с ней диалог о справедливости и советских идеалах. Они словно олицетворение ненавязчивой интеллигентности, выраженной в пространных рассуждениях о поэзии, и безоговорочной, слепой веры в государство, которая все-таки расшатывается при аресте Люберецкого, знакомого ей лично и с хорошей стороны.

И все же эта история не про катастрофу в масштабах страны, а про трагедию учеников отдельно взятого класса, которая пришла к ним не с наступлением Великой Отечественной войны, а за год до нее – с добровольным уходом из жизни одноклассницы. А еще про трагедию взрослых, большая часть из которых не увидела зрелость своих детей и учеников, о чем и говорит Ромахин в самом конце спектакля, вспоминая своих, словно на фото, застывших на сцене девятиклассников, и не сдерживая слез.

В оттенках предстоящей войны

Спустя неделю с премьеры пановцев свет увидел спектакль Архангельского театра драмы. Его режиссером выступил Дмитрий Бурханкин, для которого эта постановка стала первой в нашем городе, но зрителям он может быть знаком по спектаклю «Человек из Подольска» в Северодвинском драматическом театре.

Версия Архдрамы превосходит предыдущую по масштабу – спектакль идет на большой сцене. История перестает быть камерной, рассчитанной на небольшой круг зрителей, какой вмещает зал молодежного театра.

По длительности постановка Дмитрия Бурханкина тоже превосходит: три часа с антрактом против чуть менее двух часов в молодежном театре без перерыва. Поэтому в сценическую версию театра драмы вошло больше событий повести, больше подробностей, которые были опущены в инсценировке Виктора Панова.

Такой глобальный подход созвучен с основной идеей спектакля. История учеников 9 «Б» класса становится аллюзией к советскому строю, советской системе, где даже на школьника собирается картотека, которая станет потом частью «дела».

На первый план в прямом и переносном смысле слова в этом спектакле выходят энкавэдэшники. Их рабочие места – столы, картотечные шкафы, стулья для допрашиваемых – находятся ближе всего к зрительному залу (художник-сценограф – Андрей Тимошенко).

В программке эти двое обозначены как 1-й сопровождающий (Александр Субботин) и 2-й сопровождающий (Игорь Макковеев). Сопровождают они героев от начала и до конца, расследуют какое-то дело. Но какое? Если это самоубийство Вики, то тогда бы они удалились после того, как «не обнаружили состава преступления». Если же это дело Люберецкого, то к чему такой интерес к подростковым переживаниям учеников 9 «Б»?

В данном случае они олицетворяют государственную машину, которая подминает под себя всех и вся – никто не остается в стороне. Только кто-то становится частью механизма, идя на сотрудничество по собственной воле, как это делает Валендра, а кто-то, как директор школы Ромахин, по воле первых.

Основной сюжет развивается за энкавэдэшниками, на возвышающейся платформе, за которой располагается стена дома с дверью и окнами. Развивается нелинейно, с перерывами на комментарии сопровождающих, озвучиванием фраз, вырванных из карточек, составленных на основе допросов героев.

Этот мир поделен на две части: реальная, в которой находятся энкавэдэшники, а вторая – иллюзорная, возникающая благодаря чьим-то воспоминаниям и фантазиям. Отсюда исходит визуальное решение образов героев (художник по костюмам – Ирина Титоренко). В самом начале персонажи предстают одетыми в светлые тона, преимущественно в белые. После ареста Люберецкого – в темно-серые, а после похорон Вики – в траурные черные.

Путь от светлого к темному проходят все герои, не только школьники, поэтому нельзя сказать, что белизной обозначается невинность и наивность детских помыслов, а черным цветом – груз испытаний, свалившихся на них в один миг. Это скорее про восприятие мира и окружающих, на которые еще не успела упасть тень будущих трагедий.

Но в этой реальности, становящей с каждой минутой все более жестокой к героям, находится место комизму, который порой возникает в отношениях между персонажами. Например, два антипода Валендра (Елена Смородинова) и Ромахин (Александр Дубинин) впервые появляются перед нами в зрительном зале. Директор, осматривая здание новой для него школы, будто бы убегает от своей преследовательницы, которая кажется просто злой училкой, а не тираном, держащим в ежовых рукавицах всех учеников.

Такой же парой выступают Люберецкий и товарищ Полякова. Дмитрий Беляков в образе отца Вики больше похож на несбывшегося актера или поэта, чья душа рвется в творческий полет. Именно поэтому в его пластике возникают характерные для начинающих чтецов стихов всплескивания руками. В то же время Нина Няникова в роли товарища Поляковой, наоборот, старается показать жесткость своей героини, подчеркивая при этом ее мужиковатость. Заочная встреча этих двух противоположностей происходит во время второго пребывания Искры в гостях у Вики, когда каждый, стоя со стороны своей дочери, читает стихотворение: он – Есенина, а она – Маяковского.

Различие девочек тоже строится на внешних данных молодых актрис. Искра Анастасии Волченко – непосредственная, несколько несуразная, как примерная ученица – с двумя косами из-за ушей. На ее фоне Вика в исполнении Екатерины Зелениной кажется фарфоровой куклой – меняющей элегантные платья и с идеально уложенными локонами.

Эти две девочки, живущие в разных мирах, сталкиваются совсем ненадолго, чтобы дать друг другу то, чего не хватает, а потом навсегда расстаются. С Викой 9 «Б» класс расстается первой, но впереди их ждет еще много таких прощаний навсегда.

В этой сценической версии повести Бориса Васильева в отличие от книги все главные герои погибают. Об этом мы узнаем из последней сцены, когда герои снимают свои черные пальто и плащи и остаются в разноцветных платьях и рубашках, которые они бы могли носить, живя в другое, мирное время.

Такой психологический прием подчеркивает масштаб трагедии, ставшей главной для советского народа. И в особенности для молодого поколения, которое ценой своей жизни сделало былью не сказку, как поется в «Марше авиаторов», а победу над фашизмом, не узнав при этом, по словам Люберецкого, ни молодости, ни старости.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее