Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Андрей Жданов: Чудить изволите?

03.05.25
Волшебник обречён жить вечно. Большую часть своего бесконечного существования Волшебнику, по-видимому, скучно, поэтому он развлекается (развлекает себя) так, чтобы его проняло наверняка. К примеру, на сцене областного театра, презирая все общепринятые нормы и безо всяких предупреждений о возможном вреде демонстрации курения, – Волшебник закуривает и смачно курит, – курит с оттягом, выдыхая дым в лицо собравшимся. Ещё не прозвучали его слова о том, как вот уже 15 лет он любит свою (очередную в его бесконечности бытия?) жену, ещё и действие по-настоящему не началось, но я, как зритель, как гость театра с билетом за 1400 рублей, – так вот я, наблюдая эту самодовольную харю, выдыхающую мне в лицо табачный дым, понимаю, что передо мной редкостный мерзавец. И ожидать от него нужно только мерзостей – но, согласно пьесе, упакованных «сказочно красиво», с возвышенными словами, благородными намерениями (чем там вымощена дорога в ад?) и прочими «чудесами», низведёнными до разряда «обыкновенных».

То, что для нас, простых смертных, является чудом, для такого самодовольного, пускающего дым и обречённого на вечность бытия Волшебника, – это обыденное, обыкновенное дело, а потому и чудить можно, чтобы развлечь себя и свою такую милую жену, – чудить можно так, чтобы обречённые на счастье искали для себя смерти, короли и министры добровольно и в полном осознании, что они делают, шли в услужение хапуге, чтобы в момент, когда влюблённые слились в поцелуе, в них целился охотник…

Короче, Волшебник ещё ничего не произнёс со сцены, – он просто наслаждался демонстративным курением в общественном месте, – но этих первых молчаливых минут спектакля мне хватило, чтобы понять, что за сволочь этот Волшебник [прошу Дмитрия Белякова не переносить эту оценку героя пьесы на себя, как личность].

В пьесе Евгения Шварца, да и в спектакле Михаила Кузьмина, есть Король, Министр-администратор, Первый министр, Принцесса, Хозяин горного отеля – то есть присутствуют люди, казалось бы, наделённые властью. Сюжет пьесы заставляет нас верить, что поступками Короля управляют его давно усопшие предки, передавшие Королю дурные гены и ещё более дурные привычки, – вот Король и чудит, потихоньку скатываясь в деменцию [Александр Дубинин показывает это мало того, что психологически – психиатрически достоверно; 30 апреля на спектакле именно его актёрская работа вызвала крики «браво» из сердца зрительного зала].

Да, по ходу пьесы создаётся впечатление, что двором рулит хапуга Министр-администратор, но парень быстро теряет чувство меры, и зритель видит, что, по сути, не он распоряжается людьми и деньгами – а им распоряжается его алчность, которая в итоге до добра-то парня и не довела.

Казалось бы, такая решительная и дерзкая Принцесса, взращённая отцом-королём в атмосфере любви и потакания, – Принцесса, которой зритель должен сочувствовать, «ведь девочка же влюблена», – но разве такой размазне, сбегающей вон со двора при первом же случае, когда любовь пошла не так, как ей хотелось бы, – разве такой, простите, «простоволосой наследнице» можно поручить трон и королевство? Она же чуть что не так – либо в бега, либо искать смерти…

При виде столь нервной девки просыпается гордость за наших истинных «прынцесс», берущих трон, власть и ответственность за государство «лёгким движением руки» (я про Анну Иоанновну, Елизавету Петровну и далее по списку). Понятно, что шварцовская принцесса «не настоящая», понятно, что это «аллегория», «сказка», но поведение этой девицы, как говорили в годы моей молодости, «не должно служить примером для подрастающего поколения». Нас воспитывали на пушкинской Татьяне Лариной )))

Но если отойти от шуток про поколения и воспитание, – в пьесе и в спектакле «Обыкновенное чудо» есть только один персонаж, который там всем реально управляет. И это – Волшебник. Поведение Короля, поведение Принцессы, – я уж молчу про Медведя, – это всё причуды Волшебника, который задаёт направление карете Короля, засыпает снегом гостиницу, который сталкивает Эмиля и Эмилию (правда, в данном случае, сталкивает в нужное время и в нужном месте), подгоняет «под роковой поцелуй» Охотника, которому для рекорда нужен как раз сотый убитый медведь… Волшебник чудит – чтобы развлечь свою Жену, – и героиня Марии Беднарчик принимает-таки правила игры. В самом начале действия она ещё пытается оставаться человеком: искренне возмущается изуродованными курами и цыплятами, женщина в ужасе от предначертанной судьбы Медведя, – но в итоге её бдительность будет усыплена и накрыта белой простыней, какой накрывают в морге труп…


Я не вижу в пьесе Шварца, ставшей «всенародно любимой» благодаря постановке Марка Захарова (1979), никакой романтики, никакой человечности и не слышу там никакого «гимна любви». Понятно, что режиссёру Кузьмину (даже если Михаил этого и не планировал) приходится бросать вызов Захарову, Янковскому, Миронову, Леонову, Купченко, Васильевой…, Геннадию Гладкову с его музыкой, – ведь мы, зрители, идём в Архангельский театр драмы с уже сформированными установками, хочешь не хочешь, а сравнивать приходится, куда от этого денешься?

Тем не менее альтернатива выстроена, «прецедент создан». Порой с абсурдными решениями типа «свадебного стола с хрусталём», по которому топчутся в обуви и «душевно сближаются», стараясь не повредить посуду, – но, когда видишь главное, неразбитая посуда в эпоху душевных потрясений, это мелочь. Хотя и заметная.

Как доцент кафедры культурологии, читающий студентам курс управления, в очередной раз должен отметить, что под руководством Сергея Самодова Театр драмы вышел на невиданный мною ранее уровень зрительского принятия. Билеты на «Обыкновенное чудо» на дату 30 апреля были подарены коллегами по редакции журнала ''Magazine'' Татьяной Даниловой и Еленой Архипченковой – за два месяца до спектакля, 23 февраля! Это считается у нас крутым подарком – билет в Театр драмы! Зал был битком, и четыре часа спектакля зритель выдержал легко – мы привыкли к неспешным, детальным, сложным по сценографии и философски насыщенным представлениям. Очень приятно это осознавать, признавать и декларировать.

Не все режиссёрские решения мне понятны – но я хожу в театр не только за «хлебом» (в буфет) и не только за зрелищем. Мне ещё приятно и размышлять, когда наблюдаю чужую игру и чужое прочтение знакомых мне текстов. И режиссура Кузьмина выявила для меня то, на что я раньше не обращал внимания, – на стремление Волшебника стать исполняющим обязанности Создателя. Самое невинное, что он сделал, – прекратил дождик. Но всё остальное, что он начудил в этом «обыкновенном», в его представлении, «чуде», – это не про любовь. А про то, как учить людей убивать в себе любовь.

Другое дело – логика самой Любви, которая не подвластна волшебным чарам. И тот эксперимент «в духе Фрёйда и Ницше», что ставит по ходу пьесы Волшебник, это рассказ не про любовь, «которая всё преодолеет», а про намеренные препятствия, которые создаются «ради развлечения» скучающим демоном, изображающим из себя мудрого хозяина и заботливого мужа.

И чтобы никто не понял, кто является главным злодеем пьесы, на первый план выводят Министра-администратора, трусливого воришку, которому двор и свита сдались на том лишь основании, что сменилась привычная обстановка, и в пути никто лучше его не мог добыть пропитание и жильё для прочих дармоедов:

«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь, жду».

А вот фразу, которая считается «вершиной» философии данной пьесы, –

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны», –

можно прочесть и иначе:

«Слава храбрецам, которые осмеливаются жить, зная, что всему этому придёт конец».

И только тот, кто живёт так, будто он бессмертен, может позволить себе истинные безумства – ведь за его безумства своими жизнями и смертями будут расплачиваться другие.

Всём участникам спектакля – низкий поклон за любовь к искусству.

Источник: https://vk.com/@andreyjurich-chudit-izvolite

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее