«Поэт и смерть» — история Бориса Пастернака на камерной сцене Архдрамы
01.02.22
На создание спектакля «Поэт и смерть» авторов вдохновила постановка «Доктор Живаго» — премьера, открывшая 89 театральный сезон в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова. Для Архдрамы «Поэт и смерть» станет новым опытом работы в непривычном формате. «Любой человек испытывает потребность в поэзии, хотя иногда он этого даже не подозревает. И у зрителя сегодня есть потребность в театре поэзии», — отмечает главный режиссёр театра Андрей Тимошенко.
«Это уже вторая работа основанная на творчестве Бориса Пастернака. Ее можно назвать продолжением размышлений о жизни и смерти Юрия Живаго. Герой в спектакле ведёт беседу со смертью исключительно языком поэзии, прозой говорит Смерть. Спектакль по своей структуре напоминает оконное стекло в морозное утро — это узор мыслей, слов, ощущений и красоты», — рассказывает автор инсценировки Дмитрий Беляков.
Спектакль будет строиться на диалоге двух героев — Поэта и Смерти. Их разговор станет исследованием жизни в самых тонких и чувственных её проявлениях, проводником в котором станет поэзия.
«Смерть не знает, что такое жизнь: у неё нет чувств и эмоций, она не ведает, что такое запахи, ощущения, прикосновения. Это пограничное состояние перехода между бытием и небытием. Холодная и властная она приходит, чтобы забрать очередного человека. Но Поэт вступает с ней в диалог и рассказывает о жизни. Он создаёт настолько мощные образы, что она заинтересовывается и начинает испытывать эмоции. Поэзия — это рассказ о жизни. Это то, что помогает нам оставаться людьми, понять, что самые простые вещи в этом мире и есть самые ценные. Это настолько мощная сила, что она даже смерть может заставить чувствовать», — комментирует режиссёр Андрей Тимошенко.
На сцене зритель увидит всего двух актёров. Дмитрий Беляков будет играть поэта Бориса Пастернака. А всех остальных людей, которые отравляли жизнь писателя воплотит на сцене Мария Беднарчик. «Смерть — это не стереотипная «смерть с косой». Это проявление смерти в разных людях, которые ненавидели Пастернака и которые по частичке его убивали», — Андрей Тимошенко.
«Мы решили, что голоса у смерти как такового нет. В спектакле мы пользуемся голосами современников Бориса Пастернака. Документы, которые мы отобрали для постановки, написаны сухим канцелярским языком. Но внутри их чувствуется отношение и эмоция, которые закладывал пишущий эти строки. Когда пытаются свой гнев, раздражение, ненависть спрятать за какими-то громкими политическими высказываниями. Мы пытаемся вскрыть то, что на самом деле стоит за красиво изложенными словами», — отмечает актриса Мария Беднарчик.
Главной сложностью и интересом при работе над постановкой «Поэт и смерть» стало то, что в нём нет чёткой драматургической основы — пьесы, на основе которой создавался бы спектакль. Всё, что будет показано на сцене, рождается из сплава фантазии и ощущений от творчества Пастернака.
«Этот спектакль для того, чтобы думать, воспринимать, настраиваться на волну образов, которые будут возникать. Это как запахи. Они пробуждают в нас воспоминания и цепляют за собой целую цепочку образов. Зрителям, как мне кажется, нужно настроиться на то, чтобы воспринимать этот спектакль именно на уровне ощущений и внутреннего отклика», — Мария Беднарчик.
Премьера спектакля состоится 17 февраля на камерной сцене Архдрамы. Билеты уже в продаже на сайте и в кассе театра.