Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Как слушать классическую музыку и смотреть балет с детьми?

08.06.22
14, 15 и 16 июня на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова пройдут гастроли Детского музыкального театра имени Наталии Сац, ставший первым в мире профессиональным театром оперы, балета и симфонической музыки для детей.

Он носит имя своего основателя театрального деятеля, публициста, драматурга, педагога и первой в мире женщины — оперного режиссёра Наталии Ильиничны Сац. Она была активным популяризатором музыкального искусства для детей и стала основателем и руководителем шести детских театров. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в Архангельске покажут три балета: «Шахерезада. Шопениана. Половецкие пляски», «Стойкий оловянный солдатик» и «Три поросёнка». Чтобы вы смогли подготовиться к просмотру этих спектаклей, мы попросили музыковеда, преподавателя теоретических дисциплин Архангельского музыкального колледжа, заслуженного работник культуры РФ Елену Преловскую поделиться с нами рекомендациями о том, как слушать классическую музыку с детьми.

BALETY_RUSSKIH_SEZONOV._Foto_Elena_Lapina_27.jpg

Обратите внимание на звук
Попробуйте реагировать на звуки, как если бы они были частью музыкального произведения. Тихий гул холодильника, удары пальцев по клавиатуре, трепетание жалюзи – любые звуки, если уделить им внимание, покажутся по-своему красивыми и могут сложиться в странную композицию. Тренируя звуковую чувствительность, вы начнете замечать в музыке больше нюансов.

Обратите внимание на время
Музыка живет во времени как человек. Это их объединяет сильнее, чем человека с другими видами искусства. Музыкальное произведение — сходно с жизнью, у которой есть начало , развитие, кульминация и завершение-итог. Можно слушать музыку как рассказ о жизни человека с ее вершинами и неудачами, повторами и зависаниями.

Не ищите того, чего нет
Старайтесь слушать музыку такой, какая она есть, не надеясь услышать в ней то, что вам хочется. Это «жизнь» другого человека. Но, разумеется, отнеситесь к этому человеку доброжелательно, или на худой конец, нейтрально. Это позволит вам оценивать и сравнивать произведения разных стилей, культур и эпох. Ваш кругозор значительно расширится.

1F6A0632.jpg

 Что обычно находится внутри музыки?

Это можно понять, задумавшись о том, зачем в течение тысячелетий человечество бережет и развивает музыку. Вероятно содержание и значение ее очень ценно. В чем именно скрыта ценность музыки?
1. В выражении человеческих чувств. Человек очень дорожит своими переживаниями, бережет их, помнит и делится с окружающими. Музыка — одно из главных хранилищ человеческих эмоций, выраженных в звуках (мы тоже плачем, смеемся, эмоционально говорим, возмущаемся, кричим в гневе или радости). Можно попробовать услышать в музыке эмоциональный рассказ о чувствах.
2. В изображении картин природы или событий человеческой жизни. Такая музыка всегда подскажет картинку — в ней зазвучат подражания журчанию воды, лаю собак, громовым раскатам, речи человека.
3. В выражении высоких философских мыслей о жизни, о логике, о построении Вселенной и т.д. Такая музыка звучит как неторопливый, почти безэмоциональный рассказ, мысль развертывается постепенно, как математическая формула. Она непроста для восприятия, но восхищает своей серьезностью и грандиозностью. Можно представить, что вы наблюдаете огромное и сложное архитектурное сооружение, вы разглядываете детали конструкции одну за другой и восхищаетесь мастерством создателей. Таковы многие сочинения Баха, Бетховена, Шостаковича…


 Что вы получаете от музыки?

Когда начинаете ее понимать — вы получаете множество бонусов:
- эмоциональный контакт с автором и исполнителем, которые могут оказаться очень интересными людьми и расширят ваши знания о мире;
- психологическую помощь в сложных жизненных ситуациях. Музыка, полная радости может «сбить» депрессию, печальная посочувствует вам, облегчит нервную нагрузку, серьезная — включит мозг и вы поймете, что огорчаться бессмысленно, а решение проблемы совсем рядом;
- отдельную пользу оказывают музыкальные звуки как вибрации. Недаром на Востоке поют и слушают мантры, они оказывают благотворное воздействие и на психику, и на весь организм человека.

5.jpg

 Стоит подключить информацию
Чтобы лучше проникнуть в тайну понимания музыки, стоит подключить немного информации. Особенно это помогает детям. Сообщите им немного интересных фактов из жизни композитора и они могут почувствовать в нем своего друга или недруга, но заинтересованность появится. Во многих произведениях есть и сюжеты. Их можно нарисовать или разыграть в сценке и сопроводить музыкой. Понимание произойдет естественно в форме игры.

 Можно посмотреть и послушать
Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно! Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики. Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

 Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

1F6A0087.jpg
 По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится о Балете

 Здесь к языку звуков добавляется язык тела, который человек понимает с самого раннего детства.

 Балетные сюжеты, как правило, не сложные. Перед спектаклем советуем в любом случае обзавестись программкой, почитать либретто (литературную основу балета) или просто краткое содержание в интернете. Даже если история вам давно знакома, композитор мог немного изменить сюжетные перипетии или просто базироваться на другом первоисточнике. Зная сюжет, вам будет легче интерпретировать движения артистов.

 Происходящее в классическом спектакле, скорее всего, будет доступно вам на интуитивном уровне. В балете бывают, так скажем, проходные танцы, которые никак не влияют на сюжет. Например, в "Щелкунчике" во втором действии испанская, арабская, русская, китайская куклы общаются с главными героями своими самостоятельными сольными и дуэтными номерами, которые как бы приостанавливают события. Чтобы не запутаться в ходе действия, почитайте программку перед спектаклем.


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее