Как слушать классическую музыку и смотреть балет с детьми?
Он носит имя своего основателя театрального деятеля, публициста, драматурга, педагога и первой в мире женщины — оперного режиссёра Наталии Ильиничны Сац. Она была активным популяризатором музыкального искусства для детей и стала основателем и руководителем шести детских театров. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в Архангельске покажут три балета: «Шахерезада. Шопениана. Половецкие пляски», «Стойкий оловянный солдатик» и «Три поросёнка». Чтобы вы смогли подготовиться к просмотру этих спектаклей, мы попросили музыковеда, преподавателя теоретических дисциплин Архангельского музыкального колледжа, заслуженного работник культуры РФ Елену Преловскую поделиться с нами рекомендациями о том, как слушать классическую музыку с детьми.
Обратите внимание на звук
Попробуйте реагировать на звуки, как если бы они были частью музыкального произведения. Тихий гул холодильника, удары пальцев по клавиатуре, трепетание жалюзи – любые звуки, если уделить им внимание, покажутся по-своему красивыми и могут сложиться в странную композицию. Тренируя звуковую чувствительность, вы начнете замечать в музыке больше нюансов.
Обратите внимание на время
Музыка живет во времени как человек. Это их объединяет сильнее, чем человека с другими видами искусства. Музыкальное произведение — сходно с жизнью, у которой есть начало , развитие, кульминация и завершение-итог. Можно слушать музыку как рассказ о жизни человека с ее вершинами и неудачами, повторами и зависаниями.
Не ищите того, чего нет
Старайтесь слушать музыку такой, какая она есть, не надеясь услышать в ней то, что вам хочется. Это «жизнь» другого человека. Но, разумеется, отнеситесь к этому человеку доброжелательно, или на худой конец, нейтрально. Это позволит вам оценивать и сравнивать произведения разных стилей, культур и эпох. Ваш кругозор значительно расширится.
Что обычно находится внутри музыки?
Это можно понять, задумавшись о том, зачем в течение тысячелетий человечество бережет и развивает музыку. Вероятно содержание и значение ее очень ценно. В чем именно скрыта ценность музыки?1. В выражении человеческих чувств. Человек очень дорожит своими переживаниями, бережет их, помнит и делится с окружающими. Музыка — одно из главных хранилищ человеческих эмоций, выраженных в звуках (мы тоже плачем, смеемся, эмоционально говорим, возмущаемся, кричим в гневе или радости). Можно попробовать услышать в музыке эмоциональный рассказ о чувствах.
2. В изображении картин природы или событий человеческой жизни. Такая музыка всегда подскажет картинку — в ней зазвучат подражания журчанию воды, лаю собак, громовым раскатам, речи человека.
3. В выражении высоких философских мыслей о жизни, о логике, о построении Вселенной и т.д. Такая музыка звучит как неторопливый, почти безэмоциональный рассказ, мысль развертывается постепенно, как математическая формула. Она непроста для восприятия, но восхищает своей серьезностью и грандиозностью. Можно представить, что вы наблюдаете огромное и сложное архитектурное сооружение, вы разглядываете детали конструкции одну за другой и восхищаетесь мастерством создателей. Таковы многие сочинения Баха, Бетховена, Шостаковича…
Что вы получаете от музыки?
Когда начинаете ее понимать — вы получаете множество бонусов:- эмоциональный контакт с автором и исполнителем, которые могут оказаться очень интересными людьми и расширят ваши знания о мире;
- психологическую помощь в сложных жизненных ситуациях. Музыка, полная радости может «сбить» депрессию, печальная посочувствует вам, облегчит нервную нагрузку, серьезная — включит мозг и вы поймете, что огорчаться бессмысленно, а решение проблемы совсем рядом;
- отдельную пользу оказывают музыкальные звуки как вибрации. Недаром на Востоке поют и слушают мантры, они оказывают благотворное воздействие и на психику, и на весь организм человека.
Стоит подключить информацию
Чтобы лучше проникнуть в тайну понимания музыки, стоит подключить немного информации. Особенно это помогает детям. Сообщите им немного интересных фактов из жизни композитора и они могут почувствовать в нем своего друга или недруга, но заинтересованность появится. Во многих произведениях есть и сюжеты. Их можно нарисовать или разыграть в сценке и сопроводить музыкой. Понимание произойдет естественно в форме игры.
Можно посмотреть и послушать
Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно! Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики. Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится о Балете
Здесь к языку звуков добавляется язык тела, который человек понимает с самого раннего детства.
Балетные сюжеты, как правило, не сложные. Перед спектаклем советуем в любом случае обзавестись программкой, почитать либретто (литературную основу балета) или просто краткое содержание в интернете. Даже если история вам давно знакома, композитор мог немного изменить сюжетные перипетии или просто базироваться на другом первоисточнике. Зная сюжет, вам будет легче интерпретировать движения артистов.
Происходящее в классическом спектакле, скорее всего, будет доступно вам на интуитивном уровне. В балете бывают, так скажем, проходные танцы, которые никак не влияют на сюжет. Например, в "Щелкунчике" во втором действии испанская, арабская, русская, китайская куклы общаются с главными героями своими самостоятельными сольными и дуэтными номерами, которые как бы приостанавливают события. Чтобы не запутаться в ходе действия, почитайте программку перед спектаклем.