Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

ИА DVINA29: Человеческие комедии: в Архангельске прошли гастроли театра Маяковского

06.06.22
Автор: Александра Коковина
Источник: https://dvina29.ru/v-arhangelske-proshli-gastroli-teatra-majakovskogo/

На прошлой неделе Архангельский театр драмы на своей сцене очередной раз принимал гастроли. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в столицу Поморья приехал Московский академический театр имени Вл. Маяковского. Архангельск стал одним из городов, в которых театр показал свои спектакли в рамках празднования 100-летнего юбилея.

Пять лет назад прославленный коллектив уже приезжал в наш город. Тогда северяне могли посмотреть спектакли «Женитьба» по Николаю Гоголю и «Плоды просвещения» по Льву Толстому. В этот раз театр Маяковского тоже привез две комедии: «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова и «Школа жен» по Ж.-Б. Мольеру.

Семейное дело Сарафановых

Пьеса советского драматурга Александра Вампилова известна в большей степени по знаменитому фильму Виталия Мельникова, снятому в 1975 году. Звездный состав актеров и Прелюдия № 5 Сергея Рахманинова – пожалуй, то, с чем в первую очередь ассоциируется «Старший сын». Перед режиссером Анатолием Шульевым стояла непростая задача – сделать свой, непохожий на полюбившуюся многим кинокартину спектакль, но не потерять искренности, которой пронизана история.

На сцене выстроена из полупрозрачных окон буквой П арка. Она и вокзал железнодорожной станции, и квартиры Макарской и Сарафановых, и просто дворы и улицы небольшого городка. Это пространство-трансформер: двери то открывают, то закрывают проход под аркой, превращая его в глухую стену. Такая условность позволяет менять место действия без особых усилий и сложных перемещений.

Сюжет пьесы режиссер оставил без существенных изменений. Двое незадачливых ловеласов Владимир Бусыгин и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва по стечению обстоятельств опаздывают на электричку и остаются в неизвестном им маленьком городке Новомыльниково. Случайно увидев на улице местного музыканта Сарафанова и узнав его имя, они решают наведаться в его квартиру, чтобы погреться. Там Сильва в шутку представляет Бусыгина как старшего сына музыканта.

Евгений Матвеев в роли Бусыгина все время как будто сломлен. Даже при первом появлении на сцене он скован. Ему некомфортно от лжи своего приятеля, которую он должен поддерживать, множить. Когда дело принимает серьезный оборот, он становится еще более напряженным, чего не скажешь о Сильве.

Всеволод Макаров в этой роли развязен, расслаблен. Все он делает будто полушутя – этакий Казанова. Когда речь заходит о женщинах, он выставляет ногу вперед, согнув ее в колене, и раскачивается вперед-назад, тем самым показывая, что готов ко всему.

Два приятеля – два антипода. Один собран и мрачен, другой – беззаботен и вульгарен. Но, проникнув в дом Сарафановых, соврав младшему сыну Васеньке об их родстве, они в какой-то момент играют за одну «команду».

Их цель – втереться в доверие к другой «команде» – Сарафановым. Глава семьи Андрей Григорьевич в исполнении Игоря Костолевского – истинный интеллигент. С гостями он учтив и вежлив. В нем сочетаются стать с чуткостью и робостью. До сих пор живя со своими довольно взрослыми детьми (19 и 17 лет по спектаклю), он не может представить, что когда-то они покинут его дом. Мысли об одиночестве наводят на него тоску. Именно поэтому он так легко верит в ложь двух гостей, что у него есть старший сын, ведь в его лице он обрел и надежду на будущее.

Его дочь Нина (Полина Лазарева) более приближена к жизни. В свои 19 лет она уже нервна и недоверчива к людям. На фоне всех остальных она выглядит даже стервозной, колючей. Девушка единственная в семье, кто усомнился в родстве с неожиданно обнаруженным братом. Ей ничего в жизни не достается легко, именно поэтому она и не верит в счастливое возвращение брата.

Младший сын Сарафанова Васенька (Станислав Кардашев) тоже, как и отец, живет мечтами. Но если тот тоскует по прошлому – о возлюбленной Галине, о работе в филармонии, то сын грезит о будущем с Макарской – женщиной, которая старше его на 10 лет. Он непосредственный и взбалмошный. На своем маленьком велосипеде – скорее всего оставшемся с детства, он кружит по сцене, как ребенок, в надежде быть замеченным и обласканным.

Каждый из этих героев узнаваем до сих пор, а такие розыгрыши с подставными сыновьями вполне возможны и в наше время. Скорее даже наглых Сильв, из всего извлекающих выгоду, сейчас больше, чем Булыгиных, у которых все же имеется совесть.

Вообще советскую драматургию часто называют архаичной, указывая на ее идеологизированность. Но были и есть в ней и такие истории – искренние, человечные, вызывающие неподдельное чувство сопереживания.

Урок будущим женам

 Такой подход к классической комедии пришелся по душе многим. «Школа жен» Карбаускиса в сезоне 2020/21 года получила шесть номинаций на престижную театральную премию «Золотая маска».

Основу оформления спектакля составляют три серые дощатые платформы во всю ширину сцены, установленные под углом к залу. Они постоянно двигаются, то приближаясь, то отдаляясь от зрителей, чем придают динамику спектаклю и обозначают смену мест действия. Сверху на платформы периодически опускается стена с тремя дверными проемами.

Под цвет сценографии костюмы персонажей тоже монохромны – выполнены в серых тонах. Так достигается контраст между внешней мрачностью и остроумным текстом, который произносится артистами непосредственно и живо. В целом воспринимать на слух стихотворный текст довольно сложно, но в этот раз даже неподготовленный зритель мог оценить легкость его подачи и простоту.

Итак, богатый старик Арнольф решает жениться на молодой девушке Агнесе – сиротке, в строгости воспитанной в монастыре и на содержание которой он давал деньги. Когда пришел срок, он селит ее напротив своего дома, чтобы познакомиться с ней и впоследствии взять в жены. Его планы рушатся с появлением Ораса – юноши, который влюбляется в Агнесу и решает вызволить из лап престарелого жениха.

Арнольф Анатолия Лобоцкого – самоуверенный, местами даже желчный старик. Он груб со слугами, не стесняется в выражениях по отношению к ним и к Орасу. Поначалу его желание жениться на Агнесе кажется прихотью богатого самодура. И наверное, это так и было, пока в какой-то момент Арнольф сам себе с удивлением не признается, что привязался к девушке. Так он боролся со страхом остаться в одиночестве и провести последние годы своей жизни никому не нужным.

Его возлюбленная Агнеса (Наталья Палагушкина) – наивная дурочка. Ее тонкий голосок выдавал в ней в какой-то степени даже глупость. Она как робкий зверек, которого Арнольф всеми силами пытался приручить, уделяя ее «воспитанию» немало внимания.           Однажды он даже устраивает настоящий урок, где учит ее быть хорошей женой. Всучив ей книгу «Правила супружества» (возможно, собственного сочинения), он заставляет ее читать вслух. Но с каким знанием дела он каждый раз перебивает ее и наизусть проговаривает правила, вбивая при этом в пол деревянные палочки, словно гвозди! Правда, они потом у него падают, как бы заставляя усомниться в своей истинности, но Арнольфа это совсем не смущает – целую гору палочек-правил он всучает Агнесе для самостоятельного изучения.

На фоне дотошного старика Орас (Станислав Кардашев) выглядит живым, эмоциональным и открытым. Он по-настоящему влюбляется в девушку и искренне хочет воссоединиться с ней. Вместе с тем в нем появляется азарт, когда он вступает в заочную войну с соперником, но, сам того не подозревая, выдает ему свои планы, не догадываясь, что его приятель Арнольф и жених Агнесы – один и тот же человек.

Особенно ярко показана разница между женихами в сцене с камнем. Орас приносит в руках камень, сброшенный из окна его возлюбленной вместе с любовным письмом, начинающимся, совсем как письмо Татьяны к Онегину. Арнольф же не может его поднять рукой, поэтому достает вязанку, в которой обычно пожилые люди носят продукты. В этот момент его даже жалко. Он не может уже удержать эту любовь-камень и вынужден прибегать к стариковским методам, ведь даже в зрелом возрасте люди хотят любить и быть любимыми.

И все же молодость и настоящие чувства побеждают. Влюбленные воссоединяются, сирота Агнеса находит отца, а Арнольф… Он остается один. Что теперь ему делать? Только молиться. И все герои молятся вместе с ним.


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее