Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Большие гастроли»: такой разный театр имени Н. Сац

17.06.22

Выступление Московского академического детского театра имени Н. Сац завершили гастрольную программу 89-го театрального сезона на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова. Гости из столицы представили три спектакля: «Балеты Русских сезонов», «Стойкий оловянный солдатик» и «Три поросенка». Это был первый исторический визит театра имени Н. Сац в Архангельск.

 

«Балеты Русских сезонов»: «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски»

 

Балет на музыку симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада» на сюжет одной из сказок «Тысячи и одной ночи» — «О царе Шахрияре и его брате» — Михаил Фокин поставил в 1910 году в антрепризе Сергея Дягилева с Идой Рубинштейн и Вацлавом Нижинским в главных партиях. Балет, повествующий о том, как царица Шахерезада спасла от смерти молодых жен Шахрияра, рассказывая ему свои сказки, вошел в историю мирового танца как абсолютно революционный хореографический текст, пропитанный страстью и эмоциями, насколько это было возможно в пространстве театра начала ХХ века.

 

«Шопениана» — это романтические грезы поэта. Легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных «па», напротив, движения танцовщиц нарочито просты, будто бы танцуют они для себя, а не для зрителя. Михаил Фокин создавал «Шопениану» в начале XX века, и первая премьера состоялась в 1907-м году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Вторая редакция была показана на «Русских сезонах» Дягилева в 1909 году. Солировали Тамара Карсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а те пьесы Шопена, которые вошли в «дягилевский» вариант балета Фокина, но еще не были оркестрованы А. Глазуновым, переложили для парижской премьеры Дж. Гершвин, С. Танеев и А. Лядов.

 

Балетный фрагмент второго действия оперы А. Бородина «Князь Игорь» стал самостоятельным — и очень любимым в балетном мире — произведением практически сразу после премьеры оперы в 1890-м году в Мариинском театре, а Михаил Фокин поставил «Половецкие пляски» для антрепризы Дягилева в 1909-м году. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так. Впоследствии, и даже очень скоро, эти танцы стали гордостью дягилевской антрепризы и одной из самых больших побед русского балета».

 

«Стойкий оловянный солдатик»

 

Музыку для этого балета специально для театра написал композитор Леонид Любовский, а хореографом-постановщиком и автором либретто стал заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун. «Дети любят трюки, — говорит знаменитый хореограф. — Им нравится, когда клоун в цирке падает, ударяется — они соотносят его падения со своей жизнью. Поэтому у нас будет много трюков, чтобы дети их ждали, а не зевали на скучном балете и не ели конфеты. Но в ожидании трюка они постепенно втягиваются в классический танец. Еще я точно знаю, что в детском балете обязательно должна быть любовь. Любовь, добро и зло должны быть очень внятными и четкими, чеховские полутона и достоевский надрыв ребенок вряд ли поймет. Но, разумеется, с учетом сегодняшней стремительной эстетики, со скоростью «Тома и Джерри». И все-таки впрямую идти на поводу у компьютерных игр и мультиков я бы не стал, ведь у балета совсем другая стилистика. Неплохо все-таки вернуть детей немножко назад, в красивую сказку, что мы и постарались сделать».

 

«Три поросенка»

 

Авторский балет Кирилла Симонова «Три поросенка» на музыку Франсиса Пуленка – это ироничный рассказ о трех Поросятах, на которых напал Волк. Сюжет всем нам известной детской сказки остался прежним, только персонажи обрели узнаваемые современные черты. Так Ниф-Ниф превратился почти в рок-звезду с соответствующими звездными замашками и желанием жить в роскоши. Нуф-Нуф целые дни проводит в шезлонге, наслаждаясь жизнью, а Наф-Наф оказывается героем с активной жизненной позицией: именно он вызывает полицейских, которые в хореографической смешной сказке предстают Зебрами. История Волка разворачивается в спектакле неожиданно. Поначалу угрюмый, скованный сотней правил и предписаний, ненавидящий все радостное и необычное, он оттаивает, встретившись с Поросятами, и в финале истории становится частью их веселой разношерстной компании.

 

«Большие гастроли» дают нам возможность не просто привезти театры, которые самостоятельно мы бы никогда не смогли финансово привезли (или пришлось бы делать очень высокие цены на билеты), но найти еще больше друзей и партнеров. Уверен, одними гастролями в Архангельск наши добрые отношения с театром имени Натальи Сац не ограничатся», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.

 

Напомним, что в рамках проекта «Большие гастроли» в 2022 году Архангельский драматический посетил Ижевск, а в Архангельск со спектаклями приехали учебный театр ГИТИС, Театр имени Евг. Вахтангова, Учебный театр института имени Б. Щукина, независимый театр «Трикстер», Театр имени Вл. Маяковского и Театр имени Н. Сац. Также в сентябре приедет коллектив «Казаки России» (г. Липецк).

 

 

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
ПРЕМЬЕРА!
Сентиментальная история о жизни, смерти и любви (основная сцена)
По одноименному роману Г. Служителя
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Спектакль покажет историю одного кота Савелия, рассказанную от первого лица. Через описание своих скитаний кот Савва дает нам возможность заглянуть в жизнь москвичей. Они все очень разные: здесь и бывшая учительница английского языка, тоскующая о муже, и ее неудачливый в любви школьник-внук, и незадачливые жители Таджикистана, которые, набедокурив, лишились работы и жилья, и жестокий старик, чуть не лишивший нашего героя жизни. Кот со своим чутьем очень тонко все подмечает. Ну и конечно, герой находит свою любовь…

Это история о жизни бездомного московского кота Савелия, который бродит в философских размышлениях по малоизвестным улочкам города, попадает в различные передряги и в конце концов находит смысл своей жизни.

Автор инсценировки - А.Н. Тимошенко
Режиссер-постановщик - А.Н. Тимошенко
Художник-сценограф - А.Н. Тимошенко
Художник по костюмам - И.И. Титоренко
Художник по куклам - И.И. Сарычев
Художник по свету - Р.В. Майоров
Музыкальное оформление - А.А. Татаринский
Балетмейстер - А.А. Любашин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
6+
Чтение сказок Ашанти для детей
Режиссёр —  Андрей Гогун
Читает Георгий Селиванов

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)

Если Россия — это наша матушка, то Африка — это прапрабабушка всего человечества. И как у всякой бабушки — у неё есть сказки для нас, её внуков. Очень много разных сказок — тем более, что в Африке остались жить другие её внуки — народы и племена африканского континента. Эти народы очень разные и по языкам и по культурным традициям и по условиям жизни, ведь в Африке есть и густые, непролазные влажные джунгли, и широкая, изредка поросшая кустарником, деревьями и травой степь — саванна, и огромные болота и полноводные реки и горы покрытые снежными вершинами и вулканами и бескрайние палящие зноем пустыни с островками оазисов и солончаков.

Истории, которые рассказывают друг-другу жители африканского континента разнообразны и в то же время универсальны, ведь всё человечество вышло когда-то из Африки и поэтому отголоски этих историй до сих пор слышны во всех уголках планеты Земля. Их до сих пор, спустя многие тысячи лет пересказывают друг другу люди разных стран и континентов, лежащих от Африки в тысячах километров. Иногда в процессе многократного пересказа эти истории, принимают очень причудливые и непохожие на первоначальный вид форму.

Но если вы хотите познакомиться с первоначальными вариантам некоторых из таких историй, услышать, как они звучали в давние-давние времена, когда их только что придумали — приходите к нам в Избу на очередную читку «Сказок в Избе». На встречу со сказками про паучка Ананси, сказками народа земледельцев, охотников и воинов — сказками народа АШАНТИ.


Подробнее
12+
Психологический разбор по следам спектакля
Психолог - Наталия Починкова

Наталия Починкова - психолог, консультант в области семейного консультирования, тренер
Подробнее