«Большие гастроли»: такой разный театр имени Н. Сац
Выступление Московского академического детского театра имени Н. Сац завершили гастрольную программу 89-го театрального сезона на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова. Гости из столицы представили три спектакля: «Балеты Русских сезонов», «Стойкий оловянный солдатик» и «Три поросенка». Это был первый исторический визит театра имени Н. Сац в Архангельск.
«Балеты Русских сезонов»: «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски»
Балет на музыку симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада» на сюжет одной из сказок «Тысячи и одной ночи» — «О царе Шахрияре и его брате» — Михаил Фокин поставил в 1910 году в антрепризе Сергея Дягилева с Идой Рубинштейн и Вацлавом Нижинским в главных партиях. Балет, повествующий о том, как царица Шахерезада спасла от смерти молодых жен Шахрияра, рассказывая ему свои сказки, вошел в историю мирового танца как абсолютно революционный хореографический текст, пропитанный страстью и эмоциями, насколько это было возможно в пространстве театра начала ХХ века.
«Шопениана» — это романтические грезы поэта. Легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных «па», напротив, движения танцовщиц нарочито просты, будто бы танцуют они для себя, а не для зрителя. Михаил Фокин создавал «Шопениану» в начале XX века, и первая премьера состоялась в 1907-м году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Вторая редакция была показана на «Русских сезонах» Дягилева в 1909 году. Солировали Тамара Карсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а те пьесы Шопена, которые вошли в «дягилевский» вариант балета Фокина, но еще не были оркестрованы А. Глазуновым, переложили для парижской премьеры Дж. Гершвин, С. Танеев и А. Лядов.
Балетный фрагмент второго действия оперы А. Бородина «Князь Игорь» стал самостоятельным — и очень любимым в балетном мире — произведением практически сразу после премьеры оперы в 1890-м году в Мариинском театре, а Михаил Фокин поставил «Половецкие пляски» для антрепризы Дягилева в 1909-м году. Вот что он писал в своих воспоминаниях: «Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так. Впоследствии, и даже очень скоро, эти танцы стали гордостью дягилевской антрепризы и одной из самых больших побед русского балета».
«Стойкий оловянный солдатик»
Музыку для этого балета специально для театра написал композитор Леонид Любовский, а хореографом-постановщиком и автором либретто стал заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун. «Дети любят трюки, — говорит знаменитый хореограф. — Им нравится, когда клоун в цирке падает, ударяется — они соотносят его падения со своей жизнью. Поэтому у нас будет много трюков, чтобы дети их ждали, а не зевали на скучном балете и не ели конфеты. Но в ожидании трюка они постепенно втягиваются в классический танец. Еще я точно знаю, что в детском балете обязательно должна быть любовь. Любовь, добро и зло должны быть очень внятными и четкими, чеховские полутона и достоевский надрыв ребенок вряд ли поймет. Но, разумеется, с учетом сегодняшней стремительной эстетики, со скоростью «Тома и Джерри». И все-таки впрямую идти на поводу у компьютерных игр и мультиков я бы не стал, ведь у балета совсем другая стилистика. Неплохо все-таки вернуть детей немножко назад, в красивую сказку, что мы и постарались сделать».
«Три поросенка»
Авторский балет Кирилла Симонова «Три поросенка» на музыку Франсиса Пуленка – это ироничный рассказ о трех Поросятах, на которых напал Волк. Сюжет всем нам известной детской сказки остался прежним, только персонажи обрели узнаваемые современные черты. Так Ниф-Ниф превратился почти в рок-звезду с соответствующими звездными замашками и желанием жить в роскоши. Нуф-Нуф целые дни проводит в шезлонге, наслаждаясь жизнью, а Наф-Наф оказывается героем с активной жизненной позицией: именно он вызывает полицейских, которые в хореографической смешной сказке предстают Зебрами. История Волка разворачивается в спектакле неожиданно. Поначалу угрюмый, скованный сотней правил и предписаний, ненавидящий все радостное и необычное, он оттаивает, встретившись с Поросятами, и в финале истории становится частью их веселой разношерстной компании.
«Большие гастроли» дают нам возможность не просто привезти театры, которые самостоятельно мы бы никогда не смогли финансово привезли (или пришлось бы делать очень высокие цены на билеты), но найти еще больше друзей и партнеров. Уверен, одними гастролями в Архангельск наши добрые отношения с театром имени Натальи Сац не ограничатся», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.
Напомним, что в рамках проекта «Большие гастроли» в 2022 году Архангельский драматический посетил Ижевск, а в Архангельск со спектаклями приехали учебный театр ГИТИС, Театр имени Евг. Вахтангова, Учебный театр института имени Б. Щукина, независимый театр «Трикстер», Театр имени Вл. Маяковского и Театр имени Н. Сац. Также в сентябре приедет коллектив «Казаки России» (г. Липецк).