Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

90 лет Эдуарду Симоняну: «Все, что смог, я сделал»

30.12.24
30 декабря исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых известных главных режиссеров Архдрамы советского периода Эдуарда Семеновича Симоняна.

По свидетельству газеты «Правда Севера», такие слова - «Все, что смог, я сделал» - главный режиссер сказал по телефону корреспонденту в полдень 5 октября, а в три часа того же дня его не стало. На следующий день было запланировано открытие 68 театрального сезона, и оно состоялось, несмотря на чрезвычайные обстоятельства. В театре живет легенда о том, что последним напутствием к актерам (уже из больницы) стали слова Симоняна: «передайте актерам, чтобы играли весело».

Он родился в Краснодаре, окончил режиссерский факультет высшего театрального училища имени Б. В. Щукина. Эдуарду Симоняну довелось поработать в разных театрах страны – в Краснодаре, Комсомольске-на-Амуре, Златоусте, Иркутске, Котласе. Дважды он приходил на должность главного режиссера в Архангельский драматический театр имени Ломоносова: в 1976–1988, затем вернулся весной 2000 года и проработал всего несколько месяцев до своего скоропостижного ухода.

Примечательно, что именно Архангельский театр Эдуард Семенович считал самым главным в своей жизни. Он оказался в нашем городе совершенно случайно, во многом благодаря творчеству Федора Абрамова. Вот как вспоминала об этом жена режиссера Галина Павловна: «В свое время в журнале «Новый мир» опубликовали роман «Две зимы и три лета». Мы его прочитали не просто с большим интересом – жадно, взахлеб. Испытали потрясение. Эдуард Семенович работал в то время главным режиссером театра драмы Комсомольска-на-Амуре. Потом мужу предложили на выбор несколько театров, в том числе архангельский. Он мне сказал: «Самое главное, что на Севере Федор Абрамов...» И в 1976 году мы переехали в Архангельск».

Первым спектаклем, поставленным Симоняном на архангельской сцене, стала постановка «Не стреляйте в белых лебедей» (1976) по повести Бориса Васильева, которая заслужила успех у зрителей. По разным данным (библиотеки имени Добролюбова и журналиста Людмилы Ашиток) всего на сцене Архдрамы Эдуард Семенович поставил от 35 до 40 спектаклей. Заслуженным признанием пользовались его спектакли «Три мушкетера» А. Дюма (1976), «Король Джон» У. Шекспира (1977), «Между ливнями» А. Штейна (1977), «Бременские музыканты» В. Ливанова, Ю. Энтина (1977), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (1979), «Невеста из Имеретии» Б. Рацера и В. Константинова (1983), «Дурочка» Лопе де Вега (1987), «Мой бедный Марат» А. Арбузова и «Любовное безумие» Ж. Ф. Реньяра (2000).

Особое место среди спектаклей Симоняна занимает спектакль «Две зимы и три лета» (1978) по одноименному произведению северного прозаика. По свидетельству современников, Федор Абрамов изначально с недоверием отнесся к идее поставить спектакль в Архангельске. Но после разговоров и обсуждений с режиссером изменил свое мнение. Как вспоминала Галина Павловна, «…Спектакль Федор Александрович смотрел с широко раскрытыми глазами. Работа Симоняна привела его в восторг. Он поздравил труппу с успехом. Ему все понравились, а особенно Светлана Невоструева, которая играла абсолютное самопожертвовование – Лизу Пряслину. Абрамов называл Светлану Григорьевну «лучшей Лизой». Несмотря на то, что премьера прошла с большим успехом, отношение партийных властей к режиссеру вполне соответствовало грустному предвидению Федора Абрамова, сказавшего режиссеру: «Тебе в Архангельске меня не простят». Вскоре после спектакля почти все актеры, игравшие ведущие роли, получили почетные звания и награды, а Симонян – ничего… Есть мнение, что власти считали Абрамова, к тому времени уже ставшего лауреатом Государственной премии (1975), «чем-то вроде Солженицына». Но расплачиваться за «перестраховку» властей пришлось именно главному режиссеру…

Как это не покажется сейчас странным, но именно с началом «Перестройки» для театра и его художественного руководителя начались еще более сложные времена. В 1985 году запретили пьесу о первом архангельском фермере Николае Сивкове, известному всей стране как «архангельский мужик». Затем с очень большим трудом, но все-таки разрешили постановку «Детей Арбата». В 1987 после всего двух показов запретили «перестроечную» пьесу Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Не выдержав административного давления и обострения конфликтов внутри труппы, в 1988 году Эдуард Семенович вынужден был покинуть театр, и последующие одиннадцать лет работал режиссером в театрах Мурманска, Северодвинска и других.

Весной 2000 года областные власти уговорили Симоняна вернуться в Архангельск. К тому времени здание театра находилось в крайне плачевном состоянии, а интерес зрителей к спектаклям, которые игрались на сцене Дома народного творчества, был минимальным. Ко Дню Победы он успел поставить спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Свой последний спектакль - «Любовное безумие» по комедии Ж. Ф. Реньяра - Эдуард Симонян так и не увидел…
Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее