Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

90 лет Эдуарду Симоняну: «Все, что смог, я сделал»

30.12.24
30 декабря исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых известных главных режиссеров Архдрамы советского периода Эдуарда Семеновича Симоняна.

По свидетельству газеты «Правда Севера», такие слова - «Все, что смог, я сделал» - главный режиссер сказал по телефону корреспонденту в полдень 5 октября, а в три часа того же дня его не стало. На следующий день было запланировано открытие 68 театрального сезона, и оно состоялось, несмотря на чрезвычайные обстоятельства. В театре живет легенда о том, что последним напутствием к актерам (уже из больницы) стали слова Симоняна: «передайте актерам, чтобы играли весело».

Он родился в Краснодаре, окончил режиссерский факультет высшего театрального училища имени Б. В. Щукина. Эдуарду Симоняну довелось поработать в разных театрах страны – в Краснодаре, Комсомольске-на-Амуре, Златоусте, Иркутске, Котласе. Дважды он приходил на должность главного режиссера в Архангельский драматический театр имени Ломоносова: в 1976–1988, затем вернулся весной 2000 года и проработал всего несколько месяцев до своего скоропостижного ухода.

Примечательно, что именно Архангельский театр Эдуард Семенович считал самым главным в своей жизни. Он оказался в нашем городе совершенно случайно, во многом благодаря творчеству Федора Абрамова. Вот как вспоминала об этом жена режиссера Галина Павловна: «В свое время в журнале «Новый мир» опубликовали роман «Две зимы и три лета». Мы его прочитали не просто с большим интересом – жадно, взахлеб. Испытали потрясение. Эдуард Семенович работал в то время главным режиссером театра драмы Комсомольска-на-Амуре. Потом мужу предложили на выбор несколько театров, в том числе архангельский. Он мне сказал: «Самое главное, что на Севере Федор Абрамов...» И в 1976 году мы переехали в Архангельск».

Первым спектаклем, поставленным Симоняном на архангельской сцене, стала постановка «Не стреляйте в белых лебедей» (1976) по повести Бориса Васильева, которая заслужила успех у зрителей. По разным данным (библиотеки имени Добролюбова и журналиста Людмилы Ашиток) всего на сцене Архдрамы Эдуард Семенович поставил от 35 до 40 спектаклей. Заслуженным признанием пользовались его спектакли «Три мушкетера» А. Дюма (1976), «Король Джон» У. Шекспира (1977), «Между ливнями» А. Штейна (1977), «Бременские музыканты» В. Ливанова, Ю. Энтина (1977), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (1979), «Невеста из Имеретии» Б. Рацера и В. Константинова (1983), «Дурочка» Лопе де Вега (1987), «Мой бедный Марат» А. Арбузова и «Любовное безумие» Ж. Ф. Реньяра (2000).

Особое место среди спектаклей Симоняна занимает спектакль «Две зимы и три лета» (1978) по одноименному произведению северного прозаика. По свидетельству современников, Федор Абрамов изначально с недоверием отнесся к идее поставить спектакль в Архангельске. Но после разговоров и обсуждений с режиссером изменил свое мнение. Как вспоминала Галина Павловна, «…Спектакль Федор Александрович смотрел с широко раскрытыми глазами. Работа Симоняна привела его в восторг. Он поздравил труппу с успехом. Ему все понравились, а особенно Светлана Невоструева, которая играла абсолютное самопожертвовование – Лизу Пряслину. Абрамов называл Светлану Григорьевну «лучшей Лизой». Несмотря на то, что премьера прошла с большим успехом, отношение партийных властей к режиссеру вполне соответствовало грустному предвидению Федора Абрамова, сказавшего режиссеру: «Тебе в Архангельске меня не простят». Вскоре после спектакля почти все актеры, игравшие ведущие роли, получили почетные звания и награды, а Симонян – ничего… Есть мнение, что власти считали Абрамова, к тому времени уже ставшего лауреатом Государственной премии (1975), «чем-то вроде Солженицына». Но расплачиваться за «перестраховку» властей пришлось именно главному режиссеру…

Как это не покажется сейчас странным, но именно с началом «Перестройки» для театра и его художественного руководителя начались еще более сложные времена. В 1985 году запретили пьесу о первом архангельском фермере Николае Сивкове, известному всей стране как «архангельский мужик». Затем с очень большим трудом, но все-таки разрешили постановку «Детей Арбата». В 1987 после всего двух показов запретили «перестроечную» пьесу Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Не выдержав административного давления и обострения конфликтов внутри труппы, в 1988 году Эдуард Семенович вынужден был покинуть театр, и последующие одиннадцать лет работал режиссером в театрах Мурманска, Северодвинска и других.

Весной 2000 года областные власти уговорили Симоняна вернуться в Архангельск. К тому времени здание театра находилось в крайне плачевном состоянии, а интерес зрителей к спектаклям, которые игрались на сцене Дома народного творчества, был минимальным. Ко Дню Победы он успел поставить спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Свой последний спектакль - «Любовное безумие» по комедии Ж. Ф. Реньяра - Эдуард Симонян так и не увидел…
Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Сентиментальная история о жизни, смерти и любви (основная сцена)
Г.Служитель
Режиссёр - Андрей Тимошенко 

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)

Спектакль покажет историю одного кота Савелия, рассказанную от первого лица. Через описание своих скитаний кот Савва дает нам возможность заглянуть в жизнь москвичей. Они все очень разные: здесь и бывшая учительница английского языка, тоскующая о муже, и ее неудачливый в любви школьник-внук, и незадачливые жители Таджикистана, которые, набедокурив, лишились работы и жилья, и жестокий старик, чуть не лишивший нашего героя жизни.

Это история о жизни бездомного московского кота Савелия, который бродит в философских размышлениях по малоизвестным улочкам города, попадает в различные передряги и в конце концов находит смысл своей жизни.

Премьера спектакля состоялась 29 марта 2024 года

Автор инсценировки - А.Н. Тимошенко
Режиссер-постановщик - А.Н. Тимошенко
Художник-сценограф - А.Н. Тимошенко
Художник по костюмам - И.И. Титоренко
Художник по куклам - И.И. Сарычев
Художник по свету - Р.В. Майоров
Музыкальное оформление - А.А. Татаринский
Балетмейстер - А.А. Любашин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

СМИ о спектакле:
Газета Бизнес-класс. Архангельск: "Быть котом: дебютный роман Григория Служителя на сцене Архангельского театра драмы"
Правда Севера: В Архдраме поставили спектакль по роману Григория Служителя «Дни Савелия»
ПТЖ: Кошачья история выходного дня
Отзыв Андрея Петрова о спектакле "Дни Савелия"
ГТРК "Поморье": Спектакль «Дни Савелия» на фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске взял сразу шесть наград

Подробнее
12+
III Ломоносов Фест представляет: 
Режиссер - Никас Котич

Продолжительность - 63 минуты

Фильм-наблюдение о человеческих проявлениях – чувствах, эмоциях, словах, поведении – об их значении и влиянии на качество жизни. Героями фильма стали люди разного возраста, образования и профессий. Их объединяют сложные жизненные обстоятельства, высокая чувствительность, активное стремление найти решение проблем.



Подробнее
12+
III Ломоносов Фест представляет:
Режиссер - Алексей Головков

Продолжительность - 76 минут

Группа исследователей отправляется в увлекательное путешествие сквозь миллионы лет в далекое прошлое России. Они знают, что от бескрайней
сибирской тайги до побережья Балтийского моря скрыты следы давно исчезнувших миров. Чтобы пройти по следам первых животных на Земле и увидеть морских монстров, обитавших на планете задолго до появления динозавров, им предстоит пересечь просторы самой большой страны в мире.



Подробнее