Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29»: От девочки из станицы до знатной римлянки: в свои 85 лет архангельская актриса Ольга Зубкова сыграет женщину на границе эпох

19.08.22
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Мария Атрощенко, пресс-служба театра
Источник: https://region29.ru/2022/08/19/62fba901d3d3dae1ff21b782.html

В архангельском театре драмы к юбилею Ольги Павловны готовится автобиографический моноспектакль «Записи на табличках».


В нём история жизни актрисы будет переплетена с воспоминаниями патрицианки Апронении Авиции, жившей в Древнем Риме в четвёртом веке нашей эры. Режиссёр Евгений Авраменко взял за основу произведение Паскаля Киньяра «Записки на табличках Апронении Авиции».

На каждую табличку Апронении у Ольги Павловны будет своя, и определить, где чья, будет не так просто.

Мы встречаемся с Ольгой Павловной и Евгением в Абрамовском зале драмтеатра, где они репетируют. Обсуждают что-то. Иногда даже спорят.

На коленях у Ольги Павловны — папка с фотографиями.

— Что говорить, красивая была женщина, — говорит актриса, разглядывая себя в образе из спектакля «Дон Сезар де Базан». — Какая красота! Ну, привет, Ольга Павловна в сегодняшнем костюме…

Не слушайте Ольгу Павловну: она нарядно и со вкусом одета, с кольцами на пальцах, с интересной брошью на жакете.

IMG_20220809_153722.jpg

На другой фотографии Ольга Павловна в образе Миледи из «Коварства и любви». Эту роль она «увела» у другой актрисы.

— Я не была назначена, — рассказывает Ольга Павловна. — Но мне так хотелось её сыграть! Подошла к режиссёру и говорю: «Я очень хочу играть в вашем спектакле. Я не могу вас просить, но могу показать. Как вы к этому отнесётесь?». Он сказал: «Интересно!». И мы тут же пошли в репзал. А потом он — раз! — и поставил меня в репетиции. Даже при том, что была такая актриса — у-у-у! — она была готова меня убить!..

До звонка от Евгения Авраменко Ольга Павловна и не планировала праздновать юбилей. Но молодой постановщик её заинтриговал. Он предложил ей отметить 85-летие спектаклем, основанным на эпизодах из её жизни.

— А я ему говорю: «Знаете, сколько у меня таких эпизодов? Не перечислишь!», — рассказывает Ольга Павловна.

Но согласилась. Ольга Павловна привыкла доверять судьбе.

Ольга Павловна и Мария

Она родилась в станице Прочноокопской Новокубанского района, что под Армавиром. В детстве цыганка, взяв её за руку, сказала: «Будешь жить в большом городе и тебя будет знать много народа». Были и другие предзнаменования удивительной судьбы. Как-то Ольга Павловна, тогда девятиклассница Оля, спасла ребёнка.

— Прихожу из школы — толпятся все, — рассказывает Ольга Павловна. — На кровати лежит ребёнок — маленький, года нет. Все стоят, как оглашенные. Я кричу: «Вы что стоите, делайте ему искусственное дыхание!». И побежала за врачом, за руку её привела. Она спрашивает: «Кто сказал делать искусственное дыхание»?. Все указали на меня. А она говорит: «Молодец, ещё неизвестно, выжил бы он, если бы не ты». И ещё: «Знаешь, в тебе нечто есть».

После того случая решила поступать в медицинский техникум. Но на экзамене не успела переписать задание в чистовик — и забрала документы! По объявлению пошла учиться в зоотехнический техникум. А отучившись, вернулась работать в колхоз в родной станице.

— Меня знал весь колхоз, — рассказывает Ольга Павловна. — Я с главным зоотехником объезжала все хозяйства. Днём я в колхозе, а вечером — в клубе. Я танцую, я пою, я читаю, я в драматическом коллективе… И на танцах, естественно. Иду как-то с танцев, стоят ребята-механизаторы, и один спрашивает: «Это королева Прочнокопа?». Я обернулась, пальцем у виска покрутила. «Ого!», — вслед мне.

Ольга Павловна во время интервью

И вот однажды между колхозом и клубом пришлось выбирать.

— В Краснодаре был какой-то концерт, и я должна была его вести, — рассказывает Ольга Павловна. — И поскольку я задержалась, пришла телеграмма с работы: «Зубковой вернуться домой». Приезжаю, спрашиваю: «Вы почему меня вызвали?». А мне вопросом на вопрос: «А ты где работаешь, в колхозе или в клубе?». Всё! Как прорвалось у меня. И тут я вспомнила, что мне цыганка нагадала и решила, что ухожу, что буду искать большой город, в котором много народу.

Но за то, чтобы уволиться, ещё пришлось побороться.

— Трижды рвали моё заявление, — говорит Ольга Павловна. — И тогда на заседании правления я встала и сказала: «Прошу вас, поймите меня. Я не нашла ещё своей дороги. Я только её ищу. Поддержите меня, пожалуйста». И встаёт бригадир, маленького такого роста армянин, и говорит: «Я знаю эту девочку, она умница и мне очень нравится. Давайте её поддержим». Выставили на голосование. И все проголосовали.

После ещё пришлось отстоять своё решение перед председателем колхоза и секретарём парткома.


— Они мне говорили: «Ты погоди, мы тебя в Болгарию пошлём!», — рассказывает Ольга Павловна. — Сказали, если уйдёшь, то с профессией можешь распрощаться. А я ответила: «А я уже распрощалась». И ушла. Вот так я рассталась с зоотехнией.

Ольга Павловна и Евгений Авраменко

Потом была машинисткой — курсы освоила мгновенно! — потом организатором игр в детском парке Армавира… И только потом судьба вывела, куда надо: в студию руководителей драматических коллективов. А уж оттуда Ольгу Павловну пригласили в труппу армавирского театра.

С главным режиссёром театра Лидией Ящининой у Ольги Павловны сложились почти родственные отношения.

— Я её звала «матушка», — рассказывает Ольга Павловна. — Она была полная противоположность моей мамы. Мама была строгая, а она — ласковая. Я была ей предана всей душой.

Зрители Ольгу Павловну скоро полюбили. Спрашивали у кассиров: «Зубкова занята в спектакле?». А потом судьба (и любовь!) привели актрису в Ангарск.

Потом «Матушка» Лидия Александровна пригласила её в ТЮЗ в Твери, который возглавила. Именно она надоумила Ольгу Павловну пойти учиться. С её лёгкой руки Зубкова попала в «Щуку». Знаменитый театральный педагог Борис Захава, возглавлявший училище, говорил про неё: «У Зубковой направление таланта трагическое, это редкость».

Ольга Павловна с табличками Апронении на коленях.

В труппу архангельского театра драмы Ольга Павловна пришла в 1974 году. Ольга Павловна не раз в интервью говорила, что она актриса самостоятельная.

— Я, как правило, работаю сама, понимая, что хочет режиссёр, — говорит она. — Или даже наперекор ему.

Однажды так было в спектакле «Ричард III», где Ольга Павловна играла герцогиню Йоркскую.

— Я заплакала на репетиции, ведь она — мать злодея, бабушка замученных им детей, — рассказывает Ольга Павловна. — Режиссёр так кричал: «Что вы нюни распустили? Вы, что, думали, это Островский?». Все сидят, как птицы, глаз не поднимают. А я стою, говорю себе: «Ну, ничего-ничего, говори, ты просто не знаешь пьесу». В перерыве подхожу к нему, беру под руку: «Ну, чего ты кричал? Я же только пробую…». Он молчит… А я прошу: «Пожалуйста, разреши мне работать в этом направлении». Он махнул рукой: «Да делай, что хочешь!». Закончилось тем, что он меня назначил на премьеру. И это была такая удача! Сейчас я лечилась в больнице и попала к врачу. И он мне говорит: «Только вы вошли, я сразу вас узнал. Я помню вас в спектакле „Ричард“, как вы стоите одна на сцене…». 

И вот сейчас — новая роль. Несмотря на то, что спектакль автобиографический, в нём тоже будет элемент перевоплощения.

— Мне хотелось уйти от традиционного формата творческого вечера, когда актриса со сцены рассказывает что-то о себе, — говорит Евгений Авраменко. — Для актёра и для театра важен момент преображения. И мне захотелось соединить жизнь Ольги Павловны с каким-то литературным материалом. Я много чего перечитал: рассказы Туве Янсон, пьесы Беккета, пьесу Рильке «Белая княгиня»… Но выбор материала, конечно, должен был состояться при живой встрече. После первой репетиции я понял, что именно Киньяр — эти удивительные таблички римлянки, живущей на закате античности, — подойдёт больше всего. Ведь Ольга Павловна тоже человек на стыке эпох: в её рассказах постоянно возникает советская реальность, которая уже ушла, как Атлантида. В то же время Ольга Павловна пользуется интернетом, у неё есть страничка Вконтакте. А это уже новая цивилизация. И Апронения тоже: человек старой формации, язычница, которая присутствует при разделе Римской империи, которая, казалось, вечна. Но на Рим набегают враги. Старые боги уходят. Всё больше друзей Апронении обращается в христианство.

Фото пресс-службы театра.

Режиссёр обнаружил между двумя женщинами и другие сходства.

— У актёров особое мышление, — отмечает Евгений. — Когда они рассказывают о своей жизни, они же не посвящают слушателей в исторический контекст, не оперируют философскими категориями, избегают обобщений, но им важные какие-то конкретные детали и вещи. Запахи, цвета. И это проявилось и в том, как на первой репетиции Ольга Павловна стала делиться своими воспоминаниями. Для той римлянки тоже были важны детали. На этих деревянных табличках, на которых в древности вели нечто вроде бухгалтерских счётов, она вела что-то наподобие дневника. Записывала ближайшие дела, фиксировала, какие запахи она любит, а какие — ненавидит, перечисляла звуки, которые радуют душу. Мне показалось, что сам формат и содержание этих табличек перекликается с мышлением актрисы.

Сейчас Ольга Павловна готовится к премьере. Она состоится в день её рождения — 3 сентября.

— Я в тревоге большой, — говорит Ольга Павловна. — Посмотрела на себя по телевизору — чуть не заболела от расстройства! А потом прихожу в театр, и наша дежурная Аля мне рассказывает: «Ольга Павловна, видела вас по телевизору — так понравилось!». Я говорю: «Алечка, спасибо тебе, ты меня просто вернула с того света!». В магазине подходят, на улицах, как-то раз даже в санатории узнали… Сажусь в автобус, надеваю тёмные очки. Вот, «будешь жить в большом городе и тебя будет знать много народа».

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


*Участник конкурса «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» (2022 год)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию
Пресс-служба театра: «Золотой Трезини»: архангельский «Доктор Живаго» в номинации «Лучший проект театральной декорации»


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+
Чтение китайских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Китайские народные сказки в прочтении засл. арт. РФ Людмилы Советовой.

Людмила Советова встретит посетителей Избы в образе доброй бабушке Линь и расскажет несколько историй про мудрого судью Бао и его путешествия, про весёлого угольщика Вана и его ослика, про жадного богача и тень от дерева и про то, как в Китае появился тот вкусный и ароматный чай, которым она угощает своих гостей.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. 



Подробнее