Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Премьера в Архдраме: из комедии – в балаган"

31.03.23

Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/premera-v-arkhdrame-iz-komedii-v-balagan/
Автор: Ольга Истомина
Фото: Кристина Куртова

В Архангельском театре драмы накануне Международного дня театра сыграли премьеру – «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке режиссёра Ренаты Сотириади. Классическая пьеса, яркие цитаты из которой давно живут в нашей повседневной речи, на сцене предстала в подчёркнуто гротесковом и фарсовом ключе.

«А судьи кто?..» – один из самых известных риторических вопросов-афоризмов, который так часто оказывается к месту в нашей современной жизни. Эта фраза – часть одного из смыслообразующих монологов Чацкого в пьесе «Горе от ума», однако в постановке Архангельского театра драмы именно он оказался выпущен. От монолога остались лишь несколько фраз, произнесённых Чацким впроброс. И это очень показательно: создаётся впечатление, что перед режиссёром спектакля и вовсе не стояло задачи заинтересовать современного зрителя классическим текстом, который сам по себе звучит актуально. Казалось бы – бери и играй. Однако в постановке Ренаты Сотириади артисты текст проговаривают, кажется, совершенно не задумываясь о сути, поэтому и пролетает он совершенно мимо – так, что ни остроты, ни актуальности в нём не заметно.

В роли независимого в суждениях молодого человека Александра Андреевича Чацкого, бросающего вызов условностям и общественному мнению, – молодые артисты театра драмы Александр Зимин и Николай Варенцов. На премьере главную роль играл Александр Зимин, и его Чацкий – порывистый, по-детски наивный и словно на самом деле немного безумный. Таким он представляется с первого же появления на сцене – и таким останется до самого финала. Он ведёт себя как не повзрослевший, обиженный окружающими взрослыми ребёнок и наконец выпускает свои обиды на весь свет в исступлённом танце в лаптях посреди шумного, суматошного бала.

gore_ot_uma2.jpg

И бал, и домашние сцены первого действия разворачиваются вокруг основного элемента декорации – большой печи, которая кажется столпом, на котором держится этот мир. За печкой прячутся, вокруг неё бегают, её обнимают – в том числе и сам Чацкий, перед тем как навсегда покинуть отторгнувшее его место. И именно в печь прячет он свои лапти, которые ему больше не нужны.

В доме Фамусовых Чацкого окружают персонажи один страннее (а в каком-то смысле, и страшнее) другого и вызывают не то что смех, а скорее отторжение и неловкость. На балу они предстают пёстрой толпой: княжны в ярких безвкусных платьях и семейные пары, в которых мужья нелепы и безвольны, а жёны назойливы, крикливы и несимпатичны. Это «фамусовское общество» на балу представлено в подчёркнуто гипертрофированных образах – словно бы это и не люди, а существа из какого-то вывернутого наизнанку мира. Не случайно в этой сцене у артистов выбеленные лица и очень условная манера существования с одной-двумя характерными чертами – будь то трясущиеся руки князя Тугоуховского (Александр Дубинин) или готовность на любую авантюру карикатурного вояки полковника Скалозуба (Артем Пребышевский).

В этой пёстрой толпе вдруг появляется нежданный персонаж – сам Александр Сергеевич Пушкин (Михаил Бакиров). Артист выходит на сцену в футболке с портретом поэта, что сразу не позволяет воспринимать эту фигуру всерьёз – он здесь только лишь для того, чтобы сыпать цитатами, записывать что-то в свою записную книжку, оставаясь наблюдателем, и крикнуть: «Ай да Грибоедов, ай да сукин сын!».

gore_ot_uma3.jpg

Если в начале спектакля ещё ждёшь какого-то внутреннего содержания от того, что происходит с героями этой истории – не только Чацким, но и его возлюбленной Софьей (Екатерина Зеленина), Фамусовым, почему-то суетящимся в собственном доме (Евгений Нифантьев), и угождающим ему во всём Молчалиным (Тимофей Тихонов), то чем дальше, тем больше действо превращается в довольно примитивное шоу. Отдельного внимания заслуживает фарсовая сцена с развязным Репетиловым – Михаилом Кузьминым. Это настоящий театр одного актёра внутри спектакля, который кажется поверхностным заигрыванием со зрителями за счёт цитат из массовой культуры и узнаваемых отсылок к некоторым современным персонажам.

На этом фоне уже не выглядит удивительной трактовка образа Софьи как глупенькой девочки, которая умеет только хлопать глазами, мило улыбаться и громко вскрикивать по любому поводу. Движения актрисы в этой роли нарочито изломанные, а мимика и жесты – словно у ожившей куклы. Но именно безвольной куклой она в конце концов и становится в финале истории – так совершенно по-домостроевски её «учит жизни» и правильному поведению отец, хватая за шею и наклоняя чуть ли не до самого пола. Так же грубо он обходится и со служанкой Лизанькой (Анастасия Волченко), которая в течение всего действия удивляется всему происходящему, нелепо взмахивая руками и улыбаясь.

В спектакле главными становятся внешние приёмы – и в создании образов, и в построении мизансцен. Но, к сожалению, если это попытка работать с приёмами театра представления и создать героев-масок, она не считывается как принципиальное решение, а только обеспечивает карикатурность персонажей. В спектакле эксплуатируются приёмы, которые не только не подчёркивают современное звучание текста, а наоборот, глушат его. Афористичный текст Грибоедова, конечно, не нуждается в защите от каких бы то ни было интерпретаций, но всё-таки обидно, когда блестящая комедия превращается в балаган.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
(Абрамовский зал и средний формат)
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность - 3 часа 45 минут (с антрактом)

"СТОЛЕТВМАКОНДО" это спектакль необычный  и во многом экспериментальный. Вслед за происходящим на сцене зритель пройдёт по лабиринту событий, в которых фантазия тесно переплетается с реальностью. 
Масштабное полотно, над которым режиссёр Андрей Тимошенко работает уже давно, поставит перед зрителем вопрос - какое место человек занимает во вселенной?


«Это не психологический спектакль, где в центре внимания  взаимоотношениях между людьми. Это спектакль художественных образов и символов. Это не про город, и не про семью. Но про ту точку во вселенной, где ты находишься», - рассказывает режиссёр Андрей Тимошенко.


Премьера спектакля состоялась 27 октября 2022 г.


Автор пьесы, сценографА. Тимошенко
Художник по костюмамИ. Титоренко
Художник по свету — О. Раввич
Режиссер по пластике  — О. Жуковский
Хормейстер — О. Щукин

Спектакль ведёт Юлия Сядей

СМИ о спектакле:
Газета "Бизнес-класс. Архангельск": "Спектакль-аттракцион в Архдраме: театральные чудеса против магического реализма" Отзыв Андрея Петрова о спектакле Петербургский театральный журнал: "Разрывная нить запутанного лабиринта крови"


Подробнее
6+
Удивительное приключение (Абрамовский зал)
Режиссёр - Рамиль Кагарманов

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Это история о том, что всё получается, когда берёшься за дело вместе с друзьями.

"Для меня этот спектакль интересен прежде всего тем, что мы рассказываем о настоящих семейных ценностях, говорим о том, что дорого каждому человеку. Для всей нашей постановочной команды - это важность семейных ценностей, значение Мамы в нашей жизни.
Я называю эту постановку «спектакль-оркестр». Почему оркестр? Потому что, только будучи вместе, мы можем сыграть мелодию, мы можем сыграть спектакль, мы можем построить театр, мы можем сделать всё, что угодно",- отмечает режиссёр спектакля Рамиль Кагарманов.

Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2022 г.

Сценография - Р. Кагарманов
Художник по костюмам - Р. Кагарманов
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле:
Отзыв Андрея Петрова о спектакле


Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее