Отзыв Надежды Петровой о спектакле "Горе от ума"
05.04.23
Архангельский театр драмы им.Ломоносова.
Режиссёр Рената Сотириади.
Часто те стереотипы, которые мы затвердили еще в школе, на уроках литературы очень мешают по новому прочитать ( или увидеть!) классическое произведение. Нас ведь как учили: Чацкий — это прогрессивный деятель, который противостоит фальшивому и отсталому московскому обществу, умнейший человек, нравственный, просто «луч света в темном царстве». Ой, нет, это другое…
Поэтому, увидев в программке что эту роль играет Александр Зимин, я засомневалась. Каюсь, зря. Он справился на отлично, аплодирую!
В его исполнении Чацкий — это забавный молодой человек, хулиганистый, не слишком тактичный. Но очень искренний и обаятельный. Деятелем он точно не является, он же ничего не делает. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - это отличная отмазка.
Еще одна безусловная удача этого спектакля — Евгений Нифантьев в роли Фамусова. Уже не первый раз замечаю, что когда Евгений играет отрицательных героев, они у него получаются довольно приятными людьми. При этом все их недостатки остаются при них. Вот Фамусов — да, бюрократ, да, с завиральными идеями типа «взять все книги бы да сжечь». Но в целом неплохой же человек… Не дурак, точно.
Хорош (хотя это не то слово) Молчалин в исполнении Тимофея Тихонова — такой скользкий, извивающийся, как уж. А полковник Скалозуб (Артем Пребышевский) уж точно Скалозуб. Он бы должен был быть самым смешным персонажем и он таки смешон. Но, как выяснилось во втором действии, не он самый фарсовый.
Второе действие, бал, и тут начинается разочарование. Я конечно все понимаю, Грибоедов написал комедию, персонажи на балу гротескные… Но не до такой же степени! Как будто в текстах гротеска мало, давайте оденем их в дурацкие костюмы, нарисуем лица-маски. А бабушка на поводке, а целый выводок совершенно дебильных княжон. Как по мне, пересолено! Гротеск должен быть в меру, иначе он быстро становится пошлым.
Досада, однако. Хороший спектакль, но капля дегтя в наличии.
В утешение себе самой я вот что придумала: например Шекспир во многих своих пьесах вставлял диалоги каких-нибудь слуг, которые к основному сюжету практически не имели отношения и были довольно пошлыми и даже непристойными (если правильно переводить). Это чтобы зал просто заходился от смеха. Так можно сказать, что и сцены на балу у Фамусова режиссер поставила так, чтобы возвысить спектакль до уровня Шекспира. Публика же смеялась? Смеялась! Аплодировала? Еще как (я тоже аплодировала). А если публика принимает, то какая разница «что будет говорить княгиня Марья Алексевна».