Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Ballet Magazine: Новые поморские танцы

17.11.23
Источник: https://balletmagazine.ru/post/novye-pomorskie-tancy
Автор: Екатерина Васенина


В Архангельске завершился седьмой фестиваль современной хореографии «Прикосновение». 

Фестиваль современного танца «Прикосновение» был придуман в Архангельске танцовщиком Николаем Щетневым. В 1998 году он основал театр «Другой танец» как лабораторию экспериментального танца, контактной импровизации и перформанса, с 2000 года начал организовывать «танцинтервенции» с контактной импровизацией на улице, в 2002-м создал архангельский центр современного танца «Танец без границ», в 2003-м провел первый фестиваль «Прикосновение».

В книге «Российский современный танец. Диалоги» (2005) он говорил: «У нас формируется свой зритель, есть понимающие люди во власти и культурной элите. Наша задача сейчас — проводить больше образовательных мероприятий, сотрудничать с другими культурными учреждениями». Состоялось пять фестивалей, потом была пауза более 15 лет. С 2022 года силами новых кураторов Сусанны Воюшиной и Дмитрия Мельникова фестиваль возродился на новом историческом витке на площадках Драматического театра имени Ломоносова при поддержке директора театра Сергея Самодова.

В октябре 2023 года были показаны семь спектаклей, которые посетили более тысячи зрителей, состоялись две лекции об истории отношений танца и драматического театра. Программы архангельского кинотанца и танцевальной лаборатории формировались по открытым заявкам. Танцдраматургами лаборатории стали Александр Любашин, Марина Ижецкая (Петербург) и Екатерина Галанова (Челябинск). Показы состоялись в «среднем формате» (зрители сидели на сцене, а задником стал противопожарный занавес основной сцены), на камерной сцене, в Абрамовском зале, посвященном писателю Федору Абрамову, и на площадке театра «Изба».


Театр танца «М’Арт»

Эскиз лаборатории «Прикосновения» 2022 года, сказка «Быль» Анастасии Змываловой, за год стал репертуарным спектаклем Архангельского театра драмы. Театр танца Анастасии Змываловой «М'Арт» — резидент театра и показывает свои спектакли на камерной сцене Архдрамы на регулярной основе. Сказка «Быль» — удачный пример разговорного танцевального спектакля. Текст сказки написала актриса Архдрамы Нина Няникова, его отличает притчевый слог и неизбывно актуальное содержание. Актер и музыкант-перкуссионист Леонид Федорушков ведет повествование про житье-бытье, про веру и не-веру от первого лица, а танцовщики «М’Арта» выступают в роли танцующего хора.

Начинается так: «Не жил не был один человек. Влетела ему раз в ум такая мысль: «Отчего это все вокруг жили-были, а я не живу не быву». Надо, значит, идти, житье-бытье добывать». Герой идет по свету, видит разное, пока не оказывается проглоченным чудищем. Опять возникает неопределенность с житьем и бытьем. Пластические импровизации «хора» и ритмические отбивки Леонида Федорушкова степенно сопровождают притчу. Из желудка герой слышит разговор с другим чудищем: «Ты здесь, и я здесь. Я люблю тебя. Пока я верю, так оно и будет». Скоро во тьме различится другой обитатель желудка — горлица, она обернется девушкой. «…Сидели они так год за годом в желудке у чудища. Сначала молчали. Потом говорить начали: «Ты живешь–бывешь — значит, и я живу-быву, я вижу, я верю», «Я живу-быву — значит, и ты живешь-бывешь, я вижу, я верю», «Мы живем и будем». Потом, чтобы никогда не разувериться, взялись они за ручки и полюбили друг друга. Жили-были люди внутри чудовища и верили, и любили.

А чудовище — оно всегда снаружи будет, что ж, не жить не быть теперь?!

Участники театра танца «М’Арт» очень артистичны, их пластические комментарии и рефлексии повествования героя прошиты теплой иронией и уютом свободы замкнутого мирка. Артисты носят в руках и в прическах клубки со спицами и вязанием: надо обживаться, где бы ты ни был. Преимущество этого спектакля — харизма артиста Леонида Федорушкова, его способность вести повествование спокойно и театрально «сказочно». Можно с уверенностью сказать, что благодаря работе театра танца «М’Арт» рождается новое лицо архангельского современного танца, с опорой на возможности драматического театра, на локальную языковую специфику.

Спектакль «Крапива» Марины Ижецкой и Екатерины Галановой начинается с просьбы танцхудожниц пустить по залу листочек, на котором зрители могут написать свои домашние ласковые имена или школьные обидные клички — те, что обжигают как крапива. Спектакль вообще об импульсе, который помогает быть здесь и сейчас, переживать ясно и остро свое состояние в текущем моменте. Хореограф и танцовщица Екатерина Галанова перед показом повредила ногу и выступала на костылях. Ее хореография была обусловлена размахом временных крыльев и возможностями стоп. Эмпатия к боли способствовала переживанию момента здесь и сейчас. Марина Ижецкая следом продублировала хореографический рисунок Екатерины, тоже на костылях, но кинестетическое переживание не повторилось. Так работает наша внутренняя «крапива» — ожог эмпатии, острое сопереживание увиденному.

«Колыбельная для Маяковского» московского «Я театра» Александра Исакова и Виктории Янчевской — об отличии публичного образа от домашней сути. Наверное, и о том, как мало певец революции получал домашнего тепла, которое бы уберегло его, убаюкало, отодвинуло от раннего ухода. «Для народа он сильный, громкий, смелый, решительный. А для любимой/любовницы маленький мальчик с охапкой сомнений и страхов». Виктория Янчевская от имени всех женщин Маяковского долго, раз за разом карабкается на высокого Исакова, садится ему на шею, и каждую он берет на ручки. Его хватает надолго, на многих. Но не навечно, и он умирает. И теперь уже Она, одна, маленькая Лиля Брик, берет на руки огромного Щена и несет в вечность, не подавая вида, насколько это тяжело.


«Колыбельная для Маяковского»

Спектакль «Аррр» московского хореографа Павла Глухова объездил множество фестивалей и продолжает завоевывать новых зрителей. Шесть лет назад руководителем воронежского драматического «Камерного театра» Михаилом Бычковым была создана танцевальная труппа, и артисты «Аррр» Игорь Прудской и Николай Гаврилин — ее участники. На музыку современного композитора Василия Пешкова Глухов создал драматический дуэт мужских эго, самовлюбленного и стесняющегося, полный виртуозных подсечек, поддержек, трюков. В хореографии, созданной мужчиной для мужчин, ощущается некая свобода, понимание заложенных возможностей. И хотя местоимение «Я!» как «я существую и могу наконец прокричать о себе всему миру» звучит только в самом конце, когда стеснение одного выбивается кулаками и смехом другого, суггестия движения Гаврилина и Прудского как артистов драматического театра ощущается на всем протяжении спектакля.

«Проявленность» педагога по соматическим практикам Академии имени Вагановой Ивана Сачкова и опытного хореографа, педагога, танцовщицы Галины Грачевой проверила зрителей на терпение и внимательность своим экстрамедленным темпом движений. Этот тщательно простроенный контактный дуэт сначала вызвал недоумение в зале (на шестичасовых показах каждый день было много школьников по «Пушкинской карте»), потом заставил подключиться и сонастроиться на восприятие глубокого соматического контакта, явленного на сцене. Такое онтологическое восприятие мужчины и женщины друг другом стало уроком бережного и чуткого телесного поведения.

Спектакль-лекция «ОК_НО» проекта IZOTOP.LAB в постановке Ярослава Францева и хореографии Анны Румянцевой посвящен изучению онкологии. Драматургической основой стали реальные истории пациентов, находящихся на этапе ремиссии, интервью с врачами-онкологами, научные исследования об онкологических заболеваниях, причинах их возникновения и достижениях российской медицины в борьбе с раком. Куратором архангельской части диптиха (вторая часть поставлена в Нижнем Новгороде) выступил Михаил Юрьевич Вальков — практикующий врач-онколог, заведующий кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и онкологии Северного государственного медицинского университета.

Спектакль-лекция «ОК_НО» — синтез документального театра, современного танца и авторской аудиоинсталляции. За литературную основу взяты интервью больных, врачей, рецепты из интернета, а также фрагменты «Превращения» Франца Кафки, те, где Грегор Замза глубоко переживает свое превращение из человека в отвратительное насекомое. Множество кассетных плееров создают полифоническое звучание внутренних переживаний «Грегора Замзы», а палочки-светильники — как светящиеся мечи джедаев-воинов, готовых вступить в битву с болезнью. Истории, ставшие драматургической основой спектакля, показывают ценность желания поправиться, хотя в спектакле есть глава «Ремиссия», а есть и «Рецидив». Артисты предлагают зрителям бросить кубики, меняющие последовательность глав на каждом показе. И всегда главным оказывается одно — намерение выздороветь.

Спектакль «ОК_НО» идет в репертуаре Архдрамы и связывает незримыми нитями «Прикосновение» 2020-х с «Прикосновением» нулевых — Николай Щетнев тоже мыслил современный танец социально ответственным искусством и несколько лет работал в реабилитационном центре для детей с ДЦП, проводил мероприятия DanceAbility.

Фестиваль «Прикосновение», его новая итерация, без сомнения, обрел лучшую площадку в пространствах Архангельского театра драмы имени Ломоносова. Она дает возможность проводить лаборатории, мастер-классы, лекции, полномасштабные зрелищные пластические спектакли, а территория вокруг театра — и показы в жанрах уличного театра и сайт-специфик. Современный танец — это часть остроактуального искусства, и оно может быть очень интересным и объединяющим людей. Думаю, архангельский современный танец еще заявит о себе.

   

*Фото - Эдуард Евсиков 

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее
12+
ПРЕМЬЕРА!
А.Чехов
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Художник-сценограф - А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Композитор - Ф.Чернов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее