Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера. В Архангельском театре драмы закрыли сезон комедией масок

23.06.24
Источник: https://pravdasevera.ru/2024/06/23/667691b8486e48a1ff55d7d2.html
Автор: Елена Ирха

Под занавес сезона показали премьеру «Слуга двух господ» в постановке Петра Куртова



Фото: Елена Ирха

Кажется, давно не было спектакля, о котором бы зрители отзывались столь диаметрально противоположно. В антракте некоторые уходили, но это вовсе не показатель того, что спектакль удачный-неудачный.

Одно из мнений таково — ожидали увидеть театральную версию известного телефильма «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным, а тут все актёры в масках…

Режиссёр Пётр Куртов, с которым мы поговорили о зрительских отзывах, ответил на это так:

— Пьеса изначально была написана Карло Гольдони для комедии масок, или комедии дель арте, итальянского площадного театра XVIII века, где актёры играли в масках. Фильм, на который ссылаются зрители, это не классическое произведение, это интерпретация в рамках заданного в те времена реализма. Мы же показали на сцене то, что, по нашему мнению, закладывалось автором…

Фото: Елена ИрхаФото: Елена Ирха

Надо сказать, что актёры на сцене вовсе не постоянно играют в масках. Когда у героев вспыхивают истинные чувства, актёры маски снимают. Например, в объяснении любви между Труффальдино и Смеральдиной. Это красивая завораживающая сцена. А когда они кричат друг другу — я тебя больше не люблю! — на их лицах маски, потому что это неправда, они играют с чувствами.

А нельзя ли снять маски совсем? — задаются вопросом зрители.

— Нет, нельзя, — ответил режиссёр. — Мы все и в жизни носим маски, разве нет? Очень многие чувства прячем за масками, свои страхи, какие‑то внутренние раздоры с собой. Если снять маску и честно поговорить с собой, близким человеком? Но нет — страшно. А для актёра, играющего в комедии дель арте, — это способ передать характер роли, да, получается остро, гротескно, выпукло. На то и театр: «Однако время маску надевать. Пусть будет на лице личина, а если строгий взор во мне изъян заметит — я ряженый! Пусть маска и краснеет». Кто‑нибудь хочет поспорить с Шекспиром?..

В финале спектакля актёры снимают маски, показывая, что они разыграли представление для почтеннейшей публики, так что сакральное «не верю!», адресованное реалистическому театру, здесь совершенно не подходит.

Есть ещё одна значительная претензия зрителей, как бы это сказать…

— Да, есть провокационные моменты, — не отрицает режиссёр. — Мне даже говорили, мол, архангельская публика консервативная, ей «не заходит», например, то, как мы представили сцену объяснения между Клариче и переодетой в мужчину Беатриче.

Я считаю, что театр — это откровение, тут скрывать что‑то, как в жизни, не получится. Понимаете, не бывает любви без страдания и страдания без любви. В спектакле Клариче говорит одно, а на деле поступает по‑другому. Многие и в жизни действуют так же, почему бы не посмеяться над этим? Мы же играем спектакль, актёры в масках, и воля зрителей — принимать условия игры или нет. Всё зависит от глаз смотрящего, — заключил режиссёр.

Однако почти все зрители — и те, кого спектакль разочаровал, и те, кто его принял, — отметили, что в спектакле есть просто удачные сцены, игру актёров и интересный образ Труффальдино. Его сыграл Александр Зимин. Актёр, кстати, свободно импровизировал со зрительным залом, как некогда и было принято в традиции дель арте. Спектакль музыкальный, тексты песен — Петра Куртова.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее
12+
ПРЕМЬЕРА!
А.Чехов
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Художник-сценограф - А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Композитор - Ф.Чернов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее