Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Театрал. Маркес на все 360: Архдрама сыграла «СТОЛЕТВМАКОНДО» в Вахтанговском

30.08.24
Источник: Маркес на все 360: Архдрама сыграла «СТОЛЕТВМАКОНДО» в Вахтанговском
Автор: Анастасия Евтефеева

Такой Новую сцену Театра Вахтангова увидишь крайне редко, если вообще доведется. Нет привычных рядов кресел, возвышающихся к потолку, нет и привычного пространства сцены. Зато по периметру всего зала выстроены узкие полутораметровые черные подиумы – на них в формате 360 и будет происходить действие. Зрители же расположатся в «бассейне», образованном подиумами, и смогут крутиться на стульях тоже на 360 градусов, чтобы успевать снизу вверх смотреть за всеми четырьмя сценами. Кстати, выйти из зала во время спектакля из-за подиумов не получится – да и не захочется.

«Столетвмакондо» по роману Габриэля Гарсиа Маркеса поставил Андрей Тимошенко, главный режиссер Архангельского театра драмы им. Ломоносова. За сценографию и инсценировку тоже отвечал сам. «Это спектакль художественных образов и символов», – говорит режиссер. И первый символ, с которым сталкивается зритель – настоящий кусок льда. Аккуратно прямоугольный, голубовато-белый и в то же время прозрачный, как большой ларец. Он станет первым, к чему прикоснется спускающий в зрительный зал Аурелиано Буэндия. Полковник положит руку на лед, будто произносит клятву, и скажет: «Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндия припомнит тот далекий день, когда отец повел его поглядеть на лед». Строки, с которых начинается роман Маркеса.

Поскольку летом театральные залы по климату приближены к Макондо, к ледяной глыбе хотелось сидеть ближе, чтобы, как и главный герой, чувствовать обжигающий холод. Но не довелось. Зато освежили брызги от мокрых полотенец, которыми любовники лупили о черные планшеты «стен». Тяжелая от воды ткань глухо ударялась, оставляя на планшетах растекающиеся сырые следы. Так режиссёр решил неистово страстное совокупление Хосе Аркадио с Ребеккой, бросившей из-за него жениха.

Отвергнутый жених попробует обольстить некогда влюбленную в него сестру Ребекки – Амаранту, но та откажет. Тогда он покончит с собой. Хосе Аркадио внезапно умрет, а его брат, полковник Аурелиано Буэндиа, будет воевать на стороне либералов и от разных женщин заимеет 17 детей (всех назовут Аурелиано), но их убьют в одну ночь. Отец Аурелиано и Хосе Аркадио – основатель Макондо, любознательный и волевой мужчина, жаждущий проникнуть в тайны вселенной. Его тоже зовут Хосе Аркадио Буэндиа. Он тронется рассудком, пытаясь доказать существование бога с помощью дагерротипии (ранний способ фотографии). Обезумев, глава рода будет бегать с криками «бога нет! бога нет!!!», а когда успокоится – станет играть в карты с призраком давно убитого им Пруденсио Агиляра и в какой-то момент не захочет покидать стеклянные коридоры своего болезненного сознания, которые режиссер «построил» с помощью широких лент легко изгибаемого прозрачного пластика.

От количества персонажей, их сложно сплетенных связей и нелинейного повествования, голова начинает идти кругом. Попытки ничего и никого не перепутать терпят отчаянное фиаско. Но режиссер учел и это. Потому во втором акте жители Макондо берут стулья, рассаживаются по кругу сцены и рассказывают. Каждый – свою историю. Кто он и как живет, кого любит и ненавидит, чего боится. Они говорят искренне, иногда исповедально и до определенного момента – по очереди. А потом голос каждого тонет в общем ропоте...

О «Столетвмакондо» Андрея Тимошенко хочется написать еще много – восхищаться придуманными художественными образами и нетривиальными решениями, разгадывать метафоры, поражаться глубине работы. Так, режиссер «прячет» в спектакле четыре стихи – воду, огонь, землю и воздух. Потому, со всех четырех сторон сцены идет настоящий дождь, с помощью луп Буэндиа учатся добывать огонь, в беспамятстве Ребекка ест землю, а Ремедиос Прекрасная в лепестках роз принимает воздушные ванны, нагоняемые простынями, на которых она, как писал Маркес, вознесется на небо. Есть в спектакле и пятая тончайшая стихия – эфир. Его зритель видит в сцене алхимических опытов Буэндиа. И во всем происходящем есть смысл, а не праздное увеселение публики.

Еще этот спектакль напоминает волшебную шкатулку. Открываешь – и вот тебе фокусы с чудесами. Но главное, что все они прекрасно вписываются в магический реализм Маркеса, когда с бытовым сосуществует мистическое и это никого не удивляет. Всего лишь призрак Пруденсио Агиляра остается среди живых, а цыган Мелькиадес, который привозил научные изобретения в отграниченный от Большой земли Макондо, возвращается из мира мертвых.

Тема смерти часто звучит в постановке. Со слов о расстреле все начинается. Хосе Аркадио Буэндиа убивает Пруденсио Агиляра. «Человек – вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей», – говорит Урсуле муж. Про смерть рассуждают многие персонажи. С того света возвращаются и туда отправляются по собственному желанию. На смерть своих солдат ведет полковник Аурелиано Буэндиа. И в спектакле это показано так же образно, как и убитые сыновья полковника. В первом случае – Аурелиано, словно конвейер, окунает в чан с кровью скелеты, вереница которых растягивается на одной из четырех сцен. Во втором – он же хладнокровно разбирает пирамиду из тряпичных голов сыновей, сложенных как на картине «Апофеоз войны».

«Столетвмакондо» идет без малого четыре часа. За это время артисты почти не покидают сцену (за исключением антракта). У них нет возможности перевести дух, им нельзя сбавить темп работы. И они виртуозно справляются. На сцене всегда многолюдно, динамично и увлекательно, как на латиноамериканском карнавале. В какой-то момент даже забываешь, что это гастрольный показ. За что спасибо артистам и большой постановочной команде, которая работает на спектакле.

Андрей Тимошенко закольцевал свою постановку. И эта кольцевая композиция, как и непрерывное кольцо сцены, передает атмосферу отчужденного и застрявшего во времени Макондо, где история идет по кругу, а жители от поколения к поколению деградируют – прежде всего нравственно – пока род Буэндиа не вырождается. Потомки перестают уважать старших, они открыто насмехаются над старой Урсулой, и та эффектно разрывает с ними родственные нити, которые плела столько лет...

В самом конце, уже на поклонах, зрителей ждет последнее чудо. Артисты откроют небольшую коробочку и – оттуда выпорхнет бабочка с зелено-черными крыльями. Поначалу она будет упорно возвращаться к актерам, видимо, как и они, присматриваясь к незнакомой московской публике. Скромно на сцену выйдет сам Андрей Тимошенко, поклонится и довольно быстро уйдет, оставив своим актерам все аплодисменты. Овации будут долгими. А бабочка все же улетит в зрительный зал. На третий раз, как в сказке. Говорят, бабочки символизируют душу и способность к возрождению, а зеленый считают цветом жизни... Значит, все непременно наладится?
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Театр танца «М’Арт»

  • «Из пункта А в пункт Б»
    Хореограф: Анастасия Змывалова
    Исполнители: Театр танца «М’Арт»
    Не тяготит ли нас жизнь, которой мы живём? Идём ли мы правильной дорогой или хотим поменять всё, чтобы начать свой путь заново? Об этом предлагаем поразмышлять вместе.

    «Одоление»
    Хореограф: Анастасия Змывалова
    Исполнители: Белозерцева Валерия, Краева Наталия
    Что значит одолеть? Существуют ли внутренние барьеры, которые невозможно преодолеть? Как найти гармонию? Без слов, но с огромной силой выражения расскажем о том, как обрести свою свободу.

    «Треск»
    Хореограф: Наталия Краева
    Исполнители: Анастасия Копылова, Леонид Федорушков
    О бессловесной любви, о том, как невозможно понять друг друга. Слово искрит и трещит, разрывая отношения.

    «Формула общения»
    Хореограф: Валерия Белозерцева
    Исполнители: Наталия Краева, Катерина Черепахина
    Спектакль-диалог, в котором две противоположные личности пытаются найти общий язык и понимание.
    Спектакль побуждает задуматься о важности эффективной коммуникации, умении слышать и принимать другого человека. Это история о том, как непросто бывает найти общие точки соприкосновения, но как важно этому научиться.
Подробнее
12+
Family drama (камерная сцена\средний формат)
С. Стивенс (по роману М. Хэддона)
Режиссёр – Алексей Ермилышев

По роману Марка Хеддона
Перевод Ольги Буховой

  • Продолжительность — 3 часа (с антрактом) 
  • Роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» стал в Англии бестселлером, а спектакль Королевского национального театра, поставленный Мэриэнн Эллиотт получил семь премий Лоуренса Оливье. Секрет успеха — сочетание детективной интриги, напряжения психологического триллера и особого взгляда на мир.
  • Главный герой – особенный подросток Кристофер, ребёнок с синдромом Аспергера. Люди с таким ментальным расстройством по-своему воспринимают мир - замкнуты в себе и с осторожностью, даже страхом относятся к окружению. 
Как устоять в мире, полном предательств и обмана? Как найти свое место? Как верить людям? Как найти любовь? Эти же вопросы задаём себе и мы, когда находимся в сложной переходной ситуации, аутизм Кристофера в спектакле – лакмусовая бумажка человеческой психики. Чем больнее для его чистого созерцания и оголенного восприятия эти вопросы – тем значительнее поиск ответов. 
Заставляет выйти мальчика из своего внутреннего укрытия загадочное происшествие – убийство соседской собаки, его он намерен расследовать. Кстати, в спектакле задействована собака режиссёра - чёрный лабрадор по кличке Рэй. С этого начинаются приключения Кристофера, которые сталкивают его с алогичным эмоциональным миром взрослых, и помогают случайно раскрыть семейную драму.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля: 

«Главный герой Кристофер –  проекция на все человечество. То есть мы где-то внутри себя сами такие же. Мы чего-то боимся. Он тоже боится, только у него это сильнее выражено. Каждый из нас в какой-то степени особенный. Кристофер, например, имеет много страхов и в конце концов побеждает их, доказывая всем нам, что бояться бессмысленно. Многое в спектакле решено визуально, а не текстово».


Режиссёр Полина Золотовицкая (г. Москва): «Мне понравилось. Это очень хороший материал. Сильная история, которая не может не трогать. Особенно когда она трогает и самих артистов. Они искренни, и это передается залу. Я видела, как люди плакали. А еще очень хорошая актерская работа М.Кузьмина.»

Николай Песочинский, театральный критик (г. Санкт-Петербург): «Смотрится на одном дыхании, потому что это действительно хороший театр. Сделанный на очень сложном материале на очень сложные темы. Художественно здесь ходят по лезвию ножа. Если шагнут вправо – будет душераздирающе искусственная мелодрама со слащавостью. Влево - бесчувственное обозначение. А здесь удаётся пройти по этому лезвию с позитивным результатом. Никогда не забуду образ, найденный Михаилом. Спектакль производит человечески огромное впечатление – заставляет более по-доброму что-то сделать. Хочется спасти лишнюю собаку, добрее относиться к людям с особенностями, детям, старикам... Безусловно, эта постановка пробуждает лучшее и побуждает к лучшему. Я много видел проектов инклюзивных, и тема особенных детей для меня не в новинку. Потому я не сквозь сентиментальность оцениваю. Спектакль действительно состоявшийся».

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Кристофера (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

*Спектакль победил в номинации «Приз зрительских симпатий» на престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2019 г.)



СМИ о спектакле:
Театральный критик Лариса Каневская: о «Загадочном ночном...» на Биеннале театрального искусства-2019
Газета «Архангельск»: При чем здесь убитый пудель?
Газета «Бизнес-класс»: Премьера на камерной сцене: геометрия «особенного» человека
«Регион-29»: Человек дождя в чертогах разума: архангельский драмтеатр впустил и выпустил в мир «особого» подростка
Блогер lisisica: как лисисица плакала
Отзыв Natalya Pamsik

Премьера состоялась 24 ноября 2017 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Сценография – Алексей Ермилышев
Музыкальное оформление – Михаил Кузьмин
Художник по свету – Максим Надеев 
Хореография и жанровая пластика – Ольга Мурашова 
Видеохудожник – 42 design commune (Виктор Тяпков, Мария Балашева) 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

*** В ходе постановки и репетиций спектакля ни одной собаки не пострадало!

Подробнее
16+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр Деда Мороза (г. Великий Устюг)
Е. Прилепская
Режиссер - Алексей Луценко

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Моноспектакль по пьесе Екатерины Прилепской, о судьбе сильной женщины. Главная героиня в попытках найти свое счастье попадает в странные, смешные и порой, даже страшные истории, о которых с ноткой иронии откровенно рассказывает зрителю. История жизни Веры, ее первая любовь, исполнение мечты, расставания, крушение надежд и обретение веры в чудо найдут отклик в душе каждого зрителя.

Подробнее