Театрал. Маркес на все 360: Архдрама сыграла «СТОЛЕТВМАКОНДО» в Вахтанговском
Автор: Анастасия Евтефеева
Такой Новую сцену Театра Вахтангова увидишь крайне редко, если вообще доведется. Нет привычных рядов кресел, возвышающихся к потолку, нет и привычного пространства сцены. Зато по периметру всего зала выстроены узкие полутораметровые черные подиумы – на них в формате 360 и будет происходить действие. Зрители же расположатся в «бассейне», образованном подиумами, и смогут крутиться на стульях тоже на 360 градусов, чтобы успевать снизу вверх смотреть за всеми четырьмя сценами. Кстати, выйти из зала во время спектакля из-за подиумов не получится – да и не захочется.
«Столетвмакондо» по роману Габриэля Гарсиа Маркеса поставил Андрей Тимошенко, главный режиссер Архангельского театра драмы им. Ломоносова. За сценографию и инсценировку тоже отвечал сам. «Это спектакль художественных образов и символов», – говорит режиссер. И первый символ, с которым сталкивается зритель – настоящий кусок льда. Аккуратно прямоугольный, голубовато-белый и в то же время прозрачный, как большой ларец. Он станет первым, к чему прикоснется спускающий в зрительный зал Аурелиано Буэндия. Полковник положит руку на лед, будто произносит клятву, и скажет: «Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндия припомнит тот далекий день, когда отец повел его поглядеть на лед». Строки, с которых начинается роман Маркеса.
Поскольку летом театральные залы по климату приближены к Макондо, к ледяной глыбе хотелось сидеть ближе, чтобы, как и главный герой, чувствовать обжигающий холод. Но не довелось. Зато освежили брызги от мокрых полотенец, которыми любовники лупили о черные планшеты «стен». Тяжелая от воды ткань глухо ударялась, оставляя на планшетах растекающиеся сырые следы. Так режиссёр решил неистово страстное совокупление Хосе Аркадио с Ребеккой, бросившей из-за него жениха.
Отвергнутый жених попробует обольстить некогда влюбленную в него сестру Ребекки – Амаранту, но та откажет. Тогда он покончит с собой. Хосе Аркадио внезапно умрет, а его брат, полковник Аурелиано Буэндиа, будет воевать на стороне либералов и от разных женщин заимеет 17 детей (всех назовут Аурелиано), но их убьют в одну ночь. Отец Аурелиано и Хосе Аркадио – основатель Макондо, любознательный и волевой мужчина, жаждущий проникнуть в тайны вселенной. Его тоже зовут Хосе Аркадио Буэндиа. Он тронется рассудком, пытаясь доказать существование бога с помощью дагерротипии (ранний способ фотографии). Обезумев, глава рода будет бегать с криками «бога нет! бога нет!!!», а когда успокоится – станет играть в карты с призраком давно убитого им Пруденсио Агиляра и в какой-то момент не захочет покидать стеклянные коридоры своего болезненного сознания, которые режиссер «построил» с помощью широких лент легко изгибаемого прозрачного пластика.
От количества персонажей, их сложно сплетенных связей и нелинейного повествования, голова начинает идти кругом. Попытки ничего и никого не перепутать терпят отчаянное фиаско. Но режиссер учел и это. Потому во втором акте жители Макондо берут стулья, рассаживаются по кругу сцены и рассказывают. Каждый – свою историю. Кто он и как живет, кого любит и ненавидит, чего боится. Они говорят искренне, иногда исповедально и до определенного момента – по очереди. А потом голос каждого тонет в общем ропоте...
О «Столетвмакондо» Андрея Тимошенко хочется написать еще много – восхищаться придуманными художественными образами и нетривиальными решениями, разгадывать метафоры, поражаться глубине работы. Так, режиссер «прячет» в спектакле четыре стихи – воду, огонь, землю и воздух. Потому, со всех четырех сторон сцены идет настоящий дождь, с помощью луп Буэндиа учатся добывать огонь, в беспамятстве Ребекка ест землю, а Ремедиос Прекрасная в лепестках роз принимает воздушные ванны, нагоняемые простынями, на которых она, как писал Маркес, вознесется на небо. Есть в спектакле и пятая тончайшая стихия – эфир. Его зритель видит в сцене алхимических опытов Буэндиа. И во всем происходящем есть смысл, а не праздное увеселение публики.
Еще этот спектакль напоминает волшебную шкатулку. Открываешь – и вот тебе фокусы с чудесами. Но главное, что все они прекрасно вписываются в магический реализм Маркеса, когда с бытовым сосуществует мистическое и это никого не удивляет. Всего лишь призрак Пруденсио Агиляра остается среди живых, а цыган Мелькиадес, который привозил научные изобретения в отграниченный от Большой земли Макондо, возвращается из мира мертвых.
Тема смерти часто звучит в постановке. Со слов о расстреле все начинается. Хосе Аркадио Буэндиа убивает Пруденсио Агиляра. «Человек – вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей», – говорит Урсуле муж. Про смерть рассуждают многие персонажи. С того света возвращаются и туда отправляются по собственному желанию. На смерть своих солдат ведет полковник Аурелиано Буэндиа. И в спектакле это показано так же образно, как и убитые сыновья полковника. В первом случае – Аурелиано, словно конвейер, окунает в чан с кровью скелеты, вереница которых растягивается на одной из четырех сцен. Во втором – он же хладнокровно разбирает пирамиду из тряпичных голов сыновей, сложенных как на картине «Апофеоз войны».
«Столетвмакондо» идет без малого четыре часа. За это время артисты почти не покидают сцену (за исключением антракта). У них нет возможности перевести дух, им нельзя сбавить темп работы. И они виртуозно справляются. На сцене всегда многолюдно, динамично и увлекательно, как на латиноамериканском карнавале. В какой-то момент даже забываешь, что это гастрольный показ. За что спасибо артистам и большой постановочной команде, которая работает на спектакле.
Андрей Тимошенко закольцевал свою постановку. И эта кольцевая композиция, как и непрерывное кольцо сцены, передает атмосферу отчужденного и застрявшего во времени Макондо, где история идет по кругу, а жители от поколения к поколению деградируют – прежде всего нравственно – пока род Буэндиа не вырождается. Потомки перестают уважать старших, они открыто насмехаются над старой Урсулой, и та эффектно разрывает с ними родственные нити, которые плела столько лет...
В самом конце, уже на поклонах, зрителей ждет последнее чудо. Артисты откроют небольшую коробочку и – оттуда выпорхнет бабочка с зелено-черными крыльями. Поначалу она будет упорно возвращаться к актерам, видимо, как и они, присматриваясь к незнакомой московской публике. Скромно на сцену выйдет сам Андрей Тимошенко, поклонится и довольно быстро уйдет, оставив своим актерам все аплодисменты. Овации будут долгими. А бабочка все же улетит в зрительный зал. На третий раз, как в сказке. Говорят, бабочки символизируют душу и способность к возрождению, а зеленый считают цветом жизни... Значит, все непременно наладится?