Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

28.02.21
Источник: News29

Накануне в Архангельском театре драмы им. М.В. Ломоносова показали премьеру спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» главного режиссера Андрея Тимошенко по одноименной пьесе Михаила Хейфеца. Постановка затрагивает и проблемы прошлого столетия, когда образы героев так рьяно навязывались обществом, и бич современности с её потерянным поколением.

С самого детства образ Пушкина преследовал Михаила Питунина (в исполнении Михаила Кузьмина), обычного петербуржца средних лет. С ним были связаны ключевые моменты его жизни. Сначала все началось с лютой ненависти. Вот воспиталка в детском саду поставила маленького Питунина в угол за то, что тот невзлюбил великого поэта. А вот училка отправляет его к завучу за то, что посмел святое имя не к месту ляпнуть, и не где-то там, а в 69-й имени Александра Сергеевича.



Слепое восхищение Пушкиным у старшего поколения противопоставляется сперва детской непокорности, затем подростковому бунтарству. Для школьников имя Пушкина ассоциируется со стихами и поэмами, которые надо зубрить, и сказками, по которым заставляют делать рисунки. Вот так и получается, что признанный гений становится приевшимся штампом. Фразу «Я что Пушкин что ли?» в школе не говорил только ленивый. А знаменитые строчки из творчества поэта становятся похабными переделками, которые так весело петь под гитару. Да и запоминаются они куда лучше, чем оригиналы.



История взросления главного героя идет параллельно с биографией Александра Сергеевича. Питунин демонстрирует некую пренебрежительность к поэту, описывая хронологию его жизни. Маленький, страшный, да еще и камер-юнкер – низший придворный чин. Невозможно не углядеть и насмешку, с которой Миша Питунин рассказывает о тогдашних реалиях. 



Переломный момент происходит, когда герой встречает художницу Леру – свою первую и, скорее всего, единственную любовь. Тут Пушкин как раз и пригодился – Питунин выучил пару любовных стихотворений после неудавшейся попытки завоевать сердце (вернее сказать, тело) предыдущей девушки. С Лерой Мишу Питунина объединяло не только нежное чувство, но и попытка уйти от реальности. Они решили найти ответ на вопрос «Можно было бы спасти Пушкина?». Питунин собрал столько материала в библиотеке, что на диссертацию хватит, рассуждения за рассуждениями, но вот поэт переместился на второй план, пока влюбленные были заняты друг другом.



Точку в отношениях Миши и Леры ставит суровая реальность, когда приходит пора прощаться из-за армии. Ждать художница призывника не собирается, ведь «лучше уже не будет», и дарит ему картину «Михаил Питунин спасает камер-юнкера Пушкина».

После армии Питунин женится, живет ничем не примечательной жизнью, в 90-е у него отбирают магазин, а затем развод и смерть матери. После последнего герой будто окончательно впадает в депрессию и не может найти свое место в мире, даже из квартиры на Петроградской почти не выходит. Кризис среднего возраста и жизнь маленького человека здесь показаны в лоб и без прикрас.

Одним из самых ярких становится эпизод, когда решивший наконец прогуляться Питунин встречается с торговцем эротическими журналами и не находит на прилавке томика Пушкина. Спроса нет. Выходит, поэт никого больше не интересует. А тут как тут и Сека с Витьком, которые в школьные годы у него 10 копеек отжали, а потом и все 20, пока тот думал, как Пушкина спасти. Из школьных хулиганов и гопников они выросли в настоящих бандитов и при каждой встрече будто искушали главного героя, чтоб тот ступил-таки на скользкую дорожку.







В конце постановки Питунин окончательно разочаровывается в жизни, не принимает себя в ней, чувствуя свою никчемность и бесполезность. Отчаяние приводит к тому, что он видит единственный возможный исход в подвиге – спасти жизнь Александру Сергеевичу, схлопотать его пулю. Перед смертью он снова встречается с Лерой, правда, в своей собственной реальности.



Действие спектакля разворачивается динамично, в течение всего времени зрителю ни разу не дают повода заскучать, происходит постоянное взаимодействие актеров с залом. Несмотря на скромный актерский состав, постановка не теряет своей целостности в разнообразии временных отрезков.

Нина Няникова сыграла больше всего ролей и одинаково хорошо и правдиво смотрелась во всех образах.



Хотелось бы также отметить игру Александра Зимина (в очереди с ним играет Александр Субботин). Второстепенные герои Зимина зачастую оттягивали на себя внимание.


И, конечно же, нельзя не отдать должное таланту Михаила Кузьмина, который смог показать одного человека в разные жизненные этапы так, что зрителя совсем не смущает один и тот же образ на протяжении всей постановки.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
(Абрамовский зал)
М.Парр
Режиссёр - Михаил Кузьмин 

Продолжительность - 2 часа 40 минут (с антрактом)

Это история крепкой дружбы мальчика Трилле и девочки Лены, живших по соседству. Обладая смелостью и безудержной фантазией, они постоянно выдумывали разные игры и нередко попадали в переделки. Их дружба оказалась настолько сильной, что даже большое расстояние не стало серьёзной помехой.

Эта история учит быть верным, преданным другом, учит ценить дружбу, своих родителей, и всегда держать ответ за свои поступки.

Премьера спектакля состоялась 25 мая 2023 г.

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Автор инсценировки - М. Кузьмин
Художник-постановщикМ. Кузьмин
Художник по костюмам - М. Кузьмин
Музыкальное оформление - М. Кузьмин
Художник по свету - М. Надеев

Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ о спектакле: 
Отзыв Андрея Петрова

Подробнее
16+
Режиссёр - Михаил Бакиров

Продолжительность - 1 час (бе антракта) 

Вокзал… Место встречи или разлуки?
В канун Нового года на перроне вокзала, где сливаются реальность и фантазия, двое клоунов становятся свидетелями чуда… Как в мире стало на два одиночества меньше.
Опоздание на поезд - это нелепая ошибка или шанс найти что-то (…кого-то?) новое в своей жизни? Кто мы? Пассажиры? И куда едет наш поезд? Куда приведут нас железнодорожные пути?
Новогодняя ночь становится временем чудес, ведь она даст ответы на вопросы двум заблудшим душам, подарив им один билет на двоих.

Премьера спектакля состоялась 25 декабря 2024 года

Подробнее