Двина29: Архангельский театр драмы представил премьеру в формате квартирника
Автор: Александра Коковина
Этот жанр довольно необычен для театра с классическим в большей степени репертуаром. Но такого подхода требует та история, которая вошла в основу постановки, выросшей из эскиза.
Спектакль «Витя + Рыба» появился благодаря лаборатории фестиваля «Эхо БДФ», проходившего в Архдраме в апреле 2024 года. Взяв в работу одноименную пьесу северодвинского драматурга Дмитрия Тарасова, режиссер Анна Морозова представила историю двух друзей, которые мечтали играть рок.
Каким образом исполняют свою музыку никому не известные рокеры, пока еще не успевшие стать звездами? Конечно, на квартирниках. Как объясняют сами актеры, это такие концерты в рамках квартиры – тусовки с живой музыкой: песнями под гитару в дружной компании.
Именно в такую атмосферу попадают зрители при входе в Абрамовский зал театра. Артисты в антураже квартиры 70–80-х годов играют знакомые песни, подбивая нас подпевать им.
Так начинается сторителлинг о временах СССР, которые так хорошо помнит поколение наших родителей. Молодость, драйв, вся жизнь впереди… Все для погружения в ностальгические воспоминания о счастливом прошлом.
Чтобы усилить и без того действенный эффект, авторы спектакля воссоздают обстановку советской квартиры, в которой обитают молодые мятежники. Обшарпанные, разрисованные обои, коробки-барабаны, ковер на полу, стол с клеенкой, пара-тройка табуреток… А среди этих атрибутов повседневной действительности они – будущие рок-звезды – Витя и его друг по прозвищу Рыба.
Главный герой здесь Витя, хоть на первый взгляд так не подумаешь. Актер Артур Чемакин играет своего персонажа как бы вглубь, а не вовне. Сам по себе Витя достаточно замкнут, сдержан. На это отчасти повлиял уход отца (Николай Варенцов) из семьи, который «переобувается» на ходу, только в этот конкретном случае он меняет шляпу.
В своем немногословии Витя явно пошел в мать (Екатерина Калинина). Она – учитель физкультуры, поэтому не выпускает изо рта спортивного свистка. С его помощью она выражает эмоции по поводу происходящего в их жизни: тяжко вздыхает при разладе в семье и одобрительно присвистывает изъявившему желание стать звездой сыну.
Но оказывается, добиться этого не так-то просто. Для такого дела нужен план, который по ходу пьесы маркером набрасывают герои на полуотклеившемся куске обоев. Всего девять пунктов. Первое – желание, и оно есть, даже поддержанное мамой.
Второй пункт – друг. И здесь в игру вступает Рыба (Константин Мокров). В отличие от Вити, он энергичный, более открытый. Именно он учит главного героя играть на гитаре, приводя в пример композиции советских поп- и рок-исполнителей.
Место встречи, которое рок-музыкантам изменить ну никак нельзя, появляется в третьем пункте под кодовым названием «реп.база». Ей, как несложно догадаться, становится квартира, только не самого Вити, а его второго друга – панка по прозвищу Свин (Николай Варенцов). Этот экстравагантный юноша отличается от приятелей не только нахрапистым поведением, но и стилем одежды: носит штору как плащ, а на голове – грелку для чайника в виде петуха.
Именно в квартире Свина герои находят собственный музыкальный стиль, именно там звучат первые песни этого нового амбициозного коллектива. Слова и музыку для них, кстати, написала сама Анна Морозова.
Как только Витя обзаводится репертуаром, появляется самый триггерный и для него, и для зрителей пункт плана – критика. Делится она на два вида: диванная и профессиональная, но действует одинаково на героя – как электрошоковая терапия. Сидя в кресле, будущий рок-музыкант подвергается ей со стороны других героев: взяв его за руки, ноги и голову, они воспроизводят вибрационный эффект, который ощущает любой, в ком когда-либо сомневались окружающие. Но оказывается, что внутренний критик не менее строгий и тоже заставляет героя содрогаться, только уже без внешнего воздействия.
Душевные муки помогают Вите вернуться в реальность и продолжить делать шаги в сторону своей мечты. А здесь героя поджидают более земные проблемы, как, например, высокие цены на запись альбома. Эти знания Витя получает из передачи «Давай запишемся», ведущим в которой выступает Рыба.
В этот раз драматург и режиссер позволяют себе вольность и отступают от обстоятельств 70–80-х годов прошлого века, включая, например, информацию о продвижении на музыкальных интернет-платформах. Этот привет современности снова возвращает нас к изначально заданной идее сторителлинга о временах СССР глазами молодежи XXI века.
Создается ощущение, что история, за которой мы сейчас наблюдаем, нам знакома. Это своего рода дежавю, будто образы и музыкальные мелодии мы уже где-то когда-то видели и слышали. Но авторы пишут, что все совпадения случайны, а сюжет никакого отношения к реальности не имеет. Значит, так оно и есть. А все аллюзии, возникающие при просмотре спектакля, не более чем наши домыслы, навеянные духом того времени.