Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Двина29: Архангельский театр драмы представил премьеру в формате квартирника

05.02.25
Источник: https://dvina29.ru/arhangelskij-teatr-dramy-predstavil-premeru-v-formate-kvartirnika/
Автор: Александра Коковина

Этот жанр довольно необычен для театра с классическим в большей степени репертуаром. Но такого подхода требует та история, которая вошла в основу постановки, выросшей из эскиза.

Спектакль «Витя + Рыба» появился благодаря лаборатории фестиваля «Эхо БДФ», проходившего в Архдраме в апреле 2024 года. Взяв в работу одноименную пьесу северодвинского драматурга Дмитрия Тарасова, режиссер Анна Морозова представила историю двух друзей, которые мечтали играть рок.

Каким образом исполняют свою музыку никому не известные рокеры, пока еще не успевшие стать звездами? Конечно, на квартирниках. Как объясняют сами актеры, это такие концерты в рамках квартиры – тусовки с живой музыкой: песнями под гитару в дружной компании.

Именно в такую атмосферу попадают зрители при входе в Абрамовский зал театра. Артисты в антураже квартиры 70–80-х годов играют знакомые песни, подбивая нас подпевать им.

Так начинается сторителлинг о временах СССР, которые так хорошо помнит поколение наших родителей. Молодость, драйв, вся жизнь впереди… Все для погружения в ностальгические воспоминания о счастливом прошлом.

Чтобы усилить и без того действенный эффект, авторы спектакля воссоздают обстановку советской квартиры, в которой обитают молодые мятежники. Обшарпанные, разрисованные обои, коробки-барабаны, ковер на полу, стол с клеенкой, пара-тройка табуреток… А среди этих атрибутов повседневной действительности они – будущие рок-звезды – Витя и его друг по прозвищу Рыба.

Главный герой здесь Витя, хоть на первый взгляд так не подумаешь. Актер Артур Чемакин играет своего персонажа как бы вглубь, а не вовне. Сам по себе Витя достаточно замкнут, сдержан. На это отчасти повлиял уход отца (Николай Варенцов) из семьи, который «переобувается» на ходу, только в этот конкретном случае он меняет шляпу.

В своем немногословии Витя явно пошел в мать (Екатерина Калинина). Она – учитель физкультуры, поэтому не выпускает изо рта спортивного свистка. С его помощью она выражает эмоции по поводу происходящего в их жизни: тяжко вздыхает при разладе в семье и одобрительно присвистывает изъявившему желание стать звездой сыну.

Но оказывается, добиться этого не так-то просто. Для такого дела нужен план, который по ходу пьесы маркером набрасывают герои на полуотклеившемся куске обоев. Всего девять пунктов. Первое – желание, и оно есть, даже поддержанное мамой.

Второй пункт – друг. И здесь в игру вступает Рыба (Константин Мокров). В отличие от Вити, он энергичный, более открытый. Именно он учит главного героя играть на гитаре, приводя в пример композиции советских поп- и рок-исполнителей.

Место встречи, которое рок-музыкантам изменить ну никак нельзя, появляется в третьем пункте под кодовым названием «реп.база». Ей, как несложно догадаться, становится квартира, только не самого Вити, а его второго друга – панка по прозвищу Свин (Николай Варенцов). Этот экстравагантный юноша отличается от приятелей не только нахрапистым поведением, но и стилем одежды: носит штору как плащ, а на голове – грелку для чайника в виде петуха.

Именно в квартире Свина герои находят собственный музыкальный стиль, именно там звучат первые песни этого нового амбициозного коллектива. Слова и музыку для них, кстати, написала сама Анна Морозова.

Как только Витя обзаводится репертуаром, появляется самый триггерный и для него, и для зрителей пункт плана – критика. Делится она на два вида: диванная и профессиональная, но действует одинаково на героя – как электрошоковая терапия. Сидя в кресле, будущий рок-музыкант подвергается ей со стороны других героев: взяв его за руки, ноги и голову, они воспроизводят вибрационный эффект, который ощущает любой, в ком когда-либо сомневались окружающие. Но оказывается, что внутренний критик не менее строгий и тоже заставляет героя содрогаться, только уже без внешнего воздействия.

Душевные муки помогают Вите вернуться в реальность и продолжить делать шаги в сторону своей мечты. А здесь героя поджидают более земные проблемы, как, например, высокие цены на запись альбома. Эти знания Витя получает из передачи «Давай запишемся», ведущим в которой выступает Рыба.

В этот раз драматург и режиссер позволяют себе вольность и отступают от обстоятельств 70–80-х годов прошлого века, включая, например, информацию о продвижении на музыкальных интернет-платформах. Этот привет современности снова возвращает нас к изначально заданной идее сторителлинга о временах СССР глазами молодежи XXI века.

Создается ощущение, что история, за которой мы сейчас наблюдаем, нам знакома. Это своего рода дежавю, будто образы и музыкальные мелодии мы уже где-то когда-то видели и слышали. Но авторы пишут, что все совпадения случайны, а сюжет никакого отношения к реальности не имеет. Значит, так оно и есть. А все аллюзии, возникающие при просмотре спектакля, не более чем наши домыслы, навеянные духом того времени.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее
12+
ПРЕМЬЕРА!
А.Чехов
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Художник-сценограф - А.Тимошенко
Художник по костюмам - И.Титоренко
Композитор - Ф.Чернов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее