Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Правда Севера. «Век вывихнут...»

29.09.19
Источник: Правда Севера
Автор: Елена Ирха

Эта пьеса Вильяма Шекспира занимает особое место в истории мирового театра. Считается, что любая роль в спектакле, поставленном по этой пьесе, может стать вершиной в карьере актера.

По главному шекспироведу страны Бартошевичу – «Гамлет» – это зеркало, которое стоит на большой дороге, и по этой дороге мимо этого зеркала идут народы, идут века, поколения, государства. И все видят в этом зеркале себя. Если посмотреть с этой точки зрения, то что же мы увидим в архангельском Гамлете?

Как сценическое действо архангельский «Гамлет» впечатляет. Актеры ходят на сцене по воде - говорят, там поставлен бассейн. Вероятно, это образ моря, близ которого стоит замок Эльсинор, чему подтверждение - парусные корабли на нем. Пути, ведущие в открытый мир, всплески страстей человеческих, блики спокойной воды – все отражает действие спектакля.

К фехтованию, сценическим боям, хореографии и костюмам в спектакле вообще нет вопросов, если не идеально, то близко к тому. Можно сказать, спектакль стильный, выраженный в черно-белых тонах или приглушенных холодных оттенках, что понятно – Датское королевство расположено на Севере.

Было бы странно, если б режиссер не привнес в спектакль своего видения трагедии. Итак, романтический молодой человек (актер Иван Братушев) взамен умершего любимого отца получает жестокого отчима-братоубийцу. И вместо того, чтобы уехать подальше от опасного для него дома - в ту же Англию с любящей его девушкой, зачем-то остается вправлять «вывихнутый век».

Он страдает, но, похоже, не от того, что ему нужно отомстить за отца, а он не хочет убивать (это вариант Гамлета-Смоктуновского, которому месть не доставляет никакого наслаждения в отличии от других Гамлетов). А от того, что разрушился привычный ему мир, семья.

Образ Полония в исполнении Евгения Нифантьева неожидан. Вместо интригана-царедворца, манипулирующего чувствами дочери, перед зрителями – любящий отец, всеми силами пытавшийся оградить дочку от такого возлюбленного как принц Гамлет. Потому Офелия сошла с ума – она лишилась какой бы ни было опоры в жизни – отец убит, Гамлет ее отверг, брат далеко, во Франции.

По личному впечатлению, образ Офелии в интерпретации Татьяны Сердотецкой получился интересным. Любящая девушка хотела, но не смогла спасти возлюбленного. Например, как она отдает ему «подношенья» - вместо кольца (как в знаменитом фильме Козинцева) – поцелуями.

Друзья по университету Розенкранц и Гильденстерн выглядят как попавшие и пропавшие на чужом кровавом пиру. Но их коварство и предательство по отношению к Гамлету как-то неочевидно. Зато такой герой спектакля как Горацио (Михаил Кузьмин) вызывает вопросы. Он единственный, кому Гамлет доверяет, но в спектакле он больше похож на классического Полония – эдакий «серый кардинал», без эмоций наблюдающий за разворачивающимися событиями.

В спектакле есть сцена, сделанная пластически хорошо, но сомнений у зрителя не оставляющая – безумием беззащитной Офелии воспользовалась солдатня. Именно Горацио ее топит в пруду – то ли из жалости, то ли по приказу короля Клавдия. И скорее второе, судя по тому, как король приставил к горлу королевы шпагу, и она, рассказывая о смерти Офелии, начала плести что-то там о намокшем тяжелом платье, которое утащило девушку на дно.

Гертруда в исполнении Наталии Латухиной двоякая – с одной стороны сильная неприступная леди (в начале спектакля ловко фехтует с королем Клавдием и не сразу поддается его любовным чарам), с другой – такая не простит домашнего насилия, а ведь оно происходит, когда маски сорваны. Ан нет, опять с Клавдием и, кажется, по доброй воле. Король в исполнении Дмитрия Белякова должен быть воплощением зла, подавляющим все вокруг. Но почему-то этого не происходит.

Финал и вовсе удивил. Удивил норвежский принц Фортинбрас, который в спектакле даже не подросток – ребенок (в пьесе не сказано, сколько ему лет, но предполагается, что это взрослый мужчина, воин – так его всегда и играли).

Так что же такого в шекспировской пьесе «Гамлет» увидел режиссер современного. Именно – «о чем Шекспир и о чем мы», как сказал Андрей Тимошенко на пресс-конференции. О чем Шекспир, судить не беремся. О чем мы? Наверное, о разрушении человеческих и родственных связей, семьи – все против всех. О жестокости современного мира, совершенно необъяснимой. Причем жестокость и насилие уже считается нормой. Кажется, мир погружается во тьму.

Или нет? Фортинбрас, которого коронуют на датский престол, еще ребенок, – может, у него все будет по-другому. Или – история про принца Гамлета повторяется? Ведь коронует его Горацио…

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль-променад
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас наушниками и сопроводит в течение всей прогулки.

Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее