Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Впервые на сцене Архдрамы выступили артисты Саратовского академического театра оперы и балета

14.05.25

«Вечер современной хореографии» состоял из балетных премьер театра последних двух лет: «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, поставленный в 2023 году к 150-летию со дня рождения С. Рахманинова, и «Лабиринты» А. Шнитке, премьера которого состоялась в 2024 году к 90-летию композитора. Хореографом-постановщиком спектаклей выступила саратовский балетмейстер Диана Вайлова.

Балет входит в репертуар театра и впервые был показан вне саратовской сцены – в Архангельске. Для артистов эта поездка также стала первой в столицу Поморья.

У нас сложилось очень приятное впечатление от города, мы даже немного застали белые ночи. Особенно поразил театр: его масштаб и размеры. В балетах, которые мы представим публике, присутствует сложная хореография и световые эффекты, а также необычное музыкальное сопровождение. Не многие театры могут нас принять, – поделился ведущий артист Саратовского академического театра оперы и балета, дипломант Международного конкурса Котаро Хиросэ.

На сцене Архдрамы также выступили лауреаты Международных конкурсов Сергей Букатин и Миу Сибагаки, заслуженный артист Республики Мордовия Илья Перепелкин, заслуженная артистка России Наталья Колосова.

По словам артистов труппы, оба балета – особенные. Балет «Паганини» – современное высказывание, основанное на легендах о таинственном и мрачном гении, скрипаче-виртуозе, чей музыкальный дар до сих пор остается загадкой. «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок», - так говорили о Паганини его современники. 24 вариации «Рапсодии на тему Паганини» – это 24 эпизода из разных музыкальных миров: классика, аллюзии средневековых песнопений и джаза. Именно эта стилевая уникальность и художественная выразительность музыки Сергея Рахманинова явилась источником вдохновения для балета.

Саратовский хореограф Диана Вайлова называет свое прочтение произведения психологическим взглядом на личность Никколо Паганини. С открытия занавеса, со взмаха рук, подобного жесту дирижера, начинается история о неизбежном выборе каждого, обреченного на славу – заключить внутренний договор с собой, определяющий дьявольское вдохновение или божественное озарение. Пересекающиеся струны скрипки на заднике сцены, идущие рука об руку с молодым Паганини, Демон и Ангел, рождают сжатое по времени, но грандиозное по смыслу полотно о противоречивости натуры гения и бесчисленности обуревающих его страстей.

Мистическую тему продолжает балет «Лабиринты» Альфреда Шнитке, открывающий новую страницу в творчестве композитора, отмеченную яркой индивидуальностью, оригинальными идеями и техническими находками. Первое соприкосновение Шнитке с миром балетного искусства возникло в связи с предложением балетмейстера Владимира Васильева. Обратившись к композитору в 1971 году, он представил Шнитке сюжет и точную схему будущего балета «Лабиринты», предполагающую пять эпизодов. Премьера планировалась в 1972 году в рамках VI Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. Однако формат конкурса ограничивался камерным исполнением – свою хореографическую миниатюру на начальный эпизод музыки «Лабиринтов» В. Васильев назвал «Двое».

После балетного конкурса музыкальная партитура «Лабиринтов» исполнялась лишь дважды - в Санкт-Петербурге в 1978 г. и Москве в 1980-ом.

Премьера спектакля в Саратове стала первой в России постановкой балета «Лабиринты», представленной полностью балетной труппой театра оперы и балета.

Лабиринты — структура в пространстве, состоящая из запутанных путей, ведущих к выходу или в тупик. Метафора лабиринта находит отражение как в сюжетном, так и в драматургическом плане балета. Главные герои блуждают в лабиринтах собственных чувств, иллюзий, страхов и галлюцинаций в попытке найти выход.На сцене — арка — портал между двумя измерениями. Переход между ними мимолетен, эфемерен, но трагически безвозвратен.

История этой любви не будет счастливой и легкой. Он — влюбленный и преданный. Она — потерянная и ускользающая из реальности в запредельное. Духи и видения, блуждающие в лабиринтах, подсознания манят ее в другой мир. Он — отчаянно борется за нее, тщетно пытаясь удержать в настоящем, но паутина странных мыслей окутывает девушку. Не в силах противостоять терзающим иллюзиям, Она погружается в мир безумия. Открытый финал в музыке Шнитке дает возможность каждому сделать свой выбор…

Архангельская публика восторженно встретила саратовских артистов, долго не отпуская со сцены громкими аплодисментами.

Отметим, что гастроли состоялись благодаря федеральному проекту «Программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов», организованного ФГБУК РОСКОНЦЕРТ при поддержке Министерства культуры РФ.


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Помор-Тур и Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова представляют:
Иммерсивный спектакль

Продолжительность - 3 часа*
Внимание! Посадка пассажиров и время начала спектакля начинается одновременно 
*1 час у причальной стенки + 2 часа прогулочный рейс по Северной Двине

Старейший пароход-колесник Н.В. Гоголь превращается в пространство современного театра, что само по себе становится беспрецедентным событием! 

Пароход 1911 года на полном ходу отправится в необычное путешествие по Северной Двине. Такого за 100 с лишним лет на его борту еще не было! Команда театра «Эскизы в пространстве» (г. Москва) с помощью разных медиумов - драматический театр, визуальный театр, аудиопроменад, предметную среду - создает уникальный зрительский опыт для каждого участника. 

Материалом для спектакля стали исследования мифов, легенд и фольклора региона – самые важные исчезающие из исторической памяти страницы истории и культуры уникальной архангельской земли. 

Спектакль создаётся совместно с Архангельским театром драмы им. М.В. Ломоносова 


Подробнее
18+
Первый гастроспектакль в Архангельске
Автор проекта - Сергей Самодов

Продолжительность – 1,5 часа.


О чем люди могут говорить, сидя за ресторанными столиками? Среди сервированного стола может разыграться драма или комедия, может вестись полицейский допрос или выясняться отношения. Участником какого диалога станет зритель, заранее не известно. Но это точно будет незабываемый иммерсивный опыт. Не только театральный, но и гастрономический, за который уже отвечают повара ресторана «Почтовая контора».

 

На каждый показ будет всего 20 мест. Участники смогут попробовать себя как в роли зрителя, так и актера. Разыгрывать диалоги им поможет суфлер, который будет подавать текст в наушник.


Подробнее