Впервые на сцене Архдрамы выступили артисты Саратовского академического театра оперы и балета
«Вечер современной хореографии» состоял из балетных премьер театра последних двух лет: «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, поставленный в 2023 году к 150-летию со дня рождения С. Рахманинова, и «Лабиринты» А. Шнитке, премьера которого состоялась в 2024 году к 90-летию композитора. Хореографом-постановщиком спектаклей выступила саратовский балетмейстер Диана Вайлова.
Балет входит в репертуар театра и впервые был показан вне саратовской сцены – в Архангельске. Для артистов эта поездка также стала первой в столицу Поморья.
– У нас сложилось очень приятное впечатление от города, мы даже немного застали белые ночи. Особенно поразил театр: его масштаб и размеры. В балетах, которые мы представим публике, присутствует сложная хореография и световые эффекты, а также необычное музыкальное сопровождение. Не многие театры могут нас принять, – поделился ведущий артист Саратовского академического театра оперы и балета, дипломант Международного конкурса Котаро Хиросэ.
На сцене Архдрамы также выступили лауреаты Международных конкурсов Сергей Букатин и Миу Сибагаки, заслуженный артист Республики Мордовия Илья Перепелкин, заслуженная артистка России Наталья Колосова.
По словам артистов труппы, оба балета – особенные. Балет «Паганини» – современное высказывание, основанное на легендах о таинственном и мрачном гении, скрипаче-виртуозе, чей музыкальный дар до сих пор остается загадкой. «С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок», - так говорили о Паганини его современники. 24 вариации «Рапсодии на тему Паганини» – это 24 эпизода из разных музыкальных миров: классика, аллюзии средневековых песнопений и джаза. Именно эта стилевая уникальность и художественная выразительность музыки Сергея Рахманинова явилась источником вдохновения для балета.
Саратовский хореограф Диана Вайлова называет свое прочтение произведения психологическим взглядом на личность Никколо Паганини. С открытия занавеса, со взмаха рук, подобного жесту дирижера, начинается история о неизбежном выборе каждого, обреченного на славу – заключить внутренний договор с собой, определяющий дьявольское вдохновение или божественное озарение. Пересекающиеся струны скрипки на заднике сцены, идущие рука об руку с молодым Паганини, Демон и Ангел, рождают сжатое по времени, но грандиозное по смыслу полотно о противоречивости натуры гения и бесчисленности обуревающих его страстей.
Мистическую тему продолжает балет «Лабиринты» Альфреда Шнитке, открывающий новую страницу в творчестве композитора, отмеченную яркой индивидуальностью, оригинальными идеями и техническими находками. Первое соприкосновение Шнитке с миром балетного искусства возникло в связи с предложением балетмейстера Владимира Васильева. Обратившись к композитору в 1971 году, он представил Шнитке сюжет и точную схему будущего балета «Лабиринты», предполагающую пять эпизодов. Премьера планировалась в 1972 году в рамках VI Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. Однако формат конкурса ограничивался камерным исполнением – свою хореографическую миниатюру на начальный эпизод музыки «Лабиринтов» В. Васильев назвал «Двое».
После балетного конкурса музыкальная партитура «Лабиринтов» исполнялась лишь дважды - в Санкт-Петербурге в 1978 г. и Москве в 1980-ом.
Премьера спектакля в Саратове стала первой в России постановкой балета «Лабиринты», представленной полностью балетной труппой театра оперы и балета.
Лабиринты — структура в пространстве, состоящая из запутанных путей, ведущих к выходу или в тупик. Метафора лабиринта находит отражение как в сюжетном, так и в драматургическом плане балета. Главные герои блуждают в лабиринтах собственных чувств, иллюзий, страхов и галлюцинаций в попытке найти выход.На сцене — арка — портал между двумя измерениями. Переход между ними мимолетен, эфемерен, но трагически безвозвратен.
История этой любви не будет счастливой и легкой. Он — влюбленный и преданный. Она — потерянная и ускользающая из реальности в запредельное. Духи и видения, блуждающие в лабиринтах, подсознания манят ее в другой мир. Он — отчаянно борется за нее, тщетно пытаясь удержать в настоящем, но паутина странных мыслей окутывает девушку. Не в силах противостоять терзающим иллюзиям, Она погружается в мир безумия. Открытый финал в музыке Шнитке дает возможность каждому сделать свой выбор…
Архангельская публика восторженно встретила саратовских артистов, долго не отпуская со сцены громкими аплодисментами.
Отметим, что гастроли состоялись благодаря федеральному проекту «Программы с участием женщин-дирижеров, хореографов, музыкантов, солистов», организованного ФГБУК РОСКОНЦЕРТ при поддержке Министерства культуры РФ.