Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина"

30.01.23
Источник: https://2dar.livejournal.com/227156.html
Фото: Ильдар Бабиков

"КАК СПАСАЛИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА В АРХАНГЕЛЬСКЕ"

27 января в истории города на Неве случилось как минимум два громких, и всем образованным людям, известных события: в 1944 году окончательно ликвидировали блокаду Ленинграда, а в 1837 году случилась роковая дуэль Пушкина. Вокруг последнего события и строится сюжет пьесы Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина", которая достаточно популярна у петербургских театров. Ей заинтересовался и главный режиссёр Архангельского театра драмы (Архдрамы) Андрей Тимошенко, поставив свою версию "истории одного возможного подвига". Побывав в Архангельске накануне роковой даты, я не смог проигнорировать показ.



Это история про маленького, как окажется, не нашедшего себя в жизни, человека по фамилии Питунин (аккуратней - не перепутайте буквы!), которого всю сознательную жизнь сопровождал Пушкин. Читается как фельетон, весело и беззаботно, и только в финале характер меняется на 180 градусов, но обойдёмся без спойлеров. Пьеса местами, правда, пошловата и грубовата, зато содержит в себе некоторое количество исторических фактов, и в этом смысле она образовательная. А ленинградцам-петербуржцам отдельно, конечно, будет интересно читать про места своего города.
2


Режиссёр Тимошенко решил сохранить в постановке яркий, сатиричный характер пьесы и даже театральными средствами усилил его, выкрутив ручки насыщенности выразительности почти до максимума; и одновременно сделав ставку на яркую визуализацию.
3


Сценическое пространство решено очень оригинально. У зрительного зала забрали часть - первые ряды, над которыми соорудили узкий продольный мостик. На этом помосте, фактически, и происходит весь спектакль. Сама же сцена используется как задник только в отдельных сценах.
4-5



В центре сцены силуэт Пушкина, сделанный по эскизам Михаила Аникушина в виде фигурки мишени в тире. По ней регулярно стреляют, она с грохотом падает и после со скрипом её поднимают.
«Вот убили его и правильно сделали! Раньше еще надо было!»
Вечный, несмотря ни на какие обстоятельства - такой вот неожиданный, в виде мишени, символ дуэли и Пушкина вообще. Очевидно, образ Пушкина работы Аникушина взяли просто потому, что он один из самых известных и выразительных. Но, ведь, его создали фактически к 100-летию со дня гибели поэта (строго говоря в 1949 году, но к памятной дате просто не успели, а потом началась война и всё затянулось), поэтому попадание получилось очень точным.
6


Текст и само повествование полностью соответствует пьесе с небольшими сокращениями и наоборот с некоторыми добавками. Так, например, описание мест в Ленинграде стало меньше - в принципе логично, архангелогородцам это не так интересно, а вот картина службе в армии наоборот показана детальней, чем в пьесе - это тоже логично, армейские образы и сюжеты фактурные, и анекдотичные.
7


Постановка насыщена визуальными эффектами - от накидывания бумажек на вентилятор до большого воздушного мешка в финальной сцене, к слову, очень выразительной как по эмоциональному накалу, так и по художественной выразительности.
8-9



Я замечал выше, что в пьесе встречается мат, пошлости и грубость. В спектакле не стали сглаживать углы, а даже наоборот. Скажем, песню "Ах, Зоя, кому давала стоя?" исполнили почти полностью. Вот только сделали это как-то скомкано, словно стеснялись. Зачем тогда было браться? И ещё одно замечание по этой сцене - в Ленинграде 70-х девчонки вряд ли носили футболки с буквами GUCCI. А вообще музыки в спектакле много самой разной.
10-11



И спектакль получился игровой со множеством мизансцен. Здесь выходят к зрителю, но от интерактива отказались.
12-13



Все роли играют 4 артиста, и если у Михаила Кузьмина одна роль - главгера, то все остальные мужские роли распределились между Дмитрием Беляковым и Иваном Братушевым, а женские пришлось воплощать Нине Няниковой.
14


Это хорошее решение, потому что актёрские перевоплощения приходилось подкреплять нарочито гротескными образами, что добавляло сатиры и яркости постановке.
15-16



В итоге удалось не только передать, но даже усилить весёлый анекдотичный характер пьесы, при этом сохранив в ней финальный драматизм. По рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН получается следующие оценки:
Сценарий: 10 из 10
Режиссура: 10 из 10
Актёры: 10 из 10
17-18



Свет: 6 из 6
Звук: 6 из 6
Пространство: 6 из 6

Все максимальные оценки, поэтому средний бал 8,0 из 8 то есть 10 долек. "Спасти камер-юнкера Пушкина  Андрея Тимошенко - экспрессивная, визуально яркая и насыщенная постановка про историю маленького человека с историческими деталями.
19



В заключении пару слов про сам театр Архдрамы. Форма здания подсказывает своими конструктивистскими чертами, что сооружали основной объём в 1930-х (посмотрел справку так и было - на месте снесённого Свято-Троицкого собора), а вот интерьер характерен для брежневского модернизма. Мне понравилась такая смесь - выглядит оригинально, стильно, не провинциально. На втором этаже фойе есть небольшая комнатка - музей. Такие исторические "уголки" есть почти везде и экспозиция в Архдраме соответствует обычному перечню. Но в данном случае среди стендов находился мужчина, который с нескрываемым энтузиазмом сам подходил ко всем присутствующим в зале и зажигательно, с большим интересом начинал комментировать стенды, которые оказывались перед ним. Очень здорово! Хотелось бы пожелать всем музеям найти такого энтузиаста, и чтобы он присутствовал перед спектаклем. Экспозиция - это хорошо, но само по себе, это мёртвые стенды, которые скорее существуют для галочки и для официальных делегаций. Настоящий же интерес к истории театра и к самому театру можно вызвать, только сопровождая стенды интересным живым рассказом.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+

«НАУЧИ МЕНЯ ЖИТЬ» - новая версия легендарного моноспектакля Максима Аверина «Все начинается с любви».


Его за последние годы посмотрели более 350 тысяч зрителей в 189 городах России в 18-ти странах мира. В новом спектакле собраны как лучшие произведения предыдущего спектакля, так и новые композиции.

Заслуженный артист России МАКСИМ АВЕРИН – один из ведущих и популярных отечественных актеров, успешный киноактер, ведущий телешоу на Первом канале, режиссер. Его фильмография насчитывает более 50 фильмов и сериалов.


Моноспектакль «Научи меня жить» обещает расширить представление зрителей о возможностях и таланте этого замечательного артиста. Это не творческая встреча, не концерт, - это именно спектакль со своей драматургией, полноценное театральное действо, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии и прозы, сопровождающаяся мастерской звуковой и световой партитурой. Актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге.


В программе: стихи и проза Давида Самойлова, Александра Вертинского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и других прекрасных авторов, песни советских и российских композиторов.

Максим Аверин из тех артистов, кто ведет за собой зрителя, находя в нем искреннего слушателя и собеседника. А положительная энергия, излучаемая актером, дарит вдохновение и мечту, проникая в самое сердце.


Говорит Максим Аверин: «Признанных мастеров поэтической мысли - Вертинского, Самойлова, Рождественского, Евтушенко - объединяет одна великая тема: Любовь с большой буквы. И этой темой, темой высокой любви, пронизан весь спектакль К сожалению, в нашей стране, да и во всем мире, огромный процент недолюбленности, и если говорить о женском внимании к моей персоне, в том числе в интернете, – наверное, я эту самую недолюбленность восполняю своими скромными силами. Мне приходит очень много писем, живых, не электронных, а написанных на бумаге, как в добрые старые времена. Некоторые из них я даже храню. Я вижу много людей, которые недоласканы, недолюблены, и для них каждое моё появление на сцене – коллективная ли это работа, либо мой моноспектакль – это пусть эфемерная, но любовь. И моим поклонницам… хорошо в этот момент, тепло… Пусть таким способом – для этого и существует искусство».

 



Подробнее
12+
Приглашаем на экскурсию в Театр

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска
Подробнее
16+
Размышление о повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего" (камерная сцена)
Режиссёр — Игорь Патокин

Продолжительность - 1 час 30 минут (без антракта)  

Творческая лаборатория театра драмы представляет самостоятельный, новый проект актёров Игоря Патокина, Ивана Братушева и Анны Патокиной. Эмоциональный накал в спектакле доходит до предела: от смеха до слез, от реальности до фантазии, от «холодной головы» до сумасшествия. Все грани актёрского таланта, музыкальные акценты, световые находки… 

«Психологические качели» — безумный аттракцион одиночки перенесёт зрителя в чужое подсознание. До чего доведёт чиновника Поприщина ведение рокового «блога»? Итак, внимание на детали!

Спектакль был награждён на V Международном фестивале-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» в Челябинске.


mazur2.jpeg
Нина Мазур из Германии, театровед, театральный критик, вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО):

«Я видела настолько много версий постановок «Записок сумасшедшего», что когда я слышу о спектакле по этому произведению Гоголя, у меня невольно возникает внутреннее сопротивление. К счастью, обязанность смотреть ваш спектакль обернулась радостью. На мой взгляд, Игорь Патокин разработал виртуозную партитуру спектакля, а Иван Братушев столь же виртуозно её воплотил. Это не тот случай, когда режиссёр «умер в актёре», или когда актёр обошелся без режиссера. Здесь два художника вместе создали нечто значительное». 

 
img-04251.jpg
Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор Российского       университета      театрального искусства, член Комиссии по театральной критике СТД РФ:

«Мне очень близка разработанность и точное воспроизведение всех деталей поведения Поприщина. Я не увидела того, что утомляет в ряде спектаклей, - принцип или закон недооформленности, когда где не дотанцуем, там доулыбаемся, когда темперамент на пол мимо партнера. Здесь доигрывается, дотанцовывается все детально и очень точно.

Уважительное и какое-то коллегиально сочувственное отношение к тем людям, которые занимаются важным, серьезным и необходимым делом в искусстве, осталось после спектакля. Работа, на мой взгляд, замечательная!»


ОТЗЫВЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ С ФЕСТИВАЛЯ «CHELоВЕК ТЕАТРА»

СМИ о спектакле:
«Бизнес-класс Архангельск»: Эксперименты продолжаются: театр драмы открыл двумя премьерами 84-й сезон
«Российская газета»: В Поморье «Записки сумасшедшего» превратились в «Блогера»
«Регион 29»: Архангельский театр представил спектакль «Блогер»: без Интернета, но с чувством

Премьера состоялась 1 октября 2016 года 

Пластическая, звуковая и световая партитуры — Игорь Патокин
Художественный руководитель проекта — Андрей Тимошенко
Сценография и костюмыАнна Патокина
Художник по свету — Максим Надеев 
Звукорежиссёр — Александр Лушев 
Видеоинженеры — Александр Дроздецкий, Евгений Рогульский 

Спектакль ведет Ирина Варенцова

Подробнее