ГАМЛЕТ от Архангельского Драмтеатра - это ВОСХИЩЕНИЕ, СЛОЖНЫЕ ЭМОЦИИ И ДОЛГОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ.
Первое, на что обращаешь внимание на этом спектакле — это сцена. Она полностью покрыта водой! И на этом фоне — трёхуровневая масштабная стена, которая своим видом делает отсылку на время действия бессмертной и, пожалуй, главной шекспировской пьесы. Главный режиссёр театра Андрей ТИМОШЕНКО «замахнулся на Вильяма нашего Шекспира» с таким же эпическим размахом, каким овеян ореол драматурга. Всё действие пьесы проходит на уровнях-галереях и непосредственно на глади водной поверхности. И даже ради этого стоит сходить на постановку, не говоря о том, насколько в ней выкладываются актёры.
Главную роль исполняет молодой и невероятно талантливый Иван БРАТУШЕВ. В роли Гамлета он невероятно хорош: и знаменитый монолог «Быть или не быть?», и его хлёсткие пассажи относительно Офелии, Гертруды, Клавдия, и его диалоги с Горацио и офицерами — всё это очень прочувствовано, его интерпретация образа Гамлета невероятно честная. Временами он становится на сцене каким-то неистовым, смотришь — и восхищаешься. Очень сильный актёр.
Открытие спектакля — игра Татьяны СЕРДОТЕЦКОЙ в образе Офелии. Вторым составом играет Мария СТЕПАНОВА, и, конечно, каждая актриса привносит свои штрихи в образ. В интерпретации Татьяны Офелия невероятно хороша. И её помешательство сыграно очень проникновенно. Татьяна, браво. Интересно, что сцена гибели Офелии подана не как шекспировское самоубийство, а рукотворный несчастный случай. Несчастную Офелию сначала насилуют (конечно, это показано без тени пошлости, но весьма убедительно и безжалостно), а потом и топят те, кто ранее клянётся Гамлету в преданности и дружбе. И этот режиссёрский ход — да, неоднозначный и не всеми, быть может, принимаемый — мне он очень «зашёл», хотя бы потому, что вся история высокопоставленных «самоубийств» - это завуалированные истории предательства и хорошо скрытого убийства. Впрочем, не щадят и наследного принца: в любом случае, его выпады натыкаются на встречные рапиры слуг, а ближе к концу Гамлета просто избивают в кровь.
Крови в спектакле много. Это и сочащаяся кровь из-под короны, и бутафорски вырванные глаза, и клятва в верности на рапирах — всё это добавляет трагедии Шекспира особой атмосферы. Вкупе с использованием сценического дыма, фехтования, света, музыки — создаёт очень сложные эмоции. Особо хочется отметить игру Михаила КУЗЬМИНА в роли Горацио. В его трактовке это весьма сложный неоднозначный образ, густо замешанный на цинизме. Он себе на уме — впрочем, как и положено всем высокопоставленным царедворцам. Игра Кузьмина захватывает и порой даже думаешь, что не он ли главный герой спектакля. Именно его герой в конечном итоге остаётся едва ли не основным выгодоприобретателем от всей трагедии, регентом при вновь обретённом юном короле Эльсинора.
Евгений Нифантьев в роли отца Офелии, придворного Полония — очень хорош. Его жалко, он представляется всё же как жертва обстоятельств. Любящий отец, для него любовь дочери к жестокому, в общем-то, принцу Гамлету — личная трагедия, и он пытается оградить дочь от такой жертвы. Он невероятно симпатичен в этой отцовской ипостаси, отнюдь не хитрый шекспировский «серый кардинал». Дмитрий Беляков в роли Клавдия и тени отца Гамлета — выкладывается на все сто. Как и в большинстве постановок нашего театра, даже любые вторые роли (могильщики, солдаты и др.) сыграны талантливо и очень убедительно.
Королеву Гертруду играют две замечательные актрисы в разных составах — Тамара ВОЛКОВА и Наталия ЛАТУХИНА. Мало того, что они просто отлично исполняют свои роли, они ещё и фехтуют — просто загляденье. Средневековая королева — на все руки. Может и заколоть, если что… Фехтование на сцене — отдельный разговор, т. к. сцены с ним ставились педагогом Щукинского театрального института Владимиром Гончаровым. И на сцене это выглядит невероятно правдоподобно и красиво. В конце в роли принца Фортинбраса выходят совсем юные актёры - Всеволод Ермаков либо Вадим Валявкин. И это добавляет особую ноту в спектакль: семейная трагедия оканчивается не только тем, что умирают все претенденты на трон, но и то, что тотчас же вся страна становится оккупированной — на воде сцены (на минуточку, там залито 16 тонн воды!) появляется множество моделей средневековых кораблей. Очень красиво. На постановке были курсанты Архангельского мореходного института, им тоже очень понравилось.
Игра на воде и обыгрывание такого простого предмета, как полотно — хочется сказать об этом особо. Обычное полотнище ткани превращается в руках Гамлета как бы в кнут, который делает его диалоги порой настолько безжалостными, что они становятся просто осязаемыми в своей безжалостности. Брызги летят на передние ряды, почему их специально резервируют как свободные от зрителей. Но выглядят эти сцены очень мощно. А когда Гамлет заворачивается в это мокрое полотнище, то отсылка уже даже не на саван — а на какую-то страшную египетскую мумию, обычный кусок ткани как бы живёт своей жизнью. Очень сильный режиссёрский ход.
В заключение хочется сказать, что «Гамлет», без сомнения, одна из лучших постановок Архангельского Драматического, и большая творческая находка главного режиссёра. Весь зал аплодировал стоя. Очень рекомендую эту постановку, в том числе, и мало подготовленному зрителю, особенно подросткам. При «прохождении» в школе всё же произведение сложно понять, в памяти остаётся лишь историческая канва да «Быть или не быть». Спектакль очень пробуждает эмоции и надолго западает в душу. Огромное спасибо не только тем, кого упомянул в рецензии, но и всем, кто играет и делает этот спектакль, т. к. там огромная командная работа.
|